Мобильный маркетинг, как инструмент, обладает рядом важных характеристик, которые выгодно отличают его от других каналов.
Охват. Мобильная связь, мобильный Интернет и мобильные устройства доступны в каждом регионе России, проникновение мобильного Интернета увеличивается и в настоящее время охватывает около трети населения страны.
Массовость. Происходят изменения возрастных границ использования мобильных устройств. Люди начинают пользоваться мобильными устройствами и мобильным Интернетом все с более раннего возраста, в то время как пожилое население страны также начинает осваивать новые технологии передачи информации.
Доступность. Происходит постоянное снижение цен как на мобильные устройства, так и на тарифы мобильного интернета, что позволяет постоянно повышать доступность использования мобильных устройств.
Именно благодаря этим преимуществам уже сегодня многие представители бизнес элиты выбирают мобильный маркетинг в качестве канала для продвижения своих товаров и услуг.
Исторически принято выделять такие инструменты мобильного маркетинга, как:
- Сообщения (SMS, MMS и системные сообщения);
- Контекстная реклама (продвижение в поисковых системах);
- Медийная реклама (реклама в приложениях и реклама на сайтах в виде текстовых, графических блоков и высокотехнологичных форматов, таких как Rich media);
SMS рассылки
SMS рассылки — отправка коротких сообщений маркетингового или рекламного характера абонентам сотовой связи.
Коммуникация с аудиторией по средствам sms и mms-рассылок – один из первых инструментов мобильного маркетинга, появившийся совместно с проникновением сотовой связи в России. При этом mms-рассылки используются достаточно редко, поэтому в настоящем разделе рассмотрим технологии, сферы применения и возможности sms-рассылок.
Можно выделить два типа sms-рассылок:
- отправленные на законном основании;
- отправленные незаконно.
Согласно Федеральному закону «О рекламе» от 13.03.2006 №38-ФЗ к незаконным sms-рассылкам относятся все сообщения, полученные без согласия абонента, либо отправленные с помощью автоматического перебора списка номеров без участия человека.
Следовательно, для законной коммуникации по средствам sms необходимо получить прямое согласие будущих абонентов, например, с помощью заполнения различных анкет и заявок. Без прямого согласия абонентов разрешается отправка рекламы после информационных сообщений, напрямую запрошенных абонентом. Например, рекламное сообщение после информации о балансе лицевого счета.
Таким образом, компании могут использовать рассматриваемый инструмент мобильного маркетинга для двух основных целей:
- оповещение клиентов о специальных предложениях\акциях\мероприятиях, оповещение о статусе заказа и т.д.;
- привлечение новых клиентов.
К плюсам такого канала продвижения можно отнести:
- дешевая стоимость контакта (от 0,3 руб);
- скорость доставки;
- возможность позвонить;
- возможность перейти на сайт.
К минусам:
- репутационные риски;
- поведение мгновенного удаления;
- сложно отследить эффективность;
- неоднозначный таргетинг.
Таким образом, sms-рассылки являются массовым инструментом мобильного маркетинга с относительно небольшой стоимостью использования и различными целями применения. Минусами являются низкая точность, дополнительные трудозатраты при оценке эффективности и риски негативного восприятия аудиторией при частом использовании. Плюсом является прямой и мгновенный контакт с целевой аудиторией.
Способы реализации SMS рассылки
- сервисы автоматической отправки sms по базе номеров;
- сервисы автоматической отправки sms по таргетированным группам пользователей;
- агентства sms-маркетинга.
Контекстная мобильная реклама
Контекстная мобильная реклама – адаптированные контекстные рекламные сообщения, отображаемые на мобильном устройстве.
Сегодня, на рынке контекстной мобильной рекламы в России присутствуют три основных игрока:
- Yandex Direct;
- Google Adwords;
- Rambler Begun;
При этом, самой удобной системой является Rambler Begun благодаря возможности размещения рекламных объявлений сразу в нескольких самых популярных поисковых системах, а также на десятках тысяч сайтов, возможности автоматической и ручной настройки рекламной кампании и возможности размещения не только по ключевым словам, но и по группам потребительских интересов пользователей.
Особенности контекстной мобильной рекламы:
1. Время имеет значение. Как правило, пользователи мобильного интернета удовлетворяют сиюминутный спрос на товары и услуги, пользуясь поисковыми приложениями. Пока сложно себе представить ситуацию, при которой абонент будет искать при помощи мобильного устройства дорогой автомобиль или элитное жилье с целью совершения сделки в этот же день.
Еще одна особенность — это непропорциональное распределение времени активных запросов. Как правило, в мобильной контекстной рекламе пики приходятся на утреннее и вечернее время.
2. География решает остальное. Большинство запросов в мобильном интернете привязаны к конкретной точке или месте на карте. Чаще всего пользователи ищут не абстрактный ресторан, а ближайший по отношению к их сиюминутному расположению.
3. Пойми меня правильно. Чаще всего, запросы в мобильном контексте очень лаконичные. Это связанно прежде всего с неудобством ввода информации при помощи небольших по размерам экранов и неудобных клавиатур.
Медийная мобильная реклама
Медийная мобильная реклама – адаптированные графические рекламные сообщения, отображаемые на мобильном устройстве.
Местами размещения медийной мобильной рекламы могут быть:
- мобильные версии сайтов;
- приложения.
Цели, которые решает канал медийной мобильной рекламы:
- увеличение посещаемости сайта;
- продвижение мобильного приложения;
- лидогенерация (получения заявок, анкет, опросов и т. д.);
- увеличение узнаваемости бренда/продвижение нового продукта.
Форматы баннеров в медийной мобильной рекламе:
- стандартный;
- раскрывающийся;
- межстраничный;
- видео.
Стандартный формат – графический статичный или анимированный баннер (JPG, GIF, PNG).
Возможности при клике:
- переход на сайт;
- переход в магазин приложений;
- звонок на определенный номер.
Раскрывающийся формат – вид баннера, состоящий из двух частей: стандартного баннера и полноэкранного содержимого, раскрывающегося по нажатии на стандартный баннер (Rich-media).
Возможности:
- галерея изображений;
- видео;
- отправление заявки;
- и т.д.
Межстраничный формат – полноэкранный графический баннер, возникающий в момент просмотра мобильного сайта или использования мобильного приложения (JPG, GIF, PNG или Rich-media).
Видео формат – рекламное видео-сообщение, воспроизводимое на мобильном устройстве при использовании мобильного приложения или просмотра другого видео-контента.
Самыми популярными среди рекламодателей форматами являются стандартный и раскрывающийся.
Определенные форматы рекламных объявлений в медийной рекламе призваны решать конкретные цели.
Основано на магистерской диссертации Германа Царева на тему «Применение инструментов мобильного маркетинга в деятельности современного предприятия».