В судебном деле против Google и его материнской компании Alphabet, возбужденном в Великобритании от имени тысяч цифровых издателей, требуют возмещения убытков в размере до 13.6 млрд фунтов стерлингов (~16.3 млрд долларов). Компанию обвиняют в антиконкурентном поведении, связанным с практикой Google в области рекламных технологий.
«В иске утверждается, что Google злоупотреблял своим доминирующим положением на рынке онлайн-рекламы, зарабатывая себе сверхприбыли за счет десятков тысяч издателей веб-сайтов и мобильных приложений в Великобритании», — говорится в пресс-релизе, сопровождающем подачу иска в Апелляционный суд по вопросам конкуренции (CAT).
Ранее этой осенью было объявлено о коллективном иске о конкуренции, который включает в себя параллельный иск в отношении Европейской экономической зоны (ЕЭЗ) в Нидерландах. Ожидается, что этот многомиллиардный иск в ЕЭЗ будет подан в начале 2023 года, сообщает Geradin Partners, одна из юридических фирм, участвующих в судебном процессе.
В иске утверждается, что Google злоупотреблял своим доминирующим положением в инфраструктуре рекламных технологий, чтобы диктовать условия, контролировать цены и устанавливать собственные предпочтения, что нанесло ущерб тысячам предприятий, у которых не было другого выбора, кроме как использовать его инструменты, если они хотят получать доход от рекламы.
Иск подан от имени около 130,000 компаний, владеющих примерно 1.75 миллионами сайтов и приложений в Великобритании, которые, как утверждает судебный процесс, пострадали от антиконкурентной практики Google.
Экономический анализ, проведенный в поддержку этого утверждения, предполагает, что практики Google могли снизить доходы от рекламы для некоторых компаний до 40%. Потеря 13.6 млрд фунтов стерлингов — это оценка общих убытков этих 130,000 предприятий с 1 января 2014 года по настоящее время.
Истцы указывают на решение в прошлом году французского органа по надзору за конкуренцией, который обнаружил, что Google злоупотребил доминирующим положением в отношении рекламы для издателей сайтов и мобильных приложений, и оштрафовал его на сумму до 220 миллионов евро за различные злоупотребления.
Стек рекламных технологий Google — и некоторые другие методы, связанные с рекламой, — продолжают расследоваться антимонопольными органами ЕС и Великобритании.
Но европейские веб-издатели и издатели приложений, очевидно, не ждут дальнейших регулятивных ударов — не в последнюю очередь потому, что они надеются заставить Google раскошелиться на крупную сумму за то, что в иске называется «серьезной» антиконкурентной практикой.
«Рынок онлайн-рекламы сложный, технический и высокоавтоматизированный. Реклама продается за доли секунды в процессе, предназначенном для сопоставления рекламируемого продукта с профилем человека, посещающего сайт. Сторонние платформы работают по обе стороны рынка, согласовывая предложение со спросом и — в идеальном мире — обеспечивая эффективную и действенную работу рынка. К сожалению, теперь хорошо известно, что этот рынок развивался таким образом, что в первую очередь обслуживает Google», — говорит один из истцов.
В другом заявлении Дэмиен Джерадин, партнер-основатель одноименной юридической фирмы, добавил: «Хотя ценность иска, который мы предъявляем, значительна, мы считаем, что дело не только в деньгах. В течение многих лет Google отказывает компаниям в Великобритании, Европе и за ее пределами, включая местную прессу и издателей веб-сайтов, ориентированных на сообщества, в возможности получать надлежащий доход за счет рекламы.
«Помимо привлечения Google к ответственности, проигравшие стороны нуждаются в надлежащей компенсации».
Google ранее назвала судебный процесс «спекулятивным и конъюнктурным». В другом заявлении, отправленном сегодня TechCrunch по электронной почте, говорится: “Google конструктивно работает с издателями по всей Европе: наши рекламные инструменты и инструменты наших многочисленных конкурентов в области рекламных технологий помогают миллионам веб-сайтов и приложений финансировать свой контент и позволяют предприятиям любого размера эффективно привлекать новых клиентов. Эти сервисы адаптируются и развиваются в партнерстве с теми же издателями”.
В то время как Google стремится отклонить юридический иск как необоснованный, Управление по конкуренции и рынкам Великобритании (CMA) выразило серьезную озабоченность по поводу дисфункции на рынке цифровой рекламы — после тщательного расследования, которое оно начало в 2019 году.
В его окончательном отчете, опубликованном в июле 2020 года, сделан вывод о том, что рыночная власть Google и Facebook настолько велика, что необходим новый подход к регулированию (и специальный надзорный орган) для решения того, что назвали «широкомасштабной и самоусиливающейся» проблемой.