[pullquote align=»right»]Илья Позин — серийный предприниматель, писатель и инвестор. В списке основанных им проектов — онлайн-платформа развлекательных видео Pluto.TV; компания Open.me, занимающаяся поздравительными открытками, и digital-агентство Ciplex. Его статья была опубликована сайтом TheNextWeb.
[/pullquote]
«Станет ли оно вирусным?» — постоянно спрашивал себя Аарон Патзер во время запуска своего приложения Mint.com. Чтобы ответить на этот вопрос, он и его команда отправились на пригородную станцию и проинтервьюировали ожидающих поезд пассажиров — заинтересовались бы они Mint.com. Патзер фиксировал не только ответы «да» и «нет», но и степень энтузиазма у положительных ответов.
Ветеран в сфере мобильных разработок, серийный предприниматель Шэйн Уолкер пошел дальше Mint.com и выработал простой способ измерить не только интерес к приложению, но и вероятность, с которой оно может стать вирусным.
Почему важно сарафанное радио?
Вспомните последнее загруженное вами приложение и спросите себя, почему вы его скачали. Большинство делают это по примеру своих родных или друзей — именно так многие приложения становятся мегапопулярными без вложений в их раскрутку.
Определяющее значение сарафанного радио для мобильных приложений — далеко не новость. Согласно данным опроса Ofcom, 77% пользователей скачали приложения, услышав о них от близких, 38% — найдя в топах, что по сути — то же сарафанное радио, распространенное на магазины приложений. Только 20% пользователей ответили, что скачали приложения, благодаря медиарекламе.
Из всего этого следует единственный вывод: чтобы ваше приложение стало вирусной сенсацией, нужно заставить людей говорить о нем.
Тест на виральность, о котором вы должны знать
Однако, как можно измерить такую вещь, как обсуждаемость продукта? Многие разработчики полагают, что главную роль здесь играют ссылки в разного рода социальных сообщениях, но такой подход упускает из вида значительную часть механизма популяризации, когда кто-то использует приложение, а его друзья видят это. Это очень распространено на рынке мобильных приложений, но как это посчитать?
В июне 2014 команда Уолкера разработала различные прототипы мобильного приложения, которое позволяло бы сделать обыденные фотографии интереснее. У них было множество вариантов: некоторые просто немного улучшали фотографии, другие делали их просто безумными.
Пытаясь выбрать наилучшую концепцию, они разработали совместно с бывшим менеджером по продукции Zynga и основателем BlueLight Притом Анандом тест, позволяющий измерить «сарафанность» мобильных приложений.
Как и Mint.com, Уолкер отправил стажеров опрашивать людей на станциях (4th и King Caltrain в Сан-Франциско). Сначала пассажирам описывали и показывали приложение, затем предлагали попользоваться им в течение нескольких минут, после чего ответить на вопросы.
Это может показаться очевидно справедливым подходом, но Уолкер изобрел уловку: приложение должно оставаться не названным во время презентации.
Если респондент во время интервью интересовался, как называется приложение или как его найти, интервьюеры отмечали «да» в поле «сарафанность». Далее, при обработке информации, мобильные приложения были отсортированы по их шансам на вирусное распространение.
Поразительно, но согласно измерениям, выиграла самая безумная идея.
Более 70% респондентов заинтересовались Doublie.com, мобильным приложением, которое позволяет добавлять знаменитостей и стикеры на свои фотографии. Приложения с умными технологиями, такими как визуализация данных, потерялись среди очень простых.
Этот результат не был очевидным для Уолкера с самого начала. Создав простой и мощный тест, он определил, какой вариант будет самым популярным и быстро распространяющимся.
Если пользователи хотят найти приложение, увидев его у знакомых, оно является сарафанно привлекательным. Если люди спрашивают название приложения во время собственноручного тестирования, велика вероятность того, что они скачают его, а значит, ваш продукт имеет шансы стать вирусным.
Нет никаких сомнений, что для мобильных разработчиков, ищущих способы быстро популяризовать свои приложения и сделать их вирусными, этот новый тест на основе известной, давно разработанной методики пользовательского фидбека может оказаться бесценным.