CB Labs – студия разработки мобильных приложений. В блоге компании Алексей Иваница из Audiko.ru делится своей подборкой инструментов для продуктового менеджера.
Деньги? Слава? Мировое господство? Все мимо. Перед запуском программного продукта в первую очередь думают о привлечении трафика.
Еще пару лет назад при загрузке приложения в Play Store пользователи видели его в категории New. При хорошей виральности это могло принести хорошее количество загрузок. Сейчас, когда все маркеты стали значительно больше, надеяться на это по крайней мере опрометчиво. Тем не менее, у многих начинающих проектов есть особое мнение: их приложение настолько всем надо, что сразу же взлетит в ТОП и будет там находится при поддержке загрузок из этого же ТОПа вечно.
Развеиваем миф номер 1: позиции ТОПов имееют смысл только для игр, иногда — мессенджеров. В этих категориях ТОПовый трафик может приносить до 85% всех загрузок. Для приложений из других категорий это работать не будет. На ТОПовый и поисковой трафик будет приходится около 15-25% загрузок, остальной трафик надо привлекать.
Трафик — понятная и прекрасная валюта. Он важен не только на начальном этапе. Вы привлекли первых людей в продукт, поняли поведение пользователей и оптимизировали приложение. А дальше? А дальше он необходим для поддержания позиций в маркете.
В зависимости от проекта, очень важными являются показатели LTV (Live Time Value), ARPU (Average Revenue Per User), Retention и K-фактор виральности. При этом всем привычные DAU (Daily Active Users), MAU (Monthly Active Users) скорее информативны и реально ничего не отражают. Помочь в оптимизации приложения они определенно не смогут. Развеяли миф № 2.
Основная функциональность продукта — вот что необходимо понимать на этапе его разработки. Именно ее и следует максимально просто показать пользователям. Правильнее всего строить продукт с MVP (Minimal Valueble Product), в котором не будет багов, понятным для пользователей и содержащим только необходимую функциональность.
MVP проще всего описать на примере Foursquare, основная идея которого — это Check in. Прототип такого продукта должен содержать в себе только возможность делать check in и расшаривать его в социальные сети для привлечения вирального трафика. Если пользователи не будут понимать идею продукта и чекинится, то достраивать функциональность в виде возможности загрузки фотографий смысла не имеет. Если идея понравилась пользователям, то постепенное внедрение новой функциональности позволит более правильно оценивать ее влияние на продукт. Лишнюю функциональность надо убирать из продукта. Less is more (c). О пользе ограничений мы уже говорили в статье «Почему приложения с ограничениями такие популярные? 140 символов, 6 секунд или исчезающие фотографии».
Product manager при запуске новой функциональности должен понимать как отследить ее влияние на продукт. Именно эти данные в дальнейшем позволят концентрироваться на более популярных и понятных фичах и приведут чего доброго к пересмотру концепта продукта в целом.
Сегодня существует очень большое количество сервисов, которые помогают в построении и поддержке проектов. Некоторые мы используем и хотим рассказать о них подробнее. Они могут быть полезны как для больших проектов, так и для стартапов. Описание всех сервисов ознакомительное, детальную информацию можно запросто получить на официальных ресурсах.
Project development
Parse
Изначально сервис предоставлял платформу для доставки Push-уведомлений. Два года назад он был приобритен Facebook и трансформировался в backend платформу для мобильных приложений. Сейчас Parse включает в себя backend, систему аналитики и сервис доставки push-уведомлений.
Backend разрабатывается на Java Script, есть возможность взаимодействия с внешним сервером через Rest API. Удобно реализована возможность работы с geo-координатами, авторизацией через Facebook / Twitter. Возможности аналитики у него достаточно поверхностные, вроде DAU, MAU и статистики по собственным эвентам.
В то же время, очень удобно реализована возможность отправки push-уведомлений с сегментацией пользователей и доставки в локальном времени пользователя и т.д. Недавно добавилась возможность проводить сплиты в уведомлениях, сравнивать open rate и выбирать наиболее “конвертящий” вариант. Многие разработчики отдельно выносят в Parse только отправку push-уведомлений, чтобы не поддерживать собственный сервер.
Сервис очень удобен при запуске MVP для проверки жизнеспособности идеи и позволит минимизировать средства на поддержку backend. Детально о возможностях, ограничениях и стоимости http://parse.com.
Нашумевший в свое время Yo, кстати, полностью работает на Parse.
Crashlytics
В данный момент проект является частью Fabric.io и принадлежит Twitter.
Изначально представлял собой эффективный механизм для отслеживания сбоев в приложениях. Позволяет отслеживать креши Play Store для Android приложений и для iOS. Сервис предоставляет основную статистику по приложению: DAU, MAU, Online users, Daily new users, Crash report, Sessions. Вывод статистики очень нагляден и удобен. С помощью механизмов идентификации можно сохранять e-mail пользователей, у которых произошел креш приложения, и уточнять причину. С момента присоединения к Fabric у сервиса появилась возможность тестирования приложений, как это реализовано в Testflight. Эта возможность есть для Android, где до этого приходилось выкладывать в Alpha на маркете и ждать несколько часов. Инвайт новых пользователей происходит значительно удобнее, интегрирование SDK очень простое.
POP
На этапе протопипа важно понимать основную функциональность приложения. Как будут расположены элементы, как будет происходить взаимодействие с пользователем. POP предоставляет возможность прототипирования приложения. Создание прототипа происходит на бумаге “от руки”. Далее эккизы фотографируются и через приложение создаются Touch зоны, эмулирующие нажатия на элементы.
У приложения есть возможность связки с Dropbox, что удобно при загрузки уже отрисованых страниц и демонстрации работы приложения.
Альтернативой является проект Flinto.
Alconost / Gengo
Cервисы предоставляют возможность локализации продуктов. Alconost позволяет отправлять на перевод файлы в различных форматах: xml, string и тд. Недостатками являются высокая стоимость такого перевода и сроки выполнения.
Через nitro.alconost.com удобно переводить небольшие тексты, вроде описания на маркете. Скорость выполнения перевода — около часа. Очень удобно использовать сервис для proofreading.
Альтернативой Alconost является сервис Gengo. Скорость перевода и качество немного выше, чем у Alconost. При этом, стоимость на отдельные локали может быть меньше до 2х раз.
Mailgun
Сервис представляет собой альтернативу mailchimp, однако значительно выгоднее по стоимости. В отличие от mailchimp, у которых монетизация построена в основном на пакетах подписчиков, mailgun монетизируется по «pay as you go» модели. Отправка 10,000 писем в течении месяца бесплатна. И этого вполне достаточно для небольших проектов. Взаимодействие с mailgun происходит через API, возможность простой загрузки шаблона и списка получателей отсутствует, для отправки html шаблонов необходимо использовать API.
Как и все подобные сервисы, mailgun предоставляет детальную статистику по открытиям, кликам и девайсам, на которых были открыты письма. При больших объемах отправляемых писем целесообразно использовать сервис для тестирования кампаний, проведения сплит экспериментов. Когда собираем достаточно статистики, переключаем рассылку на собственные почтовые сервера.
Projectparfait
Данный сервис был разработан компанией Adobe. Будет очень полезен для оптимизации рабочих процессов между дизайнером и верстальщиком.
Позволяет извлекать CSS, шрифты, цвета и экспортировать элементы из PSD в отдельные изображения. Весь интерфейс при этом полностью работает в браузере. В отдельных случаях, разработчики могут самостоятельно сделать порезку необходимых элементов.
Digits from Twitter
Данный сервис будет удобен разработчикам приложений, где используется авторизация с помощью телефонного номера. Сервис автоматически отправит код подтверждения на телефон абонента. В случае правильного ввода приложение пришлет уведомление на ваш сервер. Сервис также позволяет получить номер телефона пользователя, для его идентификации и построении graph связей с пользователями из его телефонной книги.
Pttrns и Really Good Emails
Pttrns — сервис, на котором собраны скриншоты из топовых приложений, при этом они удобно разбиты по категориям. При построении UI практически незаменимый сервис.
Really Good Emails — аналогичный сервис, но для дизайна email сообщений. Необходимо только решить вопрос верстки.
Emailonacid
Данный сервис позволяет валидировать верстку e-mail сообщений и просматривать их отображение в различных почтовых сервисах. Расширенная подписка также позволяет мониторить попадание в спам-лист.
Similarweb
Ресурс предоставляет инсайты о любых веб-ресурсах и мобильных приложениях. Данные являются примерными, но позволяют понять основные источники трафика у интересующих вас приложений или веб ресурсов. О этом ресурсе мы расскажем подробней в материале посвященному SEO продвижению.
Creativemarket
На данном ресурсе собраны готовые элементы дизайна, верстки, шрифтов и тд. Есть аналогичный ресурс — http://market.envato.com/. На нем есть дополнительные разделы, вроде звуков, 3D шаблонов и т.д.
Аналитика
Tapstream
Простой и удобный сервис для отслеживания источников инсталов в вашем приложении. Для iOS платформ подобных решений очень мало.
Будет полезен для лучшего понимания поведения пользователей и для анализа окупаемости кампании. Из преимуществ сервиса стоит отметить возможность применения для нагруженных проектов, так как модель монетизации не зависит от количества отправляемых ивентов. Для различных источников он позволяет изменять поведение приложения, например, лендинг страницы. И еще сервис будет очень удобен при построении воронок приложения.
Описывать известные сервисы по аналитике — Mixpanel и AppAnnie — не имеет смысла. Это те самые «киты» аналитики приложений, без которых все движения бессмысленны и хаотичны. И если кто-то с ними по какой-то ужасной случайности еще не знаком — обязательно восполните этот пробел. Если вы самостоятельно будете настраивать аналитику в своих продуктах, то вам будет полезен материал из нашего блога, посвященный аналитике: «Анализируй это. Что такое сегментация и почему без неё нельзя» и «Анализируй это 2. Когортный анализ. Метрики продукта vs Метрики роста».
Personal growth
Bookmate
Это очень удобная читалка для планшетов и мобильных телефонов. Из особенностей хотелось бы выделить отсутствие необходимости загрузки книг из внешних источников. Да, все они доступны в облаке Bookmate. Я, например, очень люблю книги МИФа и в данном сервисе они все доступны. Есть также возможность загрузки отсутствующих у них книг в формате fb2 и ePUB.
Работает так, как в США работает iBooks, только не с «pay as you go», а с subscription моделью монетизации. Все ваши цитаты, заметки и т.д. сохраняются в одном месте, что удобно для расшаривания с друзьями.
Дополнительно есть возможность просмотра библиотек ваших друзей. А изначальное позиционирование было: социальная читалка.
Digg
Сервис является агрегатором новостей, как Flipboard, но с особенно удобной Reader-функциональность.
Это фактически RSS читалка, в которую надо просто загрузить URL интересующего ресурса. Далее все публикации будут выводиться в удобном для пользователя виде.
Продуманная возможность линковки с Pocket. Для пользователя достаточно просмотреть начало статьи, чтобы понять, актуально ли она для него. Если да — то в один клик ее можно добавить в Pocket и прочитать позже.
Сервис для отложенного чтения. Скопировать ссылку на интересующую публикацию, и Pocket автоматически сохранит весь контент в удобной для чтения форме. Гениально работает в связке с Digg. Есть возможность отправлять заметки друзьям или расшаривать через соц. сети.
Информации много, полезной еще больше. У нас в портфеле есть увлекательные истории о каждом сервисе с красочными скринами, деталями и особенностями использования. И отдельной темой полный неожиданностей рассказ об опыте использования Mixpanel, анализе основных KPI проекта и оптимизации статистики. Хотите?