Главный итог года для нас: игровая индустрия растёт быстрее ожиданий.
Ожидается, что в 2017 году суммарная выручка индустрии составит $116 млрд (изначально прогноз был на $7,1 млрд меньше), при этом:
- мобильные игры принесут $50,4 млрд (вместо $46,1 млрд);
- ПК-игры — $32,3 млрд (вместо $29,4 млрд);
- консольные игры — $33,3 млрд.
Но речь в данной статье, как ни странно, пойдет не об игровой индустрии, а о системах аналитики. Мы, в системе игровой аналитики devtodev, хотим порассуждать о том, какими мы видим тренды в развитии аналитических систем на конец 2017 года. А динамика игровой индустрии — это наша мана, это то, что нас вдохновляет на дальнейший рост.
Свои выводы мы делаем на основании анализа динамики развития аналитических систем за 2017 год и информации об их дальнейших планах.
Итак, в какую сторону движутся системы аналитики? Что появляется нового? Что определит их дальнейшее развитие?
Тренды в развитии аналитических систем
Большее вовлечение в особенности продукта
Продукты из разных сфер деятельности похожи друг на друга в общем, но отличаются в частностях. Всем интересна максимизация удержания и минимизация отвала, повышение доли платящих и LTV всех пользователей.
Однако когда мы задумываемся о том, как именно решать эти проблемы — тут всплывают особенности именно конкретных рынков и продуктов (в частности, мы в devtodev работаем на игровом рынке и знаем, что в f2p-играх очень важны вовлечение в игру и внутренние экономические метрики: баланс валюты, вовлечение в игру и в платящее поведение, игровой туториал и так далее).
Есть ощущение, что одним из векторов развития аналитических систем становится ориентация на конкретный продукт (игра, интернет-магазин, SaaS), а универсальные (подходящие всем) аналитические решения уже не удивляют.
Вовлечение в процессы компании
Аналитические системы интегрируются с мессенджерами, и отчёты становятся более быстрыми и доступными (в частности, devtodev интегрирован со slack, и можно настроить автоматический импорт всех отчётов в мессенджер).
Отчётами можно делиться (в devtodev такая возможность реализована давно), в некоторых системах можно их комментировать, выстраивать цепочки комментариев и даже (!) лайкать или оставлять другие реакции.
Всё это служит одной цели: сближению пользователей и системы, более высокому уровню проникновения системы аналитики в процессы разработки продукта и его оперирования и, как следствие, более высокому долгосрочному удержанию.
Прогнозирование действий
К вопросу о том, что отвалы и платежи волнуют всех. Системы аналитики постепенно обучаются умению прогнозировать отвал пользователя и вероятность совершения им платежа. Пока без особых откровений: если пользователь долго не заходил, он, скорее всего отвалится, а если он пользуется продуктом уже долго и плотно, то, скорее всего заплатит. Но точность предсказания растёт, это видно, и польза от этого очевидна:
- пользователям, которые норовят уйти, можно высылать push-уведомления, специальные предложения, кастомизировать продукт под них;
- пользователям, которые не заплатят, можно показывать рекламу, чтобы хоть как-то на них заработать.
В этом направлении есть куда копать, и, кажется, рынок ещё в самом начале пути.
Профилирование и персонализация
Тренд, который нас особенно радует — это повышение внимания к конкретным пользователям. Такие метрики, как DAU, ARPU, retention — это общие показатели, посчитанные по всей выборке.
Но если “спуститься” на уровень конкретного пользователя, то зачастую можно увидеть больше сигналов, чем видно по агрегированным метрикам, то есть “сверху”.
Если перекладывать эту логику на язык аналитических систем, то мы получим возможность анализировать действия каждого конкретного пользователя, формировать его профиль, предсказывать его (конкретно его) дальнейшие действия.
А теперь позвольте нам, системе игровой аналитики devtodev, отчитаться за 2017 год, рассказать, что нового у нас появилось в этом году.
В чём-то мы идём в ногу с рынком, в чём-то, вероятно, опережаем его.
Что нового у devtodev
В 2017 году мы выпустили немало классных новых отчётов. Расскажем о нескольких из них.
Отчёт по накопительному доходу
Накопительный доход (или cumulative ARPU) — важная метрика для когортного анализа. Она показывает, сколько денег принёс проекту в среднем каждый пользователь, зарегистрированный в проекте в определённое время, то есть попавший во временную когорту.
Таким образом, сравнивая динамику этого показателя по когортам от даты к дате, можно делать выводы о том, как меняется качество проекта и как на это реагируют пользователи. А производя “горизонтальный” анализ, можно изучать, как платит и окупается определённая когорта.
Этот отчёт помогает решить и продуктовые цели (замеры качества продукта), и цели трафика (окупаемость, выход на LTV).
Анализ версий
Кстати, о продуктовой аналитике. Разработчики продуктов, в нашем случае — игр, постоянно делают новые версии, выпускают обновления. Чтобы облегчить вопрос анализа эффективности выпущенных версий, мы разработали отчёт Versions. В нём мы показываем данные не в разрезе дат, а в разрезе дней с момента выхода версии, то есть можем нанести несколько версий на одни оси и сравнить в разрезе версий основные показатели качества продукта: конверсия туториала, удержание, монетизация. Помимо этого, данный отчёт обновляется в реальном времени, это существенно упрощает задачу мониторинга версии сразу после релиза: как быстро приходят в неё новые пользователи, как старые пользователи постепенно обновляют версию.
Аналитика по рынку
Помимо получения данных от SDK, мы также умеем подключаться и к магазинам приложений, чтобы вы могли оценить динамику вашего проекта в магазинах в разрезе стран и категорий. Для удобства мы вывели всю эту статистику в отдельный отчёт Market Rating.
Отметим ещё несколько приятных и очень полезных нововведений, которые появились в devtodev в 2017 году.
Метрики конверсии туториала
Туториалы есть в большинстве проектов (не только, к слову, игровых). Мы вывели такие показатели, как:
- Конверсия туториала;
- Доля людей, начавших / пропустивших / закончивших туториал, застрявших на туториале,
в отдельные метрики, чтобы вы могли лучше и быстрее оптимизировать first time user experience вашего продукта.
Метки на временной оси
Как раз к вопросу о вовлечении системы аналитики в процесс управления продуктом.
Проекты, как правило, находятся в оперировании долгое время, а память человеческая всю историю изменений вмещает в себя с трудом. Мы даём возможность добавить на временную ось различные метки, которые сообщат вам о том, что было с проектом в определённые интервалы времени в прошлом: акции, важные обновления, внутренние ивенты. Это особенно удобно на длительном интервале времени — вам не нужно будет “дёргать” аналитика, чтобы вспомнить, что же было с проектом с 21 по 23 июля 2016 года.
Новая версия воронок
Все вы, конечно, в курсе, для чего нужны воронки – это важнейший инструмент аналитики, который показывает, как пользователи выполняют определенную последовательность событий. Воронки помогают измерить конверсию на всех шагах, найти проблемные места в вашем продукте. И после того, как эти узкие места устранены, вновь именно воронка позволит понять, как повлияли ваши изменения на поведение пользователей.
Мы в devtodev уделили особое внимание совершенствованию именно этого отчета и улучшили его: теперь есть дополнительные фишки, которые существенно усилили функционал и сделали его более гибким. Что изменилось:
- Можно отслеживать выполнение и невыполнение каждого шага (галочка “Not” на шаге воронки).
- Опциональные шаги. Вы строите две воронки в одной и сразу же сравниваете конверсию с учётом этого шага и без него: это экономит ваше время и позволяет быстрее находить отклонения в поведении игроков.
- Пользователи делятся на две категории: одни могут выполнять действия (например, совершать покупки) в приложении или на сайте сразу же, другие могут тянуть с этим сколь угодно долго. Чтобы отделить одних от других, мы в devtodev решили ввести ограничение на время выполнения шага.
- И еще одна новость, которая сделает качество отчётов близким к совершенству: вместо 10 шагов в отчёте воронки теперь 20 шагов , можно задать более длительную последовательность событий , выполняемых (а теперь ещё и НЕвыполненных!) игроком, и как следствие, поиск узких мест станет более эффективным.
Немало сделано и в образовательном направлении devtodev:
- Платформа для курсов. Мы разработали специальную платформу, чтобы публиковать на ней свои курсы. Эта платформа упрощает для нас выкладывание наших материалов и лекций, позволяет проходить тесты, настраивать уведомления и напоминания и т.д.
- И на этой платформе мы разместили свой главный образовательный проект в этом году — большой бесплатный курс “Игровая аналитика: от основ к продвинутым методам”. 16 лекций, 8 часов видео, 5 тестов — как результат тысячи слушателей курса.
- Книга “Как анализировать акции в играх”. Несколько десятков тысяч человек уже скачало эту книгу с нашего сайта, а бумажную версию книги мы довольно быстро распространили на конференциях.
- 10 вебинаров и 50 статей. В этом году мы много экспериментировали с форматом, приглашали интересных гостей, устраивали круглые столы, разбирали особенности оперирования по разным жанрам игр. Все наши вебинары можно посмотреть на нашем канале, а статьи — прочитать в нашем Образовательном Центре.
И, наконец, самое интересное — планы на 2018 год.
- Здесь позвольте нам в качестве тизера сказать, что основную часть 2017 года мы посвятили работе над новым интерфейсом. Он выйдет как раз в первой половине 2018 года: система станет визуально другой, изменится её логика, отчётов станет почти в два раза больше, а возможности нового интерфейса будут существенно превосходить текущие.
- То, о чём нас неоднократно просили: наконец появится русскоязычная версия сервиса devtodev.
- …И англоязычная версия курса “Игровая аналитика: от основ к продвинутым методам”.
И это конечно же далеко не всё. Следите за обновлениями!
Подводя итог, скажем, что это был хороший год и для игровой индустрии, и для рынка аналитических систем, и для нас, системы devtodev, которая находится на пересечении этих миров.
Нас радует, что, во-первых, рынок растёт, а во-вторых, растёт и скорость его роста. С каждым годом всё интереснее!
Всего самого лучшего вам в Новом году желает компания devtodev.