Site icon AppTractor

Игровые тесты: от идеи до эмоций №1

Рецепта счастья и тайных техник креативности в статье нет. Зато, если с выдумкой у вас порядок — статья расскажет о том, как грамотно выбрать и контролировать точки приложения своих способностей, времени. Рационально об иррациональном — эмоциях и пользовательском опыте юзера. Вы же именно такое любите?

Сегодня о плейтесте.

Что такое плейтест

Если быть более точными, плейтест — это пользовательское тестирование приложения или игры представителями целевой аудитории с получением развернутой обратной связи по заранее разработанному инструментарию. Инструментарий включает в себя анкеты для респондента, план интервью интервьюера, инструкция для наблюдателя, инструкция для расшифровщиков видео. Плейтест позволяет понять, каким именно должно быть приложение, чтобы пользователь хотел им пользоваться и монетизироваться.

Плейтест помогает решить сразу несколько вопросов:

Секретами проведения успешных плейтестов, а также практическим опытом на примере тестирования игры жанра пазл (match3) с элементами endless runner сегодня с нами поделится компания Playtestix, специализирующаяся на пользовательском тестировании игр и приложений для мобильных и стационарных устройств. За более чем 2 года работы на рынке компания провела свыше 260 плейтестов для таких клиентов, как Zeptolab, Creative Mobile, Wargaming, Nival, Wyse Games, Mokus, Bumper Apps, Room 8 studio, SMI games, Bytex, Vostok Games, Pixonic, 2RealLife и других.

Кейс

Издатель Playmous поставил задачу компании Playtestix касательно игры Block Slide Rush — это жанр puzzle (match3) с элементами Endless Runner. Необходимо было протестировать туториал, баланс сложности, графику, бустеры, а также желание игроков соревноваться и рекомендовать игру. Для игр такого типа (free-to-play) очень важно, чтобы игрок играл часто и на протяжении длительного времени. И этого можно заслужить, только разработав игру, которая действительно интересна и понятна игрокам.

Решение

После постановки четкой цели следующий важный шаг — точно определить целевую аудиторию (ЦА) игры. Пообщавшись с Клиентом на тему того, какой он видит свою ЦА (возраст, пол, род занятий, объединяющие интересы, прочее), мы привлекли к тестированию 26 женщин-респондентов (17-30 лет), владеющих устройствами iOS/Android, играющих в казуальные игры не реже 3 раз в неделю на собственном мобильном устройстве.

Анкетирование используется в каждом проекте, предварительно были разработаны метрики, вопросы, шкалы в соответствии с задачей, вынесенной на плейтест. Вопросы, в основном,

формализованы — предусматривают выбор из 2-5 вариантов ответов, включают шкалы оценок, т.п. Открытые вопросы также включаются в каждый из блоков вопросов — не все впечатления можно формализовать. Формализация дает возможность задать больше вопросов, значительно упростить и повысить качество анализа. Ну и сделать принятие решений по проекту как можно более однозначным.

Анкетирование мы проводили несколько раз: до начала использования игры, снимая ожидания на этапе знакомства с иконкой, названием и материалами в сторе; затем опрашивали игроков после 2, 10 и 30 минут игры, а также после окончания игровой сессии, задавая вопросы сообразно развитию игрового опыта.

Результат

Как конечный продукт, был представлен аналитический отчет, включающий в себя словесные пояснения, графики, скриншоты, численные показатели, выводы и рекомендации по развитию продукта.

Изменения в продукте были такими:

  1. изменен внешний вид бустеров, поскольку изначально было непонятно, что такое бустеры и как ими пользоваться;
  2. были добавлены поясняющие картинки, поскольку действие разных суперблоков было непонятно половине аудитории;
  3. был сокращен слишком длинный туториал и перенеcен непосредственно в игру, так как понятен он становится уже в процессе игры, а не до нее;
  4. был добавлен туториал после появления первого суперблока (из-за матчинга блоков) о том, что блоки можно собирать и матчить, поскольку изначально не была понятна причина появления суперблоков.

Описав процесс плейтеста на конкретном примере, команада Playtestix рада поделиться полезными рекомендациями для проведения плейтестов:

1. Первая, и самая важная — начинайте проводить плейтесты как можно раньше, еще на стадии прототипа. Делайте их регулярно — с многими нашими клиентами мы проводим их каждые 1-3 недели.

2. Определите цель теста очень четко. Например, задав себе вопрос: «какие решения я планирую принимать на основании полученных данных»? Исследование без фокуса даст слишком общие результаты.

Пример 1: Мне кажется, идея моей игры понятна и интересна большому количеству людей без дополнительных объяснений. Хочу знать, готовы ли они играть в игру с такой задумкой, а также чего они ожидают от такой игры.

Пример 2: У меня есть 3 варианта дизайна главного героя, нужно выбрать один.

3. Точно определите целевую аудиторию (ЦА).

Постарайтесь описать образ идеального пользователя как конкретного человека, без допусков и интервалов. «Все владельцы iPhone» — это не целевая аудитория.

Задайте себе следующие вопросы при поиске целевой аудитории:

Мы не рекомендуем привлекать к тестированию друзей и родственников сотрудников вашей компании. Мы заметили, что люди, знающие лично тех, кто работал над созданием игры, склонны давать более лояльные оценки, чем если бы она была разработана кем-то еще.

Команда Playtestix использует целый ряд инструментов для поисков респондентов: рекрутим их в местах потенциального скопления представителей целевой аудитории; работаем в соц.сетях; получаем рекомендации от уже рекрутированных, а также у нас есть партнерские программы с различными заведениями (кафе, кинотеатры, рестораны).

4. Определите ключевые показатели до начала первого теста. Эти показатели позволят вам отслеживать изменения в продукте независимо от фокуса каждого из тестов.

Пример1: Общая оценка игры в целом/замысла/дизайна/управления:

и т.д.

5. Вдумчиво подготовьте анкету заранее. Нейтральная формулировка вопросов, единые шкалы оценки, продуманная структура и последовательность. Нетривиальная задача.

Почти всегда вам захочется что-то спросить у игроков, уже после того, как они закончили играть и ушли. Попробуйте продумать эти вопросы загодя и включить их в форму опросника.

Тщательно сформулированный, целенаправленно составленный опросник может сделать процесс донесения и восприятия результатов тестирования вашей командой намного легче. Сосредоточьтесь на вопросах, которые непосредственно касаются целей вашего тестирования. Вопросы по типу «Был ли туториал понятен?» гораздо менее полезны, чем вопросы, которые проверяют понимание игрока, такие как «Пожалуйста, опишите, что зеленая кнопка делает в этой игре».

Если ваши плейтестеры являются новичками в вашей игре или таком жанре, они, вероятно, не знакомы со многими из терминов или геймплеем, которые вами могут восприниматься, как абсолютно очевидные вещи. Планируйте опросник соответственно, используя простые, описательные термины в своих вопросах, везде, где это возможно.

6. Протестируйте свой тест до того, как начинать тестирование.

До того, как ваши игроки прибудут к вам в офис, “отрепетируйте” тестирование с вашей командой. Это обеспечит слаженность действий во время настоящего тестирования, поможет заранее предугадать и ликвидировать заминки, а также настроить всех на нужную “волну”.

Поставьте себя на место своих тестеров и сделайте их пребывание в Вашем офисе максимально комфортным: их должен кто-то встречать у входа; на здании должны быть опознавательные знаки, показывающие, что они попали в правильное место. Проверьте заранее, заряжены ли ваши устройства, работают ли колонки, мышь, клавиатура и есть ли доступ в Интернет. Прерванная игровая сессия — собранная вхолостую группа, негатив, потеря времени.

Остались еще несколько секретов успешного плейтеста, которыми мы поделимся уже в следующей статье. В ней мы также рассмотрим другой кейс — плейтест игры жанра MMORGP.

Exit mobile version