TRUCKER PATH
Александр Киселев и Андрей Неверов

Рост установок в геометрической прогрессии – первый шаг к успеху
Екатерина Коновалова
Автор AppTractor.ru
Сейчас почти любая сфера деятельности нуждается в профессиональных мобильных приложениях. Они используются в медицине, образовании, в такси. Сфера грузоперевозок – не исключение.

О том, каковы особенности американского рынка мобильных приложений, о лояльности пользователей, а также о том, зачем дальнобойщикам собственное приложение, нам рассказали сотрудники Trucker Path: руководитель мобильной разработки Александр Киселёв и директор департамента разработки Андрей Неверов.

Расскажите о Trucker Path, в чем его особенность?

Компания Trucker Path занимается разработкой IT-решений для американской индустрии грузоперевозок. У нас два основных продукта: мобильный информационный ассистент для дальнобойщиков - Trucker Path, и система для размещения и поиска грузов - Truckloads. Trucker Path можно назвать Waze для дальнобойщиков, Truckloads – маркетплейс для всех основных игроков на рынке: грузоотправителей, грузовых брокеров, дальнобойщиков, а так же диспетчеров. Мы стараемся сделать их взаимодействие максимально эффективным.

Основная особенность нашей компании состоит в том, что огромную часть своего времени мы тратим на изучение наших пользователей и их проблем. Мы постоянно общаемся с дальнобойщиками. Вокруг нашего продукта образовалось целое сообщество активных людей, готовых помогать нам в улучшении продукта. Люди знают, что их голос будет услышан и это мотивирует их активно участвовать в создании продукта.

"Конвой" — художественный фильм Сэма Пекинпа. Премьера состоялась 28 июня 1978 года. Водители-дальнобойщики вступают в конфликт с шерифом одного из штатов, который штрафует их за малейшее нарушение. В знак протеста они образуют конвой — колонну из многих грузовиков, которая мчится по дорогам Америки, увеличиваясь за счёт прибывающих машин. Во главе конвоя становится опытный дальнобойщик по прозвищу Резиновый Утёнок (англ. Rubber Duck) на тягаче Mack RS700L. Протест постепенно перерождается в широкое социальное движение, опасное для местного губернатора…
Незамысловатый сюжет был фактически основан на популярной песне.

Грузоперевозки в Америке - огромная индустрия, и приложений много. Почему ваше приложение все-таки получило популярность? В чем его отличие от конкурентов?

Приложений было много, но каждое из них чем-то не устраивало пользователей. Причем порой настолько, что дальнобойщик в итоге переставал пользоваться приложением или вообще удалял его. Дальнобойщикам приходилось иметь на своем телефоне все существующие приложения и постоянно переключаться между ними.

Обычно такие приложения делают либо энтузиасты, либо крупные компании. Главная проблема энтузиастов – ресурсы. Как правило, энтузиаст не обладает достаточным количеством времени на быстрые изменения приложения, так как обычно он работает над продуктом в одиночку и чаще на выходных. Вторая проблема - отсутствие правильной раскрутки. Энтузиаст считает, что достаточно выложить приложение в Store, а популярность придет сама собой. Такие приложения годами висят с 20-ю скачиваниями.

У крупных компаний другая проблема - инертность. Особенно, если приложение обеспечивает стабильный доход. В таких условиях приложение не часто обновляется - и UX, и дизайн остаются неизменными годами.

У нас же в Trucker Path была полная свобода. Команда занималась приложением постоянно, в режиме фултайм, мы общались с пользователями и, поскольку наше приложение всегда было бесплатным, мы экспериментировали, не боясь потерять на этом деньги. В итоге получился высококлассный продукт, который завоевал доверие уже полумиллиона американских дальнобойщиков.

Александр Киселёв
Руководитель мобильной разработки Trucker Path
Конечно, мы старались не забывать о маркетинге и раскручивали приложение по наиболее эффективным каналам. Для нас такими каналами стали рекламные кампании в Facebook.

Расскажите о создании мобильных приложений на американском рынке. Есть ли отличия от российского?

Отличия есть. В основном они связаны с менталитетом. Мы заметили, что в США довольно требовательная аудитория. На наш взгляд, это обусловлено высокой конкурентностью рынков. В случае любых проблем американский пользователь сразу пишет в техподдержку. Также они довольно активно предлагают свои идеи по улучшению продукта. Российская аудитория, как правило, гораздо более лояльная к продукту. Если приложение решает его проблему, русский пользователь чаще готов простить какие-либо ошибки разработчиков. Однако в последнее время ситуация меняется. Требовательности русских пользователей заметно растет, и их участие в жизни продукта заметно повысилось.

Если говорить про саму разработку, то есть стандартный рабочий процесс. Он заключается в сборе требований, прототипировании, дизайне, имплементации продукта, тестировании и релизе. Тут отличий между США и РФ нет.
Лидирует по продажам на американском рынке марка Freightliner (принадлежит корпорации Daimler), на втором месте Kenworth, третье принадлежит Peterbilt (оба производителя принадлежат корпорации Paccar)

Кто создатель компании? Как появилась идея заняться созданием приложения в этой сфере?

Компанию основал Иван Цыбаев. Я присоединился к команде, когда в ней было два человека помимо меня. Год назад прошлым летом мне позвонили мой друг Дмитрий Никифоров и Иван. В разговоре они предложили заняться разработкой Android приложения для дальнобойщиков. Причем бесплатно и по выходным. Я скептически отнесся к такому предложению, на что Иван сказал: «Тогда иди к нам на фултайм. Увольняйся. Я найду инвестиции». И надо отдать ему должное, он действительно нашел инвестиции в кратчайшие сроки, и мы погрузились в разработку с головой.

С одной стороны, идея приложения возникла при взгляде на набирающий популярность сервис Uber. С другой стороны, благодаря Ивану, который имел опыт работы в индустрии грузоперевозок, было понимание того, что американская индустрия грузоперевозок нуждается в оптимизации и хороших IT-решениях.

В чем заключалась основная сложность в развитии стартапа?

Первая сложность заключалась в отсутствии достаточного количества ресурсов. В связи с этим стояла задача выбора функциональности, на которую мы хотим потратить время. Поначалу приходилось выполнять все функции одновременно, я был и сборщиком требований, и дизайнером, и разработчиком, и тестировщиком, и администратором Google Play. Мы хотели быть уверенны, что не распыляем свое время попусту.

Вторая основная проблема была связана с последствиями быстрого роста числа сотрудников. Мы выросли из 3 человек на кухне до 70 человек за полгода. Наличие большого числа новичков в компании привносило своего рода хаос в рабочие процессы. Постепенно мы наладили коммуникацию, и сейчас такой проблемы уже нет.

Третьим испытанием для нас стала разница в часовых поясах. Trucker Path на сегодня имеет 4 офиса: в Москве, в Кремниевой долине, в Остине, штат Техас, и в Ричмонде, штат Вирджиния. Московский офис опережает офис в Остине (штат Техас) на 8 часов, а офис в Калифорнии на 10 часов. При таком ограничении у нас есть небольшое временное окно размером в 4 часа, в которое нужно уложить всю синхронную коммуникацию – звонки. Остальную коммуникацию мы перевели в асинхронный формат: письма, сообщения в рабочих чатах и прочее. Слабым моментом такого формата общения является блокировка работы офисов из-за отсутствия необходимой информации. Нужно быть уверенным, что все находятся «на одной странице» и обладают всеми данными.

Четвертой проблемой для нас стало ограничение на найм, связанное со знанием языка. Команды маркетинга и продаж – все американцы. Необходимо постоянное общение, мы получаем запросы от команд и передаем им информацию. В связи с этим порой мы вынуждены отказывать талантливым ребятам из-за недостаточного уровня владения английском языком.

Как вы считаете, что нужно, чтобы стать успешным на рынке приложений?

В первую очередь, нельзя стоять на месте. Необходимо постоянно улучшать продукт, собирать отзывы с пользователей и следить за тенденциями. Также важен маркетинг, грамотное продвижение приложения в сторах и рекламные кампании. Но самое важное – понимать, что некоторые идеи должны дождаться своего часа. Бывает, что идея хорошая, а рынок к ней еще не готов.

Что вы бы назвали ключевыми этапами развития Trucker Path?

Первым ключевым этапом можно назвать момент появления интереса со стороны целевой аудитории.

Если вы видите, что количество установок, а значит и лояльных пользователей, растет в геометрической прогрессии - это первый шаг к успеху. С этим ресурсом мы можем завоевать рынок и в итоге заработать на этом. Количество пользователей Trucker Path растет на 20% в месяц.

Вторым ключевым этапом стало получение посевных инвестиций, что дало возможность собрать команду и расти еще быстрее.

Третьим ключевым этапом можно назвать момент набора критической массы активных пользователей. На сегодня приложение Trucker Path скачено около 800,000 раз, активных пользователей в месяц 400,000.

Четвертым этапом стало закрытие раунда А на $20,000,000, что позволило открыть новые офисы, привлечь крутых специалистов и наладить все бизнес процессы. Также инвестиции пошли на улучшение продукта и запуск маркетплейса Truckloads, которое позволяет брокерам находить дальнобойщиков, а им, в свою очередь, зарабатывать больше.

Пожалуй, запуск Truckloads можно назвать пятым и очень важным этапом в развитии компании и в развитии индустрии грузоперевозок в США в целом.

Расскажите о своих конкурентах и партнерах?

Trucker Path сотрудничает с множеством компаний на рынке. Среди наших партнеров есть крупнейшие поставщики данных, которые, скорее всего, не являются широко известными в России. Например, таких как Grizella corp., TransCredit, ALK Technologies.

Наша компания официально является членом TIA (Transportation Intermediaries Association). Среди наших конкурентов есть как крупные компании, как DAT Solutions – один из признанных лидеров индустрии, так и компании, схожие с нами по размеру. Например, Keychain Logistics, Dispatcher или Transfix. О последней компании хочется отдельно добавить, что они приятно удивили нас выпуском полного клона одного из наших продуктов :).

А кто в вашей команде?

Наша компания имеет четыре офиса, в Калифорнии (штаб-картира), Техасе (product, sales, marketing), Вирджинии (operations, support) и Москве (engineering, product, design).

У нас отличная команда, лучшая из всех, в которых я когда-либо работал. У команды есть огромная экспертиза в различных областях, от разработки программных продуктов до экспертной оценки именно транспортной индустрии США.

В команде есть выходцы как из множества известных российских компаний, таких как Mail.ru, Headhunter, Kaspersky Lab, Yota, Deutsche Bank, так и международных компаний, таких как Disney, AOL, Walmart, Dell, ATI, Google, Ericsson. Сейчас нас порядка 70 человек и мы продолжаем расти. Приходите к нам, у нас круто!

Андрей Неверов
Директор департамента разработки

Какие проблемы сейчас в сфере грузовых перевозок?

На мой взгляд, на текущий момент сфера грузовых перевозок США в технологическом отношении отстает от «современного» мира лет на 10-15. Сейчас, когда весь мир пользуется uber для поиска машины, airbnb для поиска квартиры, google для просто поиска всего на свете, американские тракеры вынуждены пользоваться факсом для отправки документов. Факсом! Кто вообще когда последний раз видел факс? Более того, каждый американский тракстоп (место, где можно парковать большие тяжелые грузовики, 2-3 супермаркета, пара заправок, иногда молл, мотель, душ и т.д.) практически обязан иметь факс только для того, чтобы обеспечивать документооборот в индустрии. И это то, что можно без особых проблем реализовать в, например, мобильном приложении!

Каким вы видите будущее своего приложения?

Наша главная цель – помогать нашим пользователям в их нелегкой работе. Одна из наших глобальных задач – повысить престижность профессии тракера. Индустрия в целом испытывает недостаток свежей крови, молодых умных и перспективных людей, которые могли и хотели бы внедрять технологии в уже более-менее устоявшуюся индустрию. Наш фокус на мобильных технологиях рассчитан как раз на то, что в течение нескольких лет мы хотим увидеть новую, обновленную индустрию, где минимум времени тратится на документооброт, прибыль конкретных людей, предоставляющих услуги, максимизирована (shared economy), а компании, которые используют наши сервисы, имеют возможyость экономить и получать большую прибыль. Мы рассчитываем на продолжение роста нашей базы пользователей, уже в этом году ближе подойти к пониманию нашей монетизационной стратегии и продолжать усиливать и растить команду.