[pullquote align=right]
Джерри Боверманн, глава sonarDesign, на TechCrunch
[/pullquote]
Если вы следите за заголовками новостей в технологической сфере, вы наверняка уверены, что модель магазина приложений — будущее дистрибуции ПО. В конце концов, Apple продолжает бить собственные рекорды роста.
Тем временем Google Play Store стал таким неуправляемым успехом, что поиск и открытие приложений в нем — сейчас главная боль пользователей Android. Поэтому когда я говорю «Я предчувствую, что модель магазина приложений умирает», вы можете посмотреть на меня скептически, как если бы вы увидели уличного проповедника.
Но я больше заинтересован в аналитике на основе данных. За многие годы я понял, что метрики и показатели эффективности, которые являются общим знанием в одной индустрии, могут быть совершенно неизвестны в остальных. Применяя эти метрики и показатели к новым индустриям, можно получить ценные инсайты.
Эти инсайты сделали мою карьеру в играх, помогли мне получить более $1 миллиарда доходов и управлять тысячами работников (я не восхищаюсь собой, просто надеюсь, что после этого вы продолжите читать, а не отмахнетесь, как от юродивого).
Ключевая позаимствованная из индустрии игр метрика говорит мне ясно и точно, что модель магазина приложений уже испытывает значительный спад, повторяя путь PlayStation 2 (PS2). Эта метрика — times interest ratio (TIE).
TIE, и почему вам стоит обратить на него внимание
Аналитики и управленцы в игровой индустрии считают TIE показателем здоровья платформы. Его очень просто посчитать: количество проданных игр в год разделить на общее количество игровых систем/консолей.
Когда выпускается новое устройство, взволнованные потребители бегут в магазин, чтобы купить новую консоль и несколько игр. Через некоторое время им надоедает система и они начинают искать следующую консоль. А также перестают покупать игры.
Сложно измерить динамику интереса просто по прямым данным продаж. Здесь и пригождается показатель TIE. Посчитав, сколько продуктов продано на каждую консоль, можно оценить точку, когда игровая платформа перестает приобретать пользователей и начинает собирать пыль.
Пример: PS2 вышла в Северной Америке в конце октября 2000 года. К концу этого года Sony продала более 1.1 миллиона PS2 в Северной Америке. Аналитики продаж пристально следили за показателями PS2, потому что оригинальная PlayStation задала высокую планку, поддерживая TIE выше единицы восемь лет с пиком в 3.8. Тогда это были беспрецедентные показатели.
Как показала себя PlayStation2 в сравнении с PlayStation?
Как только Sony запустилась, потребители начали покупать, как бешеные, и TIE PS2 достиг 4.1 в 2001 году. К 2003 году, тем не менее, геймерам надоело, и TIE упал до 3.6.
В 2004 году аналитики предсказывали выход новой консоли (Xbox 360 запустился в Северной Америке в 2005) и TIE опустился до 3.3. К 2006 году TIE PS2 достиг 2, и мы все знали, что платформа скоро умрет.
TIE App Store резко падает
Позже мне повезло работать с Джорджем Лукасом и его командой из Lucasfilm. Я обнаружил, что в этой индустрии следят за отношением количества проданных DVD к количеству плееров. Они называют это attach rate (коэффициент подключения, отношения продаж сопутствующих товаров).
Выяснилось, что многие индустрии мониторят показатели покупок товара деленных на установочную базу. Лезвия и бритвенные станки, Bluetooth гарнитуры и телефоны, мышки и компьютеры. Об этом даже есть целая статья в википедии. Что возвращает нас к модели магазина приложений.
Apple делает хорошую работу по продвижению своего App Store, говоря о миллиардах долларов, которые они заплатили разработчикам. Они также постоянно говорят, как много iPhone и iPad продали.
Тем не менее, они меньше говорят о количестве скачанных приложений в последние годы. Они раньше часто объявляли эту цифру, но в последние два года это случается даже не часто.
Может быть так, что кто-то в Apple произвел те же подсчеты, что и я, и понял, что TIE для App Store был на пике в 81 в декабре 2010 года и с тех пор падает?
На самом деле, TIE App Store упал с пиковых 81 до 48 в июне 2015, это снижение на 59% за всего 4.5 года! TIE PS2 упал на столько же за 5 лет. Через три года PS2 в Северной Америке была мертва.
Добро пожаловать в эру приложений по запросу
Многие люди не помнят, что когда появились первые iPhone, App Store не существовало. Телефон продавался с приложениями Apple, для остального можно было использовать браузер Safari.
На самом деле за 18 дней до запуска iPhone Стив Джобс собрал саммит разработчиков и умолял их делать веб-приложения. К несчастью, было сделано немного хороших веб-приложений, поскольку разработка элегантных веб-приложений для первого браузера Safari была довольно сложной задачей.
Единственная причина, по которой App Store пошел по пути, по которому он идет последние 7 лет, мобильные браузеры на всех телефонах были такими плохими, что нужно было нативное приложение для доставки достойных впечатлений.
Если бренд возбуждает в вас интерес и вы хотите использовать его приложение, все должно быть стабильно, без фрикций. Не должно быть проблем с поиском в магазине приложений. Не должно быть быстрого удаления фотографий, чтобы исчезло сообщение «Недостаточно места». Не должно быть загрузок, которые тратят ваше время или требуют обновления операционки. Только те впечатления, которых вы хотите, когда вы хотите, на устройстве, которое выбрали вы.
Модель магазина приложений служила этой цели раньше. Хорошо, что теперь мне не надо править настройки регистра и config.sys, чтобы игра заработала на моем ПК, но я не знаю никого, кому бы нравился цикл получения приложения (открытие, установка, ежедневные обновления, удаление фотографий или приложений для места и т.д.). Ваша PS2 тоже служила этой цели когда-то, но вы, возможно, давно выбросили ее.