«Ваш Аудиогид» — оффлайновый путеводитель для iOS и Android. Вы устанавливаете приложение, скачайте одну или несколько экскурсий и совершите увлекательные прогулки по городу. Оффлайн карта с перечнем основных достопримечательностей и поддержкой навигации через GPS или глонасс не даст вам заблудиться, а интересные истории от профессиональных экскурсовод сделают этот день незабываемым.
Мы побеседовали с Кириллом Шишаевым, со-основателем компании, о том, как разрабатывалось приложение и какие преимущества у мобильных аудиогидов.
Как вам пришла идея создания приложения? Почему именно аудиогид? Наверняка, есть какая-то история?
Идея приложения пришла в голову Дмитрию после того, как они с женой сходили на групповую экскурсию, по-моему в Праге, и получили массу негатива и от состава группы, и от экскурсовода, который вечно куда-то бежал. Так родилась идея дать путешественникам возможно осматривать город в том ритме, который они сами выбирают и исключительно в приятной компании.
Какое отличие ваше от конкурентов?
Я вижу два отличия, первое — это то, что мы стараемся никак не ограничивать пользователя. Хочет ходить глядя в карту – пожалуйста, хочет сидеть в кафе с видом на Колизей и листать каталог – пожалуйста. Второе отличие — это то, что экскурсии, купленные у нас на сайте, доступны пользователю сразу на двух платформах (iOS и Android). То есть, человек покупает экскурсию один раз и дальше может её использовать на всех своих устройствах.
Сколько времени вы делали приложение? Сколько в команде ребят? Работаете ли вы с кем-то из команды на аутсорсе?
Приложению для iOS около года. Первую версию сделали достаточно быстро и стали ждать, когда все кинутся её ставить. Естественно, так и не дождались. После этого начали заниматься опросами пользователей. Оптимизацией для стора и т.д., после чего вышли на достаточно стабильный результат.
Изначально в проекте было всего два участника: я и Дима, потом к нам присоединилась Ирина, она историк по образованию. В проекте отвечает за контент – ведет странички в социальных сетях, пишет в блог, готовила экскурсию по Новодевичьему монастырю. В сентябре прошлого года мы поняли, что нам не хватает бизнес-компетенций, и в нашей команде появились Ефим и Максим, которые помогли нам оценить рынок и наши возможности, и познакомили нас с концепцией Lean StartUp.
В феврале нашли замечательного дизайнера, а в марте — разработчика для Android. С ними мы продолжаем работать, как с фрилансерами.
Как происходило развитие проекта? Сейчас вы получили инвестиции в рамках QIWI Universe?
За прошлое лето проект претерпел значительные изменения. Сначала мы хотели сделать сервис, который позволит экскурсоводам и активным туристам создавать свои собственные аудиогиды и публиковать их в приложении. Но достаточно быстро мы убедились, что качественный продукт требует профессионального подхода. Этой весной мы заключили ряд договоров с правообладателями качественного аудио-контента, и расширили нашу базу экскурсий в несколько раз.
Сейчас, после инвестиций QIWI, у нас появились ресурсы для проверки новых бизнес-гипотез на новых для нас рынках.
Как вы работаете над созданием каждой серии аудиогида? Работаете ли вы с экскурсоводами или все материалы готовите самостоятельно?
Мы делали собственные экскурсии по Москве, Лондону и Праге. В каждом случае, сначала мы находили человека, который мог бы создать увлекательный рассказ. В случае Москвы, это был историк, в случае Лондона – экскурсовод. А далее отдавали на запись профессиональным дикторам.
Многим кажется, что записать рассказ — это просто, но надо понимать, что когда мы слушаем живой рассказ, мы пропускаем и посторонние шумы и мелкие огрехи речи. Когда же мы слушаем запись, это сразу вылезает на первый план.
Можно ли пользователю самому создать экскурсию?
Мы долгое время прорабатывали такую возможность. И технически её даже реализовали. Но практика показала, что запись, сделанная в бытовых условиях, очень далека от идеала, а дикторскими навыками обладают даже не все профессиональные экскурсоводы. После ряда экспериментов мы пришли к решению, что наши пользователи заслуживают только качественного продукта, и теперь используем только экскурсии, записанные дикторами.
Есть ли уже пул экскурсоводов, с кем работаете уже давно?
Экскурсоводов – нет. Из них плохие дикторы :).
Как происходит создание выпуска?
Последнее время мы готовили выпуски на основе готовых материалов. Их было достаточно много, так что Дмитрий автоматизировал этот процесс. Для создания полноценной экскурсии нам обычно требуется: набор аудиотреков, тексты и фотографии, и, наконец, географические координаты всех объектов, о которых мы хотим рассказать.
Сколько сейчас пользователей в приложении? Как продвигаете его? Какие самые популярные экскурсии?
Сейчас у нас более 40 000 установок на iOS, и большая часть из них — это органические установки через App Store. В последнее время все больше пользователей приходят к нам через сайт и группы в социальных сетях. Сейчас аккуратно тестируем эффективность контекстной рекламы.
С точки зрения популярности, то первая тройка это Питер, Прага, Париж. Также активно скачивают Лондон и Рим.
Какими инструментами пользовались при создании приложений?
С точки зрения технологий мы всегда считали, что самая лучшая технология — это та, которой хорошо умеешь пользоваться. При разработке мобильных приложений были идеи использовать кроссплатформенные решения, но в итоге остановились на использовании нативных инструментов для каждой из платформ. Сайт и бэкенд сделаны на PHP.
Какие планы по развитию?
Основная задача, на текущий момент, это создание новой версии приложения для iOS (она должна появиться в сентябре) и расширение нашей партнерской сети. При этом мы стараемся оперативно реагировать на замечания от наших пользователей. Так, в ближайшие дни в приложении появится поиск по базе экскурсий, что должно добавить удобства пользователям.
Спасибо, интересных вам путешествий!