Проекту «Мой Универ» уже больше двух лет, и за это время идея мобильного приложения для студентов прошла путь от прототипа для Windows Phone, созданного при поддержке гранта от Microsoft, до открытой платформы для быстрой разработки и продвижения мобильных приложений в сфере образования.
О том, как развивался проект и как создать образовательную платформу для сотен тысяч человек, мы поговорили с руководителем проекта Максимом Приходько.
Как все начиналось?
Проекту «Мой Универ» чуть больше 2 лет. Началось все в марте 2012 года, когда появилась идея мобильного приложения для студентов — умного помощника, который подскажет ответ на любой вопрос и поможет подготовиться к успешной сдаче сессии.
Уже в апреле мы стали одним из трех победителей конференции для мобильных разработчиков в номинации «Лучшая идея мобильного приложения» и получили грант от компании Microsoft на разработку прототипа приложения, которое появилось в Windows Phone Store 1 сентября. В день, когда все учащиеся нашей страны начинают новый учебный год. Этот момент можно считать вторым днем рождения нашего проекта.
Такой быстрый старт проекта (а от идеи до полнофункционального приложения, уже наполненного контентом, прошло чуть больше 3 месяцев) не случаен — в его основе лежат пятилетние наработки из других моих образовательных проектов, и в частности — онлайн-платформа для дистанционного обучения «Аргус-М», которая стала основой для облачного бэкенда, а также дала свой контент для наполнения приложения.
Как нашли команду, сколько было в ней человек? А сколько сейчас?
Уже более 8 лет я преподаю в ведущих технических вузах Москвы, поэтому основу команды проекта с самого начала составляют мои собственные студенты. Это решение осознанное — по моему твердому убеждению нет лучшей мотивации, чем мотивация внутренняя, т.е. НЕматериальная. Работа в проекте дает возможность заниматься не только полезным, но и очень интересным делом, получать востребованную и высоко оплачиваемую профессию. А главное — набираться опыта, ведь задачи, которые мы решаем в проекте, по-настоящему уникальны. По своему масштабу они сравнимы с действиями Арло Гилбер и компании AppSuey, которые собираются контролировать 1% App Store. Просто к похожей цели мы идем немного разными путями.
Сейчас на постоянной основе в проект вовлечены 3 человека, это техническая команда, которая ведет разработку бэкенда и API, а также Android-приложений. За них у нас отвечают Антон Никитин и Артем Рыжкин. Ребята ведут просто титаническую работу, результат которой мы все скоро увидим. Дизайн и верстку для наших веб-сервисов делают два удаленных специалиста, с которыми мы сотрудничаем уже очень давно и практически на постоянной основе. Есть потребность в расширении команды, и мы постоянно находимся в поиске новых людей, но пока ограничены в своих возможностях по привлечению платных специалистов.
Привлекали ли вы инвестиции в проект? Если да, то как это происходило?
Единственное внешнее финансирование, которое привлекалось в проект, — это грант Фонда посевного финансирования Microsoft, который мы получили на старте для разработки первого прототипа приложения. В остальном все расходы покрывались и продолжают покрываться из моих собственных средств.
Вместе с тем, надо отметить, что процесс привлечения инвестиций не форсируется совершенно осознанно. Несмотря на очевидные трудности, которые нам приходится решать в связи с ограниченным финансированием, мы все еще можем сделать очень многое БЕЗ привлечения инвестора, что дает нам возможность для совершенно иных условий во время будущих переговоров. Это не значит, что любое предложение получит заведомо отказ. Мы готовы к диалогу, но на комфортных для нас условиях.
Как устроена монетизация проекта?
Так как проект мобильный, а наши приложения представлены на всех основных платформах, то нельзя сказать, что у нас существует одна универсальная модель монетизации. Мы ведем непрерывные эксперименты, пробуя разные подходы для разных платформ. И выбираем лучшее в каждом конкретном случае.
В целом, общий подход можно описать так: у нас есть бесплатные «универсальные» приложения с платными возможностями (где-то это встроенные покупки, где-то подписка, а где-то и вовсе платные версии). Эти приложения предоставляют доступ ко всем предметам нашей базы знаний, но при этом ограничивают время или объем этого доступа.
Есть платные приложения-предметы — они не имеют бесплатной альтернативы, но дают неограниченный по времени и объему доступ к одному определенному предмету.
Далее идет уровень платформы, которую мы планируем монетизировать двумя способами — через разделение прибыли с разработчиками и по модели PaaS, когда разработчики будут оплачивать доступ к платформе или только фактически потребленные ее возможности.
В дальнейшем мы планируем подключить рекламную модель, в рамках которой будем монетизировать свои приложения, как площадку для размещения мобильной рекламы, а также издательскую модель, когда «Мой Универ» станет работать, как издатель, только не игр, а образовательных приложений.
Какие есть проблемы, с чем сталкивались при создании приложения?
Основная проблема — кардинальные обновления производителями мобильных устройств своих операционных систем. Если при разработке Windows Phone приложений мы сразу «попали в струю» нового дизайна, то в случае с iPhone’ом завершение разработки нашего приложения совпало с выходом новой версии телефона (с другим разрешением экрана), а затем и принципиальной сменой подхода к дизайну компанией Apple. Сейчас похожее происходит с Android — переход к Material Design заставляет нас существенно изменять наши приложения. Когда речь идет об одном-двух приложениях, это не так ощутимо. У нас же уже сейчас 30 приложений, а в ближайшее время их станет более 200. В такой ситуации массовая переработка дизайна и обновление приложений становится серьезной задачей.
Собственно, автоматизация внесения изменений в большое число приложений, как это происходит в нашем случае, является второй основной проблемой. К счастью, это чисто технический вопрос, который мы в ближайшее время окончательно решим, т.к. это часть стратегии развития нашей платформы.
Что за конкурс сейчас проходит у вас?
«Мой Универ» — это не просто мобильное приложение, и даже не 30 отдельных приложений. Это экосистема взаимосвязанных приложений, разработанных на единой платформе. Сейчас эту платформу мы открываем для всех желающих. И одним из мероприятий по привлечению сторонних разработчиков для знакомства с платформой является конкурс «Лучшее приложение вуза», который мы проводим сейчас.
В рамках конкурса предлагается разработать мобильное приложение вуза, пользуясь всеми возможностями платформы «Мой Универ» (недавно мы опубликовали подробное описание). Для большего удобства участников мы даже предлагаем готовые шаблоны для Windows Phone и Windows 8, в которых уже реализованы вся базовая функциональность. Участникам остается только интегрировать шаблон в электронные ресурсы вуза и снабдить его уникальными возможностями. Три победителя получат телефоны Nokia Lumia 630 Dual Sim. Заявки принимаются до 31 декабря включительно.
Какие советы можете дать разработчикам? Правда ли так легко сделать приложение и заработать миллионы?
Если речь идет о независимых разработчиках, мечтающих издавать собственные приложения, то совет будет всего один — нужно терпение и очень любить то дело, которым занимаешься. Истории головокружительного успеха и быстрого заработка встречаются, но это скорее исключение, чем правило. Реальная картина мира такова, что поиск правильной модели монетизации занимает длительное время. И очень многое зависит от видимости приложения в сторе. Если денег, причем достаточно серьезных, на продвижение нет, то успех будет иметь только то приложение, которое действительно ОЧЕНЬ нужно большому числу людей. По-другому занять свое место на мобильном рынке может только игрок, у которого очень много, пусть и небольших, приложений, т.е. издатель или платформенный проект.
Какие особенности разработки обучающих приложений?
Образовательные приложения — это практически всегда приложения, сильно зависящие от контента. Одна и та же идея с контентом и без — две совершенно разные вещи. Мы это проходили еще в эпоху создания образовательных веб-сервисов.
Вторая ключевая особенность — методика донесения контента до пользователя, и, в целом, механика взаимодействия с пользователем. Многие веб-проекты, как и приложения, «погибают» просто потому, что пытаются взаимодействовать с людьми неудобным для них способом. Классический пример — видео-лекции. По-настоящему заметную роль видео-контент в образовании стал играть тогда, когда изменилась форма его подачи — полуторачасовые скучные лекции заменили короткие увлекательны ролики, которые можно посмотреть в условиях постоянного дефицита времени, свойственного современным людям. Мы тоже ведем исследования в этом направлении, и в скором времени выпустим новое приложение с нашим собственным взглядом на то, как еще можно быстро и эффективно потреблять необходимые знания.
Наконец, монетизация. Этот вопрос особенно важен в нашей стране, где многие привыкли к тому, что образование должно быть бесплатным. Из-за этого извлекать коммерческую выгоду из обучающих приложений вдвойне сложно. Работающая бизнес-модель сродни искусству, вы должны убедить человека, что ваши услуги действительно стоят того, чтобы за них заплатить.
Какие сложности именно в построении таких приложений вы решили?
Сложности, с которыми мы сталкиваемся, обусловлены спецификой рынка мобильного образования. Это не только поиск эффективной модели монетизации на грани платного и бесплатного пользования, но и поиск правильного способа коммуникации с аудиторией. Анализ действий пользователей показывает, что их очень сложно удержать дольше, чем того требует задача, для решения которой они воспользовались приложением. Мы же хотим превратить их в постоянную и лояльную аудиторию.
Еще одной проблемой является большой объем нашего контента (а это сотни предметов, десятки тысяч тестов и более 200 000 вопросов с объяснениями правильных ответов), который, казалось бы, может быть только плюсом. Однако, система навигация в таком море информации, как оказалось, может быть как ключом к успеху, так и причиной, по которой пользователи отказываются пользоваться приложением. К счастью, наличие собственной встроенной аналитической платформы позволяет легко анализировать действия пользователей, и мы планомерно движемся к построению оптимальных путей доступа к нужной информации с минимальными затратами усилий.
Как вы продвигали ваш проект? Какие каналы вы использовали? Какие инструменты задействовали?
На начальном этапе нам очень сильно помогла компания Microsoft. Благодаря поддержке в Windows Phone Store и Windows Store, мы получили первичную аудиторию, на основе которой растем сейчас — приложения Моего Универа скачаны более 100 000 раз, а наша аудитория представляет 18 стран и более 1700 различных учебных заведений.
На маркетинг деньги практически не тратим. Текущие темпы органического роста вполне достаточны для проверки гипотез, касающихся бизнес-моделей. Пока не будет найден оптимальный вариант, «заливать» бюджет в рекламу мы не будем — нужна абсолютная уверенность, что эти усилия дадут удовлетворяющий нас результат.
Из всех каналов, которые мы использовали, наиболее интересные дает продвижение в самом сторе, а также социальные сети. Если быть более точным, то ВКонтакте. Там мы провели несколько интересных экспериментов, и готовимся теперь к серьезной кампании по привлечению аудитории.
Как вы будете развивать проект?
«Мой Универ» растет и со временем трансформируется. Сейчас наступил тот момент, когда мы очередной раз пересмотрели свои взгляды на будущее проекта и существенно расширили понимание того, кто является нашей аудиторией и какую ценность мы ей несем. Например, если мобильные приложения мы делаем для обычных пользователей, то «Мой Универ» как платформа — это уже продукт для разработчиков. И не только.
Текущую стратегию развития проекта «Мой Универ» можно разделить на два основных направления — с одной стороны, это развитие открытой платформы для разработки образовательных приложений и развитие вокруг нее экосистемы разработчиков, а с другой — разработка собственных мобильных приложений и веб-сервисов.
Оба направления, как вы понимаете, взаимосвязаны. Чем больше возможностей у платформы, тем больше интересных приложений мы можем создать на ее основе. В то же время, принимая решение о разработке нового приложения, мы в первую очередь ориентируемся на те из них, которые будут иметь существенное влияние и на развитие самой платформы. Это либо приложения, решающие системные задачи, такие как генерация контента или привлечение пользователей. Либо нишевые тиражируемые решения, позволяющие нам «застолбить» интересное для нас место на рынке мобильного образования.
В чуть более далеких планах — открытие возможностей платформы еще для нескольких групп ключевых игроков рынка образования. Но об этом — в следующий раз.
Спасибо, хороших вам приложений!