[pullquote align=right]
Майкл Вакуленко из Vision Mobile написал о будущем автономных машин и всей автомобильной экосистемы
[/pullquote]
Укрепляется всеобщая уверенность в том, что к 2020 году полностью автономные автомобили станут реальностью. Беспилотные машины Google уже проехали около двух миллионов километров. Илон Маск, руководитель Tesla прогнозировал в сентябре 2015 года, что автомобили Tesla приобретут возможность полной автономности в течение трех лет. Цви Авирам из компании MobileEye, поставщика автономной системы для многих производителей машин, планирует, что их технология будет поддерживать полностью автономное вождение к 2019.
Большинство традиционных автопроизводителей видят в автономном вождении скорее особенность машины, чем сдвиг на рынке, который откроет пусть к созданию абсолютно новой индустрии, в которой победитель получает всё. Это сравнимо с тем, как производители компьютеров делали акцент на совместимости их продуктов, избегая перехода на интернет платформы (Google Search, Amazon, Facebook). Или операторы связи фокусировались на высокоскоростной передаче данных, пропустив переход на мобильные платформы (Google Android, Apple iOS).
Случится ли тоже самое в автомбильной индустрии? Упустят ли производители автомобилей переход на транспортные платформы так же, как это сделали производители компьютеров и операторы, пропустив переход на интернет платформы и мобильные платформы соответственно?
Будущее автоперевозок может сильно отличаться от существующей автомобильной индустрии. Примечательно то, что только две компании — Google и Uber — имеют фундамент для создания доминирующей транспортной платформы как услуги.
Автомобильные составляющие (кузов, двигатель, колеса) всё больше превращаются в товар. Современные автомобили достаточно хороши для повседневного использования, с наличием небольшой дифференциации. Коммодизация автомобилей только увеличится с переходом к электромобилям. Электрические средства передвижения гораздо более просто устроены механически и несложны в сборке, что открывает возможность для новых игроков, включая Apple, Google, LeTV и даже Acer. Причем нужно учесть, что Tesla разрешила использовать собственную технологию в 2014 году, заверяя, что не будет предъявлять иски за это.
Автономное вождение — это управление машиной по правилам и избегание препятствий и аварий. Оно подразумевает кучу сенсоров, вычислительные возможности и сложное ПО, но самая важная часть это «данные». Самоуправляемые системы это системы компьютерного обучения, которые научены расценивать обстановку и принимать быстрые решения как действовать.
«Данные» представляют собой собирательный опыт множества машин, ездивших в реальных и тестовых условиях. Чем больше машин на дорогах и больше километров пройденоо в различных условиях, тем более опытными, надежными и точными становятся системы автоуправления. Google в этом бесспорный лидер, имеющий свой парк тестовых автомобилей, проехавших около двух миллионов километров. Автопилот Tesls, представленный в октябре 2015 на Tesla Model S, позволит компании Tesla начать обучение системы автоуправления в реальных условиях на десятках тысяч машин.
Uber, кажется, отстает в выпуске реальных самоуправляемых машин на дороги. Компания переманила 40 исследователей и инженеров из робо-лаборатории Carnegie Mellon в марте 2015 и договорилась о партнерстве с Университетом Аризоны по исследованию оптической системе для автоуправляемых автомобилей.
Суть навигации в том, чтобы выяснить по каким дорогам машине нужно ехать, чтобы прибыть из точки А в точку Б. И в этом Google явный лидер со своими Google Maps и Waze. Объединение немецких автопроизводителей (Audi, BMW и Daimler) пытаются найти альтернативу, приобретя Here Maps у Nokia в августе 2015 за 3 миллиарда долларов. Uber так же работает над созданием своей собственной навигации. Он приобрел часть активов Bing, связанных с картографическим сервисом в июле 2015 и заключил соглашение о партнерстве с TomTom в ноябре об использовании их картографических и дорожных данных (неужели Microsoft упускает огромные возможности на автомобильном рынке?).
Что касается вопроса парка машин и маршрутизации, здесь становится более интересно. Автоуправляемые автомобили вкупе с услугами по запросу Uber делают приобретение машин в индивидуальное пользование менее и менее привлекательным. Некоторые утверждают, что это конец для Tesla. Коллективное использование превратит авторынок в что-то вроде публичной транспортной системы, где операторы в реальном времени будут управлять ею. Какую машину отправить на эту точку? Доедет ли машина туда за 15 минут? Какое оптимальное время для зарядки ли заправки? Где припарковаться и тому подобное.
Это очень сложная вычислительная проблема, учитывая то, что нужно будет управлять тысячами автономных машин. Билл Гарлей, один из первых инвесторов Uber, дает понять в своем блоге, как это сложно, и почему UberPool это большая стратегическая цель. UberPool поможет компании решить вопрос с оптимальной маршрутизацией огромного парка автоуправляемых автомобилей.
Я уверен, что в этом Google тоже не стоит на месте. У них есть все возможности (будучи компанией в области машинного обучения) стать лидером в этой сфере. Можно даже поспорить, что создание такой транспортной платформы и есть причина интереса Google в самоуправляемых машинах.
Очень сложно понять, как смогут традиционные автопроизводители конкурировать с компаниями, разрабатывающими ПО, в этом вопросе.
Наконец, самая интригующая часть. Транспортная платформа. Перевозка людей это не единственное применение автоуправляемых машин. Что еще можно с ними сделать? Они могут быть специализированными транспортными средствами по доставке, небольшими дронами по доставке как Transwheel или StarShip или даже автономным мотоциклами, как Motobot Yamaha.
Число этих возможностей поражает воображение. Ни одна компания, даже такие как Google и Uber, не смогут реализовать все варианты применения автоуправляемых систем своими силами. Чтобы найти решение, нужно знать нужды, а варианты использования очевидны. Это платформа, соединяющая автопроизводителей, операторов, поставщиков услуг и разработчиков приложений с пользователями.
Платформа позволит стартапам и разработчикам собрать урожай инноваций новых сервисов и приложений, которые мы даже не можем представить сегодня – также, как никто не мог предсказать Instagram, Snapchat или WeChat на смартфонах.
Uber уже работает с разработчиками для расширения своего сервиса. У Google уже есть опыт опоры на подобные инновации с целью обыграть конкурентов, от Google Maps до Android. Вполне естественно, что Google использует этот же подход и для доминирования на рынке автономных автомобилей.
Еще рано говорить, кто из компаний будет главенствовать на транспортном рынке будущего. Одно можно сказать с уверенностью: будущая транспортная экосистема будет очень непохожа на существующую автомобильную индустрию. А скорее будет иметь много общего с современными экосистемами технологий, с их бизнес-моделями, инновациями разработчиков и доминированием программно-ориентированных компаний.