Site icon AppTractor

Студия Surf: мы сходим с ума… по технологиям

Правда ли, что создать успешную студию и привлечь крупных клиентов можно, только имея офис в Москве? А разработчики мобильных приложений действительно сумасшедшие? Почему в мобайле нет девушек? Портфолио студии важнее её сайта? Мы поговорили с ключевыми фигурами студии Surf, чтобы узнать, как стать успешными в мобильной разработке.

Surf — воронежская студия, открывшая первый офис в 2011 году и уже добившаяся огромных успехов. Ребята попали в список лучших разработчиков мобильных приложений по версии специалистов Google Play, заняли 2 место по Android-приложениям и попали в десятку в общем рейтинге мобильных компаний. Ruward определил Surf на девятнадцатую строчку Единого рейтинга разработчиков мобильных приложений. А теперь обновлённый «широкоэкранный» веб-сайт Surf получил статуэтку в номинации «лучший сайт агентства мобильных разработок» в ключевом и старейшем конкурсе интернет-проектов в Рунете «Золотой Сайт». «То ли ещё будет ;)», — обещают сотрудники компании.

Расскажите, как все начиналось и чего удалось добиться студии на сегодняшний день?

Владимир Макеев (директор): В январе 2011 основатели Surf были тремя студентами с опытом разработки Java ME и EE. К этому времени у нас было два неудавшихся стартапа, и мы решили заняться аутсорсинговым бизнесом. С учётом опыта выбор пал на Android. Первых клиентов мы нашли на oDesk в США, приходилось конкурировать с индусами. Участвовали в нескольких крутых проектах, например, в приложении The Home Depot. Работали у меня дома, благо частный дом позволял. Постепенно собрали костяк из лучших студентов старших курсов и концу 2011 переехали в первый офис. Возможно, на тот момент мы были единственной компанией в стране, узко занимающейся Android, это было необычно даже для Штатов.

Что было в 2012, помню слабо :) У нас появились дизайнеры. Долго работали с малайзийским клиентом, производителем смартфонов. Парни ездили в командировку в Малайзию.

По мере роста, я ушёл от разработки в менеджмент, потом в продажи и аккаунт-менеджмент, сделал круг. IT на пальцах выглядит так:

В 2013 нам потребовалось iOS направление, мы быстро собрали команду из опытных разработчиков. Проблема в том, что каждый готовый специалист обладает своим стилем и сложно привести команду к общим подходам.

В 2014 появился арт-директор, к нам присоединились несколько крутых дизайнеров. Полностью изменились подходы к интерфейсам, проектированию. Создаём веб-направление, мобильным приложениям нужны backend’ы и админки, хотя чаще их делает клиент. Оптимизируем процессы.

Сегодня у нас большой офис в центре Воронежа, новый логотип и сайт. Вошли в топ-10 разработчиков и стали 2-ми в Android. Захватываем мир.

На ваш взгляд, какое оптимальное количество людей должно работать в команде для создания наилучшего мобильного приложения? Сколько сотрудников в Surf?

Владимир Макеев (директор): В команде 30 человек, параллельно в работе 4-5 проектов под iOS и Android.

Вадим Котов (технический директор): В команде проекта обычно несколько программистов, дизайнер, тестировщик, менеджер, продвиженец и люди со стороны клиента. Больше для маленьких проектов не нужно, начнут «наступать друг другу на хвосты».

Где искать сотрудников в студию мобильных приложений? 

Вадим Котов (технический директор): Искать можно как начинающих перспективных, которые обучаются и становятся профессионалами, так и уже состоявшихся людей. Хотя у свежесобранной команды опытных людей обычно разные подходы, им надо еще сработаться вместе. Когда люди вместе учатся, набираются опыта, смотрят они обычно в одном направлении.

Искать начинающих можно среди талантливых студентов из ведущих ВУЗов, обычно это не такой большой список мест. Также энтузиастов-самоучек, они могут многого достичь сами, если есть желание. Часто их способности превосходят в дальнейшем тех, кого обучали по программе.

Опытные люди обычно давно и успешно работают в каком-либо месте. Их трудно заинтересовать, им нет нужды менять работу. Переходят обычно при проблемах на текущей работе, можно получить очень талантливых и эффективных людей :) Жаль конкурентов, которые разваливаются и упускают сотрудников, но это жизнь.

Владимир Макеев (директор): Я четвертый год работаю преподавателем в ВГУ, лучшие выпускники попадают к нам. Что касается хантинга — это длительный процесс, нужно знать лично каждого специалиста и поддерживать взаимоотношения.

Вадим Котов (технический директор): Как своим примером подтверждает Вова, важно доказывать и показывать, что компания ориентирована именно на мобильные проекты. Мы создаем community, проводим обучающие мероприятия. Сегодня многие знают: в Surf стоит идти, если хочешь делать классные приложения.

Что такое, на ваш взгляд, идеальная команда и как ее создать? 

Максим Собковский (арт-директор):

Идеальная команда может быть построена только из людей, готовых брать на себя ответственность, постоянно учиться и находить общий язык друг с другом, имеющих не денежную привязку к делу.

Очень важно, чтобы их объединяла одна фундаментальная идея, которой они хотели бы себя посвятить.

Вадим Котов (технический директор): Лучше, когда в команде заинтересованные люди, не готовые мириться с посредственностью или недостаточным качеством. Менеджер должен быть Человеком, Которому Больше Всех Не Все Равно. Тогда он будет мотором команды, общий темп работы повысится. Крутые люди хотят работать с крутыми, мы внимательно следим за тенденциями в команде.

Очень важна атмосфера, людям нравится работать всем вместе, без руководства в другом городе или стране. Изнутри всё похоже на большую бригаду, которая работает и проводит значительную часть жизни вместе. Люди чувствуют человеческий подход и часто приятно удивляют самоотдачей и результатами.

Почему у вас две девушки в iOS разработке и ни одной в Android?

Вадим Котов (технический директор): Все как-то не попадаются. Из многих кандидаток-девушек под Android мы почти всех забраковали. Дело тут не в гендерных различиях, а в навыках. Для iOS же такие люди нашлись. Стараемся очень ответственно относиться к набору новых людей, потому что они задают уровень качества работ. Классные и перспективные разработчики предпочитают работать вместе с такими же, чтобы развиваться.

А разгадка одна: СЕКСИСТЫ МЫ! :)

Расскажите, как вам удалось привлечь таких крупных клиентов, как Mail.ru Group и ВТБ24? 

Владимир Макеев (директор): Все ключевые продажи были исходящими. Это системная работа с CRM, упорство и энтузиазм. Например, продажа Delivery Club заняла около полугода. Сейчас мы ведём все их мобильные проекты. Вероятно, сейчас это самое финансово успешное приложение в России.


Если клиент интересен, мы вкладываем в presale — делаем прототип нескольких основных экранов, mindmap структуры приложения, презентацию. Не всегда presale превращается в контракты, но успешные продажи всё окупают. А непроданный материал тоже можно успешно использовать.

Среди ваших клиентов банки и службы логистики. С какими тематическими направлениями вам наиболее интересно работать сейчас, а какими вы хотели бы заняться в будущем?

Владимир Макеев (директор): У нас большой опыт работы в финансах, e-commerce, логистике, со стартапами и соц. сетями. Продолжим заниматься проектами в этих сферах. Акцентируем внимание на крутых интерфейсах и разработке под ключ от идеи до продвижения. 2015-ый — за часами и софтом для авто.

Разработка какого приложения вам больше всего запомнилась?

Владимир Макеев (директор): Спрашивай.ру. Несколько месяцев на мониторах были несовершеннолетние девушки. Не кидайтесь камнями, полтора года у клиента не было желания обновлять приложение. Сейчас обновляем UI под Material Design.

The app was not found in the store. :-(

True story из Google Play

Какие инструменты вы используете?

Владимир Макеев (директор): Технологический стек достаточно стандартный. HipChat или Slack — must have. Apiary — крутой сервис для описания API. Разрабатываем свою систему учёта эффективности проектов, сотрудников и компании в целом. Дизайнеры переходят с Photoshop на Sketch. Интересно настроена непрерывная интеграция.

Вадим Котов (технический директор): Мы делаем нативные приложения, потому что так можно создать качественные, отзывчивые и легко поддерживаемые приложения. Никакого Javascript, HTML5, заигрываний с C# и прочих штук. Это наша принципиальная позиция. Множество разработчиков ощутили правильность такого подхода, наступив на подобные грабли, взять хотя бы нашумевшее высказывание Цукерберга. Сейчас средства развиваются, но пока не могут заменить предлагаемые Apple и Google. Они обычно отстают по удобству и появлению новых фич от платформы.

Корпоративный чат — одна из лучших вещей, которые мы начали использовать. Сейчас он является сердцем всего процесса, там идут обсуждения, выкладываются файлы, приходят нотификации из репозиториев и CI. Мы стали использовать HipChat еще в первой волне, до покупки его Atlassian. А теперь все восторгаются Slack, это стало трендом.

Используем непрерывную интеграцию на полную катушку — сборки собираем в Jenkins после каждого коммита, разработчики сразу получают обратную связь от CI. Тестеры и менеджеры знают, где искать свежие сборки. Подобные штуки не позволяют энтропии Вселенной и проекта возрастать слишком быстро :)

Мобильной студии обязательно иметь команду тестировщиков в штате или хотя бы на подряде. Это окупает столько очевидных и неочевидных ошибок, повышает уровень качества в разы. Формировать процесс тестирования лучше сразу вместе с разработкой и дизайном. Мы начинаем тестирование сразу после появления минимально готового прототипа, а заканчиваем уже после сдачи проекта заказчику. Иногда заказчик даже бывает не в курсе, что у нас работали тестировщики, зато приятно удивлен качеству приложения.

Что наиболее важно в мобильном приложении? Что наиболее важно в разработке приложения?

Владимир Макеев (директор): Стадия проектирования. Без детально продуманных UX, UI, API, ТЗ возрастает цена ошибки. Когда нас спрашивают о стоимости разработки, мы даём грубую оценку проекта. На проектирование заключается отдельный допник, и после завершения этого этапа мы можем точно назвать стоимость разработки. Прописные истины, но мало кто так делает.

Максим Собковский (арт-директор): Самое важное, чтобы мобильное приложение выполняло свою задачу быстро, так как оно в большинстве случаев используется на ходу.

Хорошо, если приложение нравится людям не только за его возможности, но и вызывает симпатии на эмоциональном уровне, это здорово помогает в любых взаимодействиях.

Насколько важен собственный официальный сайт для мобильной студии, которая действительно хочет добиться успеха?

Владимир Макеев (директор): Сайт не панацея. Свой сайт делали с начала года in-house, c запуском новой версии стало больше входящих. Немного о процессе его создания. Наш сайт признали лучшим сайтом мобильного агентства.

Максим Собковский (арт-директор): Если посмотреть на первые строчки рейтингов мобильных студий в России, можно заметить, что они отдают внимание своим сайтам далеко не в самую первую очередь.

Но, если мы говорим о начинающих компаниях и компаниях среднего уровня, которые желают выходить на новый уровень, для них хороший веб-сайт является одной из точек соприкосновения с аудиторией, которая ощутимо влияет на степень доверия. Но сайт не делает продажи, он делает только входящие. Продажи делают люди.

Был ли у вас уже опыт создания приложений для wearables? Насколько это направление перспективно и рентабельно в России?

Вадим Котов (технический директор): Сейчас это направление еще не стало мейнстримом, это первые ласточки. Наблюдая на протяжении 5 последних лет за рынком мобильных приложений, мы видели, как он растет и превращается из ранних сомнительных экспериментов в уверенную взрослую отрасль. Возможно? так будет и с другими носимыми устройствами. Сегодня все сомневаются в новой сфере, а завтра уже стоят в очереди в магазине.

Владимир Макеев (директор): Анонсировали это направление на сайте. Сейчас мы работаем над своим проектом для Google Wear и Apple Watch, постараемся стать первыми в своём роде в пустом App Store. Apple Watch будут расходиться как пирожки. А это потянет за собой и Google Wear.

Крайне сложно придумать stand alone приложение для часов, работающее без связки с мобильным приложением или веб-сервисом. Но откроется большое поле по расширению существующих приложений и сайтов на часы.

В июне купили Google Glass, но разочаровались в них.

Максим Собковский (арт-директор): Аналитики предсказывают рост рынка носимых устройств примерно в 7 раз с момента выхода Apple Watch. Посмотрим, насколько это увеличит рынок конкретно в России, мы будем стараться способствовать этому, и у нас уже есть пара интересных разработок в данном направлении.

У вас на сайте есть форма для оценки разработки приложения. Кто занимается этим разделом?

Владимир Макеев (директор): На письма в течение суток отвечает Павел, директор по развитию. Я помогаю на более поздних стадиях.

Какой процент людей затем становится вашим клиентом? Какие лучшие/худшие идеи через форму вам приходили?

Владимир Макеев (директор): Нам подходит около 10% входящих, остальные отфильтровываются по бюджету, нежизнеспособности идей. Возможно, у клиента есть бюджет на разработку, но нет средств на продвижение, это нежизнеспособный случай. Около 20% от прошедших фильтр мы продаём. Cледим за воронкой продаж, используя AmoCRM, недавно переехали с Highrise, 37 Signals уже не те.

Нам предлагали разработать «Подои корову». Был входящий про соцсеть, показывающую, где растёт дикая марихуана. Про то, что каждую неделю кто-то хочет сделать Яндекс-Такси, не говорю.

Студия находится в Воронеже. Как считаете, чтобы занять достойное место на рынке мобильных технологий, нужно ли стремиться в столицу?

Вадим Котов (технический директор): Рынок труда в Москве испытывает большую нехватку кадров. Разработчики приезжают, выпускаются из вузов уже с очень большими ожиданиями. Думаю, лучше иметь в столице офис продаж. Отличных разработчиков и дизайнеров можно найти в регионах, глобализация, все дела.

На вашем сайте написано, что вы сходите с ума по технологиям. В чем это выражается? Может, вы видите идеи новых мобильных приложений во сне?

Владимир Макеев (директор): Арт-дир — сумасшедший.

Максим Собсковский (арт-директор):

Я верю, что действительно хорошие вещи создаются благодаря страсти и умению выходить за рамки нормальности, обыденности.

Нам нравится балансировать где-то на грани между арт-хаусом и блокбастером, создавая смелые и одновременно привлекательные продукты. Это позволяет оставаться понятными мейнстриму, в то же время привносит свежую волну, возможность работать с новыми тенденциями.

Вадим Котов (технический директор): Нравится создавать приложения с собственным стилем и наполнением, хорошо сделанные и технически тоже. Гордимся своими людьми и подходами к разработке. Сходим с ума по технологиям — нравится ощущать передовые вещи «на кончиках пальцев», пробовать новое. Но без ущерба качеству, конечно :).

Спасибо, отличных вам приложений!

Exit mobile version