Сегодня рынок «невидимых приложений» можно было бы назвать прошедшим трендом, но это также может быть началом большого многолетнего сдвига в том, как мы ведем дела, находясь вдалеке от своих компьютеров. Этот сдвиг касается мобильных устройств, емэйлов, домашних устройств вроде Amazon Echo и даже носимых устройств типа Apple Watch.
В этой статье я начну с объяснения, почему этот рынок существует, и освещу некоторые его ключевые преимущества. После этого я поделюсь своей моделью его структуры. В конце я расскажу о своих ожиданиях и том, куда это все может привести.
Почему он существует: скорость и уменьшение усталости от принятия решений
Невидимые приложения набирают силу потому, что во многих случаях они быстрее, чем нативные приложения или мобильные сайты. В то время как создание события в календаре с использованием нативного календаря на iPhone потребует как минимум 6 нажатий клавиши, использование невидимого приложения типа Clara Labs дает вам возможность переслать емэйл или отправить сообщение не переключая контекст вообще. Плюс, невидимые приложение асинхронны, поэтому можно отправить сообщение и все.
Невидимые приложения также уменьшают усталость от принятия решений, что особенно хорошо, когда вы, пользователь, знаете, чего хотите. Например, поиск 20 разных вариантов полета из двух аэропортов — в 80% случаев вы ищете либо самый быстрый, либо самый дешевый вариант.
Это один из ключевых плюсов Operator и Luka.ai: куда легче ответить на вопрос да/нет, к примеру «Вы хотите отправить вашей маме цветы на День матери?», чем столкнуться с открытым вопросом: «Скоро День матери. Что ей подарить?» Это еще и причина, почему клики на «подарки на День матери» намного дешевле, чем сумма, которую BloomThat (приложение для доставки цветов), возможно, платит за установку приложения.
На самом деле, уменьшение усталости от принятия решения делает цены ниже. Например, Uber сокращает ее, ограничивая выбор пользователя тремя классами автомобилей: UberX, Black и SUV. И все.
Для сравнения — первые компании пытались сделать своим преимуществом большой выбор: список автомобилей, водителей и цен, позволяя вам выбрать цену, которую вы готовы заплатить за проезд от точки А до точки В. Усталость от решений в чистом виде.
В других областях, например, компания TaskRabbit запустила модель аукциона, в которой пользователь делал ставку на человека, которого хотел видеть исполнителем. С тех пор они два раза поменяли модель, но, вполне предсказуемо, что за время, пока вы соотнесете задачу и желаемого исполнителя, можно было уже самому собрать шкаф из IKEA.
Излишний выбор — груз ответственности, и мессенджеры почти избавились от этого, сократив количество опций. Существующие компании тоже производят этот переход. Postmates определял себя как компанию «мы доставим вам что угодно». Теперь они немного сменили фокус: «Мы все еще доставляем, что угодно, но вот отличная еда, которую мы можем доставить вам в течение часа», и это один из (многих) факторов, который привел их к заслуженному успеху.
Структура рынка
Рынок невидимых приложений состоит из трех частей:
1. Месседжинговый канал: где пользователь начинает показывать свои намерения. Прямо сейчас существует несколько разных способов сделать это:
- Мобильные месседжеры: WeChat, LINE, Facebook Messenger, iMessage, Slack, Kik и другие.
- Операторы мобильной связи + СМС платформы: AT&T, Verizon, Sprint, T-Mobile, China Telecom, China Unicom + СМС-шлюз, как Twilio и Plivo.
- Нативные приложения: Operator и Luka.ai. Эти приложения узко специализированы и сделаны специально для одной цели.
- Помощник на уровне операционной системы: Siri, Google Now, Microsoft Cortana, Amazon Echo, Apple Watch.
2. Оператор/ Помощник: кто будет принимать сообщение.
- Человек: у некоторых компаний есть так называемые колл-центры, в которых запросами занимаются люди: Magic, Operator.
- Люди при поддержке искусственного интеллекта: комбинация человеческого труда с искусственным интеллектом и обработка естественного языка для понимания намерений и внешних запросов. Пример: Clara Labs.
- Чистый искусственный интеллект: все с помощью ПО. Например: luka.ai
3. Слой наполнения: как только запрос понят (человеком ли, машиной или некоторой их комбинацией), нужно подобрать услугу, удовлетворяющую запросу. Ответ может разниться в зависимости от желания пользователя. Например:
- Траспорт: Uber, Lyft, GetAround, RelayRides, FlightFox.
- Доставка еды: Instacart, UberEATS, Postmates.
- Путешествия: Airbnb, Native, HotelTonight.
Монополия и вертикальная интеграция
Невидимые приложения могут в конце концов привести к вертикальной интеграции, и, косвенным образом, монополиям. Быть универсальным верхом воронки — невероятно ценно: владея впечатлениями пользователя, вы можете влиять на понижение цены поставщиков.
Возьмем, к примеру, Digit. Digit — это невидимое приложение, которое автоматически заносит ваши деньги на сберегательный счет. Если они продолжат доставку пользовательских впечатлений и будут надежными в смысле безопасности, они могут стать сберегательным банком в будущем.
Я предполагаю, что они сейчас хранят потребительские сбережения на счетах с поддержкой FDIC (Федеральная корпорация страхования вкладов) в большом финансовом институте (таком как Wells Fargo и Citi), но это деталь, которую клиентам Digit неинтересно знать.
В масштабе, Digit может работать с любым банком, который предоставит наиболее выгодные условия или основать независимый банк, став еще более интегрированным в вертикаль.
То же можно сказать и про мессенджеры в Китае. WeChat, например, выпустил в прошлом году WeChat Taxi и пользователи вызвали через него более 21 миллиона такси только за один месяц. Есть колоссальная ценность в нахождении вверху мобильной воронки, и я предсказываю большой успех победителю.
Проблемы
Компании в этом пространстве столкнутся с несколькими проблемами.
Первое, компании операторы и ассистенты должны различаться, чтобы приходить на ум пользователей первыми. Заявляя, что «сделаете что угодно», можно закончить тем, что будете делать все довольно хорошо, но уже не будете лучше всех для пользователей.
Мобильное пространство жадно на такие операции: на десктопе «мы найдем для вас что угодно» — это поиск; а разработать что-то такое для мобайла — все еще нерешенная задача.
Далее, масштабирование этих операций может быть тяжелым. Если вам повезло попасть на пик роста, вам нужно масштабировать соответственно операции. Это звучит как хорошая задача, но это еще и большая проблема, которая может испортить много первых впечатлений.
Скорость — одно из ключевых преимуществ месседжинговых сервисов, и если ваш работник не может ответить клиенту через ограниченное количество времени, то клиент уйдет. Таким образом, первые впечатления реально важны в этой области.
Если ваша компания решает использовать искусственный интеллект и анализ естественного языка, вам повезло, потому что существует разнообразие опенсорс фреймворков (python nltk, например) и API (пример: wit.ai).
Это, конечно, только начало. И в то время как небольшое улучшение средней квадратичной ошибки распознавания естественного языка вашим AI от 80-82% — повод для внутреннего праздника, пользователи куда более требовательны.
Они обычно ждут, что все всегда работает, что очень ложно осуществить с естественным языком. Это будет и кроличья нора для ресурсов — получить точную на 80% модель легко; но следующие 10% могут потребовать многих лет.
Куда это все может привести
Как и большинство вещей в Силиконовой Долине, месседжинг может стать преходящим трендом, над которым мы посмеемся через 12 месяцев. Но есть и вероятность того, что он станет чем-то по-настоящему интересным. Многие из самых важных технологических инноваций за последние 50 лет имели малое приложение в бизнесе. Пока не стали им.