Федеральная торговая комиссия США (FTC) совместно с двумя другими международными сетями по защите прав потребителей объявила в четверг о результатах исследования, посвященного использованию «темных паттернов» — манипулятивных дизайнерских приемов — которые могут подвергать риску конфиденциальность пользователей или подталкивать их к покупке товаров, услуг или совершению других действий, которые в противном случае они бы не совершили. В ходе анализа 642 веб-сайтов и приложений, предлагающих услуги подписки, было обнаружено, что большинство из них (почти 76%) использовали как минимум один темный шаблон, а почти 67% — более одного.
Под темными паттернами понимается ряд дизайнерских приемов, которые могут тонко подталкивать пользователей к каким-либо действиям или подвергать риску их конфиденциальность. Они особенно популярны среди веб-сайтов и приложений, монетизирующихся подпиской, и в предыдущие годы были предметом внимания FTC. Например, FTC подала в суд на приложение для знакомств Match за мошеннические действия, которые, в частности, затрудняли отмену подписки благодаря использованию темных паттернов.
Выход нового отчета может свидетельствовать о том, что FTC планирует уделять повышенное внимание этому виду “потребительского мошенничества”. В новом отчете, опубликованном в четверг, рассматривается множество типов темных паттернов, таких как sneaking, препятствование, назойливость, принуждение к действию, социальное доказательство и другие.
Среди наиболее часто встречающихся в исследовании темных паттернов — sneaking («скрытие»), означающее невозможность отключить автопродление подписки в процессе регистрации и покупки. 81% исследованных сайтов и приложений использовали этот прием для обеспечения автоматического продления подписки. В 70% разработчики не предоставили информацию о том, как отменить подписку, а в 67% не указали дату, до которой потребитель должен отменить подписку, чтобы с него снова не взималась плата.
Препятствие — еще одна распространенная проблема, встречающаяся в приложениях для подписки. Оно усложняет или делает утомительным выполнение определенного действия, например отмену подписки или регистрацию бесплатной пробной версии.
Навязчивая реклама включает в себя неоднократное обращение к потребителю с просьбой выполнить какое-то действие, которое бизнес хочет, чтобы он совершил. Хотя это не приложение с подпиской, одним из примеров назойливости является то, как TikTok часто предлагает пользователям загрузить свои контакты в приложение, даже после того, как пользователь отказался.
Принуждение к действию означает требование от потребителя сделать какой-то шаг для получения доступа к определенному функционалу, например, заполнить свои платежные данные для участия в бесплатной пробной версии — 66.4% сайтов и приложений, участвовавших в исследовании, требовали этого.
Социальное доказательство, в свою очередь, использует силу общества, чтобы повлиять на потребителя, обычно на совершение покупки, путем отображения показателей, связанных с определенным видом деятельности. Это особенно популярно в сфере электронной коммерции, где компания показывает, сколько других людей просматривают тот же товар или добавляют его в корзину. В приложениях для подписки социальное доказательство может использоваться для того, чтобы подтолкнуть пользователей к подписке, показывая, как много других людей делают то же самое.
Исследование показало, что 21.5% изученных сайтов и приложений использовали уведомления и другие формы социального доказательства, чтобы подтолкнуть потребителей к оформлению подписки.
Сайты также могут попытаться создать ощущение срочности, чтобы подтолкнуть покупателей к покупке. Это регулярно встречается на Amazon и других сайтах электронной коммерции, где людей предупреждают о низком уровне запасов, побуждая их побыстрее оформить покупку, но, возможно, реже используется для продажи подписок.
Интерфейсное вмешательство — это широкая категория, которая относится к способам, с помощью которых приложение или веб-сайт подталкивают потребителя к принятию выгодного для бизнеса решения. Это может включать в себя такие вещи, как предварительный выбор элементов, например, более длительных или дорогих подписок — так поступали 22.5% исследуемых продуктов — или использование «ложной иерархии», чтобы визуально представить более выгодные для бизнеса варианты на более видном месте. Последний способ использовали 38.3% компаний, участвовавших в исследовании.
Вмешательство в интерфейс также может включать в себя то, что в исследовании названо «конфирмацией» — использование языка, вызывающего эмоции, чтобы манипулировать процессом принятия решения потребителем, например «Не пропусти, подпишись!».
Исследование проводилось с 29 января по 2 февраля в рамках ежегодного обзора Международной сети защиты прав потребителей и правоприменения (ICPEN) и включало 642 веб-сайта и приложения, предлагающие подписку.