Рост объемов российского гейминга
По данным App Annie, в 2018 объем игровой индустрии в России увеличился на 23%, тогда как мировой рост составил 13%. Российские пользователи скачали 2,1 млрд мобильных игр, что соответствует примерно 25 загрузкам на человека, исходя из проникновения смартфонов на уровне 60%. По оценкам экспертов, такая стремительная динамика российской индустрии объясняется несколькими факторами.
«Прежде всего, в последнее время очень сильно вырос уровень самих игр — рассказывает Дмитрий Шеленговский, основатель компании-разработчика Playgendary. — Современные игры, особенно высокобюджетный ААА-сегмент, мало чем отличаются от кино: у них качественная графика, продуманные и захватывающие сюжеты, а в некоторых случаях и актеры, которых мы обычно привыкли видеть в фильмах. Но в отличие от кино, где ты просто зритель, игры дают шанс стать участником всего происходящего — например, победить противника в перестрелке или решить глобальную проблему. Это новый уровень погружения и удовольствия от процесса гейминга. Добавьте сюда технологии дополненной или виртуальной реальности, которые еще сильнее вовлекают пользователя в мир игры, — это совсем другое качество эмоций».
Росту локального рынка способствует и эффект «низкой базы». «Если в западных странах видеоигры стали массовым явлением еще в 70-х, то в России они получили распространение лишь с 90-х. И сейчас мы видим, что очень много людей только открывают для себя мир гейминга. Типичным примером может служить ситуация, когда человек меняет «кнопочный» телефон на первый смартфон, изучает его возможности, заходит в магазин приложений и скачивает свою первую игру», — отмечает Шеленговский.
Сохранение позитивной динамики в мобильном сегменте
По данным компании Newzoo, в 2018 доходы глобальной игровой индустрии достигли почти 138 млрд долларов США. Этот показатель выше прошлогоднего на примерно 13%. Основным источником роста ожидаемо стали мобильные игры. Выручка в этом сегменте увеличилась на 29% и равнялась 56,4 млрд долларов США. При этом ПК и консольные игры сохраняют свою популярность у пользователей — доля дохода в этих категориях составила 32,9 и 34,6 млрд долларов США соответственно. По оценкам Newzoo, спрос на мобильные игры будет стабильно расти и к 2021 году обеспечит объем доходов в 70 млрд долларов США.
По данным App Annie, в России выручка по модели встроенных покупок в играх для смартфонов достигла более 361 млн долларов США в 2018 и, по прогнозам аналитиков Newzoo, будет ежегодно увеличиваться. Это говорит о значительном потенциале мобильного гейминга и делает отрасль перспективной для локальных разработчиков.
Индустрия мобильных приложений в целом также растет. Доходы увеличились на 10% по сравнению с 2017 и достигли более 52 млрд долларов США. Примечательно, что несмотря на бурный рост азиатского рынка приложений в прошлые годы, в 2018 он практически остановился. В частности, доходы этого сегмента в Китае увеличились всего на 1%, что было обусловлено в первую очередь введением временных ограничений на выпуск новых игр со стороны местного правительства.
Как отмечает руководитель направления по работе с крупными партнерами игровой индустрии Google Россия Санджар Исмаилов, на мобильный гейминг приходится более 70% мировых доходов от всего сегмента приложений. При этом одна треть всех загрузок со смартфона — игры. Средний доход с каждой мобильной загрузки не столь высок — менее 50 центов. Однако средняя выручка с каждой скачанной игры заметно выше — более 1 доллара США.
По данным App Annie, в России более половины доходов от мобильного гейминга — 62% — приносят пользователи Android. В прошлом году на их долю пришлось 83% от всех загрузок мобильных игр.
Взлет популярности гиперказуальных игр для массовой аудитории
Еще одним важным трендом прошлого года стал резкий рост популярности гиперказуальных игр с простым управлением. Как отмечают разработчики, в основе интереса к ним лежит много причин, но все они так или иначе связаны с простотой и понятностью для игроков. «Во-первых, они не требовательны к «железу». Пользователю не нужен мощный и дорогой смартфон, чтобы играть, например, в головоломку Polysphere или любую другую гиперказуальную игру. Во-вторых, у таких игр очень простой и интуитивно понятный геймплей. Игрок почти сразу разбирается, что от него требуется. Там нет сложных сюжетов и игровых механик, поэтому они понятны без слов. Это делает их отличными тайм-киллерами», — рассказал Дмитрий Шеленговский из студии Playgendary.
Если в 2016 году пользователи по всему миру скачали примерно 1 млрд игр для массовой аудитории, то в последние два года этот показатель увеличился почти в 4 раза и на конец 2018 года достиг 4 млрд загрузок. Рост интереса к гиперказуальным играм характерен и для российских геймеров. Эта категория росла в 8 раз быстрее, чем все другие игровые форматы. По данным App Annie, в прошлом году российские пользователи скачали 155 млн таких игр.
По мнению представителей индустрии, популярность гиперказуальных игр будет продолжать расти. «Людям по-прежнему будут нравиться минималистичные игры, которые помогают скоротать время в транспорте или очереди. В России этот рост будет особенно внушительным, судя по статистике 2018-го года», — прогнозирует Шеленговский.