Мечта о запуске Epic Games Store на iOS была похожа на мираж: процветающий альтернативный магазин приложений, существующий вне стен Apple, где разработчикам не придется платить гораздо более высокую комиссию Apple за покупки в приложениях и где они смогут использовать любой платежный процессор, какой захотят.
На прошлой неделе магазин Epic запустился в Европейском союзе — благодаря новым правилам, открывающим доступ к iOS сторонним площадкам. И это, вероятно, станет благом для Epic и ее многолетнего хита Fortnite. Но пока неясно, сможет ли Epic развить магазин далеко за пределы своих игр. Компания хочет привлечь в магазин яркую экосистему сторонних разработчиков, но переход в Epic Games Store может оказаться непосильной задачей для любой компании, которая не зарабатывает на Fortnite кучу денег.
«Это кажется проигрышным для Apple, разработчиков и потребителей», — говорит Боб Робертс, разработчик Roundguard из студии инди-игр Wonderbelly Games. «Это просто усложняет жизнь и запутывает ее, не улучшая ситуацию так, как люди себе это представляли».
Игровой магазин Epic может предложить лучшие условия для разработчиков, но каждый разработчик, включая Epic, все равно будет платить Apple, даже за пределами App Store. А условия и сборы Apple для приложений на альтернативных торговых площадках настолько обременительны, что Epic предстоит преодолеть большой путь, чтобы убедить разработчиков в том, что стоит тратить время и деньги на размещение приложений в магазине компании.
Чтобы продавать игру за пределами App Store, разработчики должны платить по 50 евроцентов с каждого пользователя в год за установку, как только они достигнут определенного количества загрузок. Если разработчики хотят привязать пользователей к покупкам за пределами приложения, им также придется заплатить 10% комиссию за все продажи, сделанные «на любой платформе» — в том числе и за пределами iOS. Это в дополнение к 5% комиссии с покупок, совершенных в течение года после установки приложения. Затем они должны будут оплатить все сборы, взимаемые оператором новой торговой площадки. В случае с Epic это 12% — значительная скидка сама по себе, но существенная прибавка, если учесть расходы на Apple.
Для сравнения, если разработчики останутся в App Store, они будут платить до 30% комиссии за все покупки в приложении, а также до 25% за покупки, сделанные по внешней ссылке. При этом нет платы за установку на одного пользователя в течение года, что снижает риск для free-to-play игр.
Для Epic, даже если компании придется дважды платить за установку Epic Games Store и за загрузку Fortnite, теоретически это всего лишь один евро на человека в год. Вероятно, компания может взять на себя этот риск в долгосрочной перспективе, особенно если регулирующие органы изменят ситуацию таким образом, что некоторые правила Apple окажутся отменены.
Но остальные разработчики могут оказаться в проигрыше от такого соглашения. Во-первых, Apple взимает плату с каждого пользователя как на сторонних торговых площадках, так и в собственном App Store. Генеральный директор Epic Game Store Стив Эллисон привел пример на брифинге на прошлой неделе. Возьмем игру, у которой миллиард загрузок. Даже если оно было получено из App Store, больше не используется и просто висит на экране, но получает обновления, то разработчик будет платить 50 центов за него каждый год. «Это неприемлемо, — говорит Эллисон.
На данный момент новые условия Apple кажутся приемлемыми только для крупных компаний вроде Epic и разработчиков, которые не получают никакого дохода от своих приложений — промежуточных вариантов почти нет. Apple не обязывает разработчиков бесплатных приложений без монетизации платить за каждого пользователя. Хотя Apple также предоставляет трехлетний льготный период без взимания платы для небольших разработчиков, но только при условии, что их годовой доход не превышает 10 миллионов евро в течение этого периода времени. Apple также предлагает более низкие тарифы для разработчиков в рамках программы для малого бизнеса.
Тем временем остальные разработчики должны платить столько же, сколько и такие гиганты, как Epic Games. Приложение с более чем 1 миллионом загрузок и годовым доходом в 150,000 долларов должно отдать Apple почти половину этой суммы, согласно собственному калькулятору компании. И это помимо 12% комиссии, которую берет Epic Games Store.
Это печальный результат, поскольку разработчики хотят видеть больше возможностей для распространения своих приложений. «С годами App Store стал перегружен приложениями, многие из которых давно не обновлялись», — говорит Раффаэле Д’Амато, разработчик Arcadia — Watch Games. Д’Амато планировал опубликовать свое приложение в стороннем магазине, если бы таковой существовал специально для приложений Apple Watch, потому что это давало бы возможность повысить видимость. «Альтернативные магазины, безусловно, могли бы обеспечить большую видимость приложениям, которые действительно этого заслуживают».
Но не похоже, чтобы некоторые из крупнейших сторонних разработчиков были в этом заинтересованы. На брифинге на прошлой неделе Эллисон сказал, что Epic активно обсуждает с «практически каждым из 250 крупнейших мобильных разработчиков» возможность размещения их приложений в Epic Games Store для мобильных устройств, но отметил, что «почти все они» сказали, что не могут перейти на новый магазин на iOS.
Для того чтобы магазин Epic Games Store для iOS стал прибыльным для Epic, если это вообще произойдет, потребуется много времени. Магазин для ПК, по крайней мере, согласно показаниям Эллисона в прошлом году, еще даже не приносил прибыли. Но компания ожидает, что в конце этого года магазин начнет наполняться, даже если поначалу это будет происходить в небольших количествах. На прошлой неделе Эллисон заявил, что Epic планирует предложить «курируемый» выбор игр от сторонних разработчиков в своем мобильном магазине, который также доступен по всему миру на Android, в декабре. По словам Эллисона, Epic «очень надеется» вывести эти игры на iOS, хотя это «очень сложный разговор».
На данный момент запуск собственного магазина на мобильных устройствах — это скорее попытка Epic взять под контроль свою судьбу и, в идеале, поделиться этим контролем с другими разработчиками. Но Apple по-прежнему хочет держать все в своих руках — независимо от того, есть ли разработчик в App Store или нет. Если верить истории, компания, вероятно, не откажется от этого контроля, пока ее не заставят это сделать.