Денис Мартынцев, ведущий канала Grow Horse в Telegram, рассказал, какие трюки использовали разные компании на своих ранних стадиях.
1. Gmail и регистрация по приглашениям
На момент запуска Gmail предложили пользователям ограниченное количество приглашений, которые они могли разослать друзьям и родственникам. Таким образом был искусственно завышен спрос на продукт и раздут нешуточный ажиотаж. В первые недели после запуска, приглашения продавались на eBay за сотни долларов. Об этой акции написали все технологические и бизнес СМИ.
2. PayPal – больше друзей, больше денег
Интенсивный рост компании связан с реферельной программой, в рамках которой пользователи получали по 10$ за регистрацию. Вознаграждение при этом получал и тот, кто приглашал нового пользователя, и сам приглашенный. Реферальный подход не просто принес PayPal кратный рост пользовательской базы. Компания одним ударом решила вопросы с активацией и удержанием. Каждый получивший 10 бесплатных долларов стремился их потратить. А для этого нужно было воспользоваться сервисом, опробовав его на себе.
3. Tinder, который ходил по университетам
Сразу после запуска приложения для знакомств возникла острая проблема нехватки пользователей. Парням не хватало привлекательных девушек, девушкам интересных парней. Чтобы решить проблему, маркетолог Tinder пошла по университетам. Она посещала собрания женских сообществ, на которых рассказывала о преимуществах приложения, и предлагала установить его. Сразу после этого она шла в братства и агитировала парней, обещая, что там уже есть девушки. Такой решительный подход позволил собрать ранних адептов. А с учетом авторизации через социальные сети и возможности приглашать друзей, стал толчком для запуска виральности.
Новый цвет кнопки не спасет ваш бизнес: почему Growth Hacking может быть вашим злейшим врагом
4. LinkedIn – спам по контактам
Основатели социальной сети для профессионалов в какой-то момент использовали не очень этичный хак. Они импортировали список контактов электронной почты после регистрации и рассылали по нему письма от имени пользователя. Знакомые думали, что это он их приглашает, и более охотно регистрировались. Хотя сам пользователь мог ничего не знать о рассылке. В то время еще не было законодательных ограничений на подобные действия и LinkedIn этим пользовался. Не красиво, но кто теперь припомнит им это? Разве что Growth Hacker’ы.
5. Zynga и баннеры вместо игр
Прежде чем запускать долгий и дорогостоящий процесс создания новой игры, компания Zynga размещала рекламные баннеры. Реклама расхваливала игру во всех красках. После перехода на сайт заинтересованным игрокам предлагалось подписаться на уведомление о скором выходе. Так в Zynga тестировали, какие идеи новых игр получают больший отклик, а заодно накапливали стартовую базу игроков.
6. ВКонтакте – друзья за iPod
Не многие помнят, что нынешний VK в далеком 2006 году вел рейтинг популярности среди пользователей. Очки рейтинга начислялись за приглашения в соцсеть новых участников. Наиболее активные промоутеры получали за это призы в виде ультра модной на тот момент продукции Apple. Это помогло Павлу Дурову и партнерам привлечь более 3 миллионов пользователей за первый год существования социальной сети.
Если покопаться в прошлом любой крупной технологической компании, обязательно найдутся истории про взлом роста. Со временем стало понятно, что Growth Hacking должен быть не случайной удачей, а непрерывным системным процессом. Именно так появились Growth-команды, без активной работы которых сейчас не мыслим успешный IT-бизнес.