Проведя последние несколько лет будучи погруженным в разработку с помощью ИИ, я заметил интересную закономерность. В то время как инженеры сообщают, что с помощью ИИ они стали значительно продуктивнее, реальное программное обеспечение, которое мы используем ежедневно, не кажется заметно лучше. Что же здесь происходит?
Кажется, я знаю, почему, и ответ раскрывает некоторые фундаментальные истины о разработке программного обеспечения, с которыми нам необходимо считаться. Позвольте мне поделиться тем, что я узнал.
Как разработчики на самом деле используют ИИ
Я наблюдаю две различные модели того, как команды используют ИИ для разработки. Назовем их «бутстрапперы» и «итераторы». Обе эти модели помогают инженерам (и даже нетехническим пользователям) сократить промежуток времени от идеи до реализации (или MVP).
Бутстрапперы: от нуля до MVP
Такие инструменты, как Bolt, v0 и screenshot-to-code AI революционизируют процесс создания новых проектов. Эти команды обычно:
- Начинают с дизайна или грубой концепции
- Используют искусственный интеллект для создания всей начальной кодовой базы
- Получают рабочий прототип за несколько часов или дней, а не недель
- Фокусируются на быстрой проверке гипотез и итерациях
Результаты могут быть впечатляющими. Недавно я наблюдал, как разработчик-одиночка с помощью Bolt превратил дизайн Figma в рабочее веб-приложение практически за считанные минуты. Оно не было готово к продакшену, но было достаточно хорошо, чтобы получить первые отзывы пользователей.
Итераторы: ежедневная разработка
Второй лагерь использует такие инструменты, как Cursor, Cline, Copilot и WindSurf, для ежедневной разработки. Это менее яркий, но потенциально более преобразующий процесс. Эти разработчики:
- Используют ИИ для дополнения кода и создания предложений
- Используют ИИ для решения сложных задач рефакторинга
- Генерации тестов и документации
- Используют ИИ в качестве «парного программиста» для решения проблем
Но вот в чем загвоздка: хотя оба подхода могут значительно ускорить разработку, они сопряжены со скрытыми издержками, которые не сразу очевидны.
Скрытая стоимость “ИИ скорости”
Когда вы наблюдаете, как senior инженер работает с инструментами искусственного интеллекта, такими как Cursor или Copilot, это выглядит как волшебство. Они могут создавать целые функции за считанные минуты, сопровождая их тестами и документацией. Но посмотрите внимательно, и вы заметите нечто критически важное. Они не просто принимают то, что предлагает ИИ. Они постоянно:
- Рефакторят сгенерированный код в более мелкие, сфокусированные модули
- Добавляют обработку крайних случаев, пропущенных ИИ
- Усиливают определения типов и интерфейсов
- Подвергают сомнению архитектурные решения
- Добавляют комплексную обработку ошибок.
Другими словами, они применяют накопленный годами инженерный опыт, чтобы сформировать и ограничить результаты работы ИИ. ИИ ускоряет их реализацию, но их опыт — это то, что позволяет поддерживать код в рабочем состоянии.
Начинающие инженеры часто пропускают эти важнейшие шаги. Они с большей готовностью принимают результаты работы ИИ, что приводит к тому, что я называю «карточным домиком» — код выглядит законченным, но рушится под давлением реального мира.
Парадокс знаний
Вот самая контринтуитивная вещь, которую я обнаружил. Инструменты ИИ помогают опытным разработчикам больше, чем новичкам. Это кажется неочевидным — разве ИИ не должен демократизировать кодинг?
На самом деле ИИ — это все равно что иметь в команде очень энергичного junior-разработчика. Он может быстро писать код, но нуждается в постоянном контроле и корректировке. Чем больше вы знаете, тем лучше вы можете его направлять.
Это создает то, что я называю «парадоксом знаний»:
- Старшие разработчики используют ИИ для ускорения того, что они уже умеют делать
- Младшие пытаются использовать ИИ, чтобы научиться тому, что нужно делать
- Результаты кардинально отличаются
Я наблюдал, как старшие инженеры используют ИИ для:
- Быстрого прототипирования идей, которые они уже понимают
- Генерации базовых реализаций, которые затем можно доработать
- Изучения альтернативных подходов к решению известных проблем
- Автоматизации рутинных задачи программирования
В то же время младшие инженеры часто:
- Принимают неправильные или устаревшие решения
- Упускают важные аспекты безопасности и производительности
- Сталкиваются с трудностями при отладке кода, созданного искусственным интеллектом
- Создают хрупкие системы, которые не до конца понимают.
Проблема 70%: парадокс кривой обучения ИИ
Твит, который недавно попался мне на глаза, как нельзя лучше отражает то, что я наблюдаю в этой области. Неинженеры, использующие ИИ для программирования, наталкиваются на разочаровывающую стену. Они могут пройти 70% пути удивительно быстро, но последние 30% становятся упражнением на убывающую отдачу.
Эта «проблема 70%» раскрывает кое-что важное о текущем состоянии разработки с помощью ИИ. Первоначальный прогресс кажется волшебным — вы можете описать, что вам нужно, и инструменты ИИ, такие как v0 или Bolt, создадут рабочий прототип, который будет выглядеть впечатляюще. Но затем наступает реальность.
Два шага назад
То, что обычно происходит дальше, происходит по предсказуемой схеме:
- Вы пытаетесь исправить небольшую ошибку
- ИИ предлагает изменение, которое кажется разумным
- Это исправление ломает что-то еще
- Вы просите ИИ исправить новую проблему
- Это создает еще две проблемы
- Это повторяется и повторяется
Этот цикл особенно болезнен для неинженеров, потому что им не хватает ментальных моделей, чтобы понять, что на самом деле происходит не так. Когда опытный разработчик сталкивается с ошибкой, он может рассуждать о возможных причинах и решениях, основываясь на многолетнем опыте распознавания шаблонов. Не имея такого опыта, вы, по сути, играете в жмурки с кодом, который не до конца понимаете.
Парадокс обучения продолжается
Есть и более глубокая проблема. Именно то, что делает инструменты для ИИ-программирования доступными для неинженеров — их способность справляться со сложностью от вашего имени — на самом деле может препятствовать обучению. Когда код просто «появляется» без понимания основополагающих принципов:
- Вы не развиваете навыки отладки
- Вы не изучаете фундаментальные паттерны
- Вы не можете рассуждать об архитектурных решениях
- Вам трудно поддерживать и развивать код
Это создает зависимость, при которой вам приходится постоянно обращаться к искусственному интеллекту для устранения проблем, а не развивать опыт, чтобы справиться с ними самостоятельно.
Пробел в знаниях
Наиболее успешные неинженеры, которые, как я видел, используют инструменты для кодирования с помощью ИИ, применяют гибридный подход:
- Использовали ИИ для быстрого прототипирования
- Тратили время на то, чтобы понять, как работает сгенерированный код
- Изучали базовые концепции программирования параллельно с использованием ИИ
- Постепенно создавали фундамент знаний
- Использовали ИИ как инструмент обучения, а не просто генератор кода
Но это требует терпения и самоотдачи — прямо противоположно тому, чего многие люди надеются добиться в первую очередь, используя инструменты ИИ.
Последствия для будущего
Эта «проблема 70%» говорит о том, что нынешние инструменты для ИИ-программирования лучше всего рассматривать как:
- Ускорители создания прототипов для опытных разработчиков
- Учебные пособия для тех, кто стремится понять суть разработки
- Генераторы MVP для быстрой проверки идей
Но они еще не являются тем решением для демократизации программирования, на которое многие рассчитывали. Последние 30% — та часть, которая делает программное обеспечение готовым к использованию, поддерживаемым и надежным, — все еще требует настоящих инженерных знаний.
Хорошие новости? По мере совершенствования инструментов этот разрыв будет сокращаться. Но пока наиболее прагматичный подход заключается в том, чтобы использовать ИИ для ускорения обучения, а не заменять его полностью.
Что на самом деле работает: практические примеры
Понаблюдав за десятками команд, я убедился, что это работает:
1. Модель «первый черновик»
- Позвольте ИИ сгенерировать базовую реализацию
- Вручную просмотрите и отрефакторите код для повышения модульности
- Добавьте комплексную обработку ошибок
- Напишите подробные тесты
- Задокументируйте ключевые решения
2. Модель «постоянный разговор»
- Запустите новые чаты с ИИ для каждой отдельной задачи
- Контекст должен быть сфокусирован и минимален
- Часто просматривайте и фиксируйте изменения
- Поддерживайте тесную обратную связь
3. Модель «Доверяй, но проверяй»
- Используйте ИИ для генерации начального кода
- Вручную проверьте все критические пути
- Автоматически протестируйте крайние случаи
- Делайте регулярный аудит безопасности
Заглядывая в будущее: реальные перспективы ИИ?
Несмотря на эти проблемы, я с оптимизмом смотрю на роль ИИ в разработке программного обеспечения. Главное — понять, для чего он действительно полезен.
- Ускорение известного
ИИ отлично помогает нам реализовывать уже понятные шаблоны. Это все равно что иметь бесконечно терпеливого парного программиста, который может печатать очень быстро. - Исследование возможного
ИИ отлично подходит для быстрого создания прототипов идей и изучения различных подходов. Это как песочница, в которой мы можем быстро протестировать концепции. - Автоматизация рутины
ИИ значительно сокращает время, затрачиваемое на шаблонные и рутинные задачи программирования, позволяя нам сосредоточиться на интересных проблемах.
Что это значит для вас?
Если вы только начинаете разработку с помощью ИИ, вот мой совет.
1. Начните с малого
- Используйте ИИ для отдельных, четко определенных задач
- Проверяйте каждую строчку сгенерированного кода
- Постепенно переходите к более крупным функциям
2. Оставайтесь модульными
- Разбейте все на небольшие, целенаправленные файлы
- Поддерживайте четкие интерфейсы между компонентам
- Документируйте границы модулей
3. Доверяйте своему опыту
- Используйте искусственный интеллект, чтобы ускорить, а не заменить ваши суждения
- Ставьте под сомнение сгенерированный код, который кажется неправильным
- Поддерживайте стандарты проектирования
Расцвет агентной разработки
Ландшафт разработки с помощью ИИ резко меняется по мере того, как мы приближаемся к 2025 году. В то время как существующие инструменты уже изменили то, как мы создаем прототипы и проводим итерации, я считаю, что мы стоим на пороге еще более значительной трансформации: появления агентной программной инженерии.
Что я имею в виду под словом «агентной»? Вместо того чтобы просто реагировать на подсказки, эти системы могут планировать, выполнять и итерировать решения с растущей автономией.
Если вы хотите узнать больше об агентах, включая мое мнение о Cursor/Cline/v0/Bolt, вам может быть интересен мой недавний доклад на JSNation, приведенный выше.
Мы уже видим первые признаки этой эволюции.
От ответчиков к совместной работе
Нынешние инструменты в основном ждут наших команд. Но посмотрите на новые фичи, такие как использование компьютера в Claude от Anthropic или способность Cline автоматически запускать браузеры и проводить тесты. Это не просто прославленный автозаполнитель — они действительно понимают задачи и берут на себя инициативу по решению проблем.
Подумайте об отладке. Вместо того чтобы просто предлагать исправления, эти агенты могут:
- Проактивно выявлять потенциальные проблемы
- Запускать и выполнять наборы тестов
- Проверять элементы пользовательского интерфейса и делать скриншоты
- Предлагать и внедрять исправления
- Проверять работоспособность решений (это может быть очень важно).
Мультимодальное будущее
Следующее поколение инструментов может не просто работать с кодом, но и органично интегрироваться с ним:
- Визуальное понимание (скриншоты пользовательского интерфейса, макеты, диаграммы)
- Вербальное общение на языке
- Взаимодействие с окружающей средой (браузеры, терминалы, API).
Такие мультимодальные возможности означают, что они смогут понимать и работать с программным обеспечением так же, как это делают люди, — комплексно, а не только на уровне кода.
Автономные, но управляемые
Главный вывод, который я сделал, работая с этими инструментами, заключается в том, что будущее не в том, чтобы ИИ заменил разработчиков, а в том, чтобы ИИ становился все более способным сотрудником, который может проявлять инициативу, но при этом уважает человеческое руководство и опыт.
Самыми эффективными командами в 2025 году могут стать те, которые научатся:
- Устанавливать четкие границы и рекомендации для своих ИИ-агентов
- Создавать надежные архитектурные паттерны, в рамках которых агенты смогут работать
- Создавать эффективные контуры обратной связи между возможностями человека и ИИ
- Сохранять человеческий контроль, используя при этом автономность ИИ.
Англоязычная среда разработки
Как отметил Андрей Карпати:
Английский становится самым популярным новым языком программирования.
Это фундаментальный сдвиг в том, как мы будем взаимодействовать с инструментами разработки. Способность ясно мыслить и точно общаться на естественном языке становится столь же важной, как и традиционные навыки программирования.
Этот сдвиг в сторону агентной разработки потребует от нас развития наших навыков:
- Более сильные системный дизайн и архитектурное мышление
- Лучшая спецификация требований и коммуникация
- Большее внимание обеспечению качества и проверке
- Усиленное взаимодействие между людьми и искусственным интеллектом
Возвращение программного обеспечения как ремесла?
Несмотря на то, что благодаря ИИ стало как никогда легко и быстро создавать программное обеспечение, мы рискуем потерять нечто критически важное — искусство создания по-настоящему отточенного потребительского опыта.
Ловушка демо-качества
Это становится закономерностью. Команды используют ИИ для быстрого создания впечатляющих демо-версий. Такой путь работает великолепно. Инвесторы и социальные сети в восторге. Но когда реальные пользователи начинают нажимать на кнопки? Тогда все рушится.
Я видел это воочию:
- Сообщения об ошибках, которые не имеют смысла для обычных пользователей
- Краевые случаи, приводящие к краху приложения
- Запутанные состояния пользовательского интерфейса, которые никто не расчистил
- Доступность полностью игнорируется
- Проблемы с производительностью на медленных устройствах
Это не просто важные ошибки — это разница между программным обеспечением, которое люди терпят, и которое люди любят.
Утраченное искусство полировки
Создание действительно самоподдерживаемого программного обеспечения — такого, в котором пользователям никогда не нужно обращаться в службу поддержки — требует иного мышления:
- Зацикленность на сообщениях об ошибках
- Тестирование на медленных соединениях
- Грациозная обработка всех внешних ошибок
- Создание функций доступными для обнаружения
- Тестирование с реальными, часто нетехническими пользователями.
Такое внимание к деталям (вероятно) не может быть создано искусственным интеллектом. Оно возникает благодаря сопереживанию, опыту и глубокой заботе о ремесле.
Возрождение персонального программного обеспечения
Я считаю, что нас ждет ренессанс разработки персонального программного обеспечения. По мере того как рынок будет наводняться MVP, созданными искусственным интеллектом, будут выделяться продукты, созданные разработчиками, которые:
- Гордятся своим ремеслом
- Заботятся о мелких деталях
- Фокусируются на всем пользовательском опыте
- Создают продукты, которые не имеют аналогов
- Создают действительно самоподдерживаемые сервисы
Ирония судьбы? Инструменты искусственного интеллекта могут фактически способствовать этому ренессансу. Выполняя рутинные задачи по программированию, они позволяют разработчикам сосредоточиться на главном — создании программного обеспечения, которое действительно служит и радует пользователей.
Итог
ИИ не делает наше программное обеспечение кардинально лучше, потому что его качество (возможно) никогда не ограничивалось в первую очередь скоростью программирования. Трудные части разработки программного обеспечения — понимание требований, проектирование поддерживаемых систем, работа с нестандартными ситуациями, обеспечение безопасности и производительности — по-прежнему требуют человеческой оценки.
Что делает ИИ, так это позволяет нам быстрее проводить итерации и эксперименты, что потенциально может привести к лучшим решениям благодаря более быстрым исследованиям. Но только если мы сохраним инженерную дисциплину и будем использовать ИИ как инструмент, а не как замену хорошим практикам разработки ПО. Помните: цель не в том, чтобы быстрее написать больше кода. Она заключается в том, чтобы создавать лучшее программное обеспечение. При разумном использовании ИИ может помочь нам в этом. Но мы сами должны знать, что значит «лучшее» и как этого добиться.