Site icon AppTractor

Угроза Google: AOSP занял 20% рынка

Android захватил рынок смартфонов. Последний отчет Strategy Analytics показал, что мобильная операционная система Google занимает на мировом рынке 85%. Это значит, что примерно девять из десяти проданных телефонов работает на Android.

Отрыв колоссальный. Но в ходе битвы за рыночные доли – по прибыли iOS все равно пока далеко впереди – Google столкнулся с еще одной проблемой, Android-ом, который не «принадлежит» Google.

Android, в котором меньше Google

Android доступен в двух основных форматах. Есть одобренный Google Android, который используют компании, согласившиеся с условиями Open Handset Alliance (OHA). По сути, в Android от OHA в обязательном порядке включены все сервисы Google и наложены ограничения на кастомизацию операционной системы.

С другой стороны, есть Android Open Source Project (AOSP), свободная версия, которая позволяет производителям устройств изменять все, что им заблагорассудится. Часто это означает отказ от всех сервисов Google и перенастройку всей системы на использование сторонних служб и платформ (как это сделано, например, в Ките от Яндекса). Приложения Google, конечно же, доступны на таких устройствах, но не занимают на них центральное место, как в случае с OHA.

В данном случае опасность для Google от AOSP исходит как раз из отказа от сервисов. Google не производитель смартфонов, хотя он и продвигает линейку Nexus и когда-то купил Motorola, главным источником доходов для компании являются сервисы.

В форках Android нет ничего нового. Amazon, например, использовал AOSP для своих устройств, Kindle и телефонов – стандартные сервисы в Google в них не используются, а вместо этого Amazon предлагает свой магазин приложений, свой дизайн и функции. Собственные версии Android широко используются в Китае, особенно на дешевых устройствах. Alibaba пару лет назад спорила с Google по поводу своего Android, но сейчас ситуация стала интереснее – доля AOSP устройств растет.

Рост форков Android

Исследование ABI Research показало, что 20% всех смартфонов, поставленных во втором квартале, это как раз AOSP версии. Компания оценивает рост по сравнению только с предыдущим кварталом в 20%.

Рост AOSP обусловлен разработками китайских и индийских производителей телефонов, причем не только для их домашних рынков, но все больше для всей Азии и для выхода за ее пределы, — говорит Ник Спенсер, директор по мобильным устройствам в ABI.

Спенсер указывает на то, что растущие азиатские рынки увеличивают значимость AOSP. ABI Research говорит, что китайские и индийские компании впервые в предыдущем квартале заняли большую часть рынка, им принадлежит 51% поставок. Таким образом, пока рост AOSP ощущается больше всего а Азии, а не в Европе или Америке.

Low-end сегмент и развивающиеся рынки

AOSP-устройства обычно принадлежат low-end сегменту и стоят дешево, так как открытая версия Android стоит дешевле и представляет собой экономически эффективную платформу для создания смартфонов. Хотя в этом сегменте потребители не тратят много денег, он очень важен из-за того, что, во многом, это те, кто покупает свой первый смартфон. И они уже не привяжутся к сервисам Google, как на OHA-платформе.

Даже при том, что развивающиеся рынки будут главной целью AOSP-устройств, есть и другие производители, которые открывают свободный Android более продвинутым потребителям. Например, это Xiaomi, производитель №1 в Китае, которая только что сместила с первого места в стране Samsung.

Ответ Google: Android One

Естественно, что Google прекрасно понимает сложившуюся ситуацию и его ответом является Android One, новая система для маломощных устройств… но, конечно, со всеми сервисами Google. Android One предназначается для смартфонов за 100 долларов, для развивающихся рынков, где AOSP-устройства получили наибольшее распространение.

Для конечных пользователей Android One — это унифицированные функции Android, свободные от вмешательства производителей, меньшее количество предустановленного мусора и своевременные обновления. Это будет «чистый» Android, но с возможностью для OEM-производителей добавлять в него некоторый функционал.

Пока «угроза» AOSP ограничена, в основном, развивающимися рынками, но Xiaomi, OnePlus, Oppo, Meizu и куча других производителей уже смотрит за пределы Китая и Азии. Принесут ли они «свободный» Android на развитые рынки? Вот это вопрос интересный.

Exit mobile version