iMessage от Apple не будет считаться «платформенным сервисом» в соответствии с Законом Европейского союза о цифровых рынках (DMA), объявила сегодня Европейская комиссия. Это решение означает, что на сервис не будут наложены новые жесткие обязательства, в том числе требование обеспечить совместимость с другими сервисами обмена сообщениями. Комиссия также решила не относить браузер Edge, поисковую систему Bing и рекламный бизнес Microsoft к платформенным сервисам.
«После тщательной оценки всех аргументов, принимая во внимание мнение соответствующих заинтересованных сторон и заслушав Консультативный комитет по цифровым рынкам, Комиссия пришла к выводу, что iMessage, Bing, Edge и Microsoft Advertising не могут считаться сервисами-шлюзами», — говорится в пресс-релизе ЕС, несмотря на то, что они соответствуют количественным критериям для присвоения статуса основных платформенных сервисов. И Apple, и Microsoft приветствовали решение Комиссии.
Это решение стало кульминацией пятимесячного расследования, которое Комиссия начала, опубликовав в сентябре прошлого года список из 22 регулируемых сервисов. Хотя она отнесла App Store, браузер Safari и операционную систему iOS к основным сервисам Apple, она воздержалась от принятия окончательного решения по iMessage до завершения расследования. Аналогичное расследование в отношении iPadOS продолжается.
Компания Meta*, в свою очередь, определила две свои платформы обмена сообщениями — WhatsApp и Messenger — в качестве основных сервисов в соответствии с DMA и работает над тем, чтобы сделать их совместимыми с сервисами сторонних разработчиков. Недавно компания рассказала, как будет работать совместимость WhatsApp, объяснив, что ее пользователи должны будут согласиться на получение сообщений от внешних приложений, и что эти сообщения будут появляться в отдельном ящике. Компании, которые хотят сотрудничать с WhatsApp, должны будут подписать соглашение с Meta и следовать его условиям.
Хотя iMessage и избежал бремени соблюдения правил, которое влечет за собой официальное обозначение DMA, период проверки со стороны регулирующих органов совпал с объявлением Apple о поддержке кроссплатформенного стандарта обмена сообщениями RCS на iPhone, на котором настаивает Google. Вряд ли это совпадение, но Apple сделала объявление о RCS 16 ноября, когда истекал срок подачи апелляции на решение Европейской комиссии о присвоении статуса DMA.
Google выразила разочарование решением Комиссии. «Исключение этих популярных сервисов из правил DMA означает, что потребителям и компаниям не будет предоставлен широкий выбор, который уже существует на других, более открытых платформах», — заявила представитель Google Эмили Кларкю=.
Apple дала понять, что будет поддерживать кроссплатформенный стандарт наряду с iMessage; он не заменит собственный сервис обмена сообщениями. «RCS будет работать вместе с iMessage, который останется лучшим и самым безопасным сервисом обмена сообщениями для пользователей Apple», — заявила тогда представитель Apple Жаклин Рой. Различие между синими и зелеными пузырьками сохранится, только теперь зеленые пузырьки будут означать сообщения, отправленные через многофункциональный RCS, а не SMS.
Браузер Safari, операционная система iOS и магазин App Store компании Apple должны соответствовать самым строгим требованиям закона, когда DMA полностью вступит в силу 7 марта. Недавно Apple объявила о ряде изменений, которые она вносит для соблюдения требований закона, в том числе о возможности использования альтернативных магазинов приложений и браузерных движков, отличных от WebKit. Однако критики остались недовольны тем, как Apple собирается соблюдать DMA, в частности, платой за технологию, которая будет взимать с разработчиков 0.50 евро за каждую загрузку каждый год, даже если они распространяют приложения в альтернативных магазинах приложений (хотя первый миллион загрузок не облагается налогом). Генеральный директор Epic Games Тим Суини назвал планы Apple «горячим мусором» и «новым примером злонамеренного соблюдения требований», а Spotify заявила, что новый сбор — это «вымогательство, простое и понятное», и что план соблюдения требований сводится к «полному и абсолютному фарсу».