Сегодня вступили в силу новые правила ЕС, которые могут заставить Apple предоставить пользователям доступ к сторонним магазинам приложений и разрешить загрузку приложений на iPhone и iPad, а также произвести другие масштабные изменения, призванные сделать цифровую экономику более справедливой и конкурентоспособной.
В соответствии с Законом о цифровых рынках (Digital Markets Act, DMA) правила будут применяться к технологическим гигантам, которые соответствуют критериям «привратника» (gatekeeper), и заставят их открывать свои различные услуги и платформы для других компаний и разработчиков.
Apple почти наверняка будет классифицирована как «привратник» из-за размера ее годового оборота в ЕС, ее владения и эксплуатации платформ с большим количеством активных пользователей. DMA может заставить Apple внести серьезные изменения в работу App Store, Messages, FaceTime и Siri в Европе. Предположительно, DMA разрешит пользователям устанавливать сторонние магазины приложений и загружать неопубликованные в App Store приложения, даст разработчикам возможность продвигать свои предложения за пределами App Store, а также использовать сторонние платежные системы и получать доступ к данным, собранным Apple.
Одним из недавних дополнений к DMA является требование обеспечения совместимости служб обмена сообщениями, голосовых и видеовызовов. Теоретически правила взаимодействия означают, что мета-приложения, такие как WhatsApp или Messenger, могут запрашивать взаимодействие с iMessage от Apple, и Apple будет вынуждена подчиниться в ЕС.
DMA был предложен Европейской комиссией в декабре 2020 года и согласован Европейским парламентом и Советом в рекордно короткие сроки, в марте 2022 года. Теперь он переходит на шестимесячный этап реализации и начнет применяться 2 мая 2023 года. После этого, в течение двух месяцев и не позднее 3 июля 2023 года, потенциальные “привратники” должны будут проинформировать Комиссию об услугах своей основной платформы, если они соответствуют пороговым значениям, установленным DMA. После того, как Комиссия получит полную информацию, у нее будет 45 рабочих дней, чтобы оценить, соответствует ли рассматриваемая компания пороговым значениям. После этого у “привратников” будет шесть месяцев, чтобы начать соответствовать требованиям DMA, не позднее 6 марта 2024 года.
«DMA коренным образом изменит цифровой ландшафт», — заявила исполнительный вице-президент Маргрет Вестагер в заявлении, сопровождающем пресс-релиз Комиссии. «С его помощью ЕС проявляет активный подход к обеспечению справедливых, прозрачных и состязательных цифровых рынков. Небольшое количество крупных компаний держит в своих руках значительную рыночную власть. Привратникам, занимающим прочное положение на цифровых рынках, придется показать, что они ведут честную конкуренцию. Мы приглашаем всех потенциальных привратников, их конкурентов или потребительские организации прийти и поговорить с нами о том, как лучше всего внедрить положения DMA».
В марте, до того, как закон был принят, Apple заявила, что «обеспокоена тем, что некоторые положения DMA создадут ненужные уязвимости в отношении конфиденциальности и безопасности для пользователей». Apple также сталкивается с аналогичным законодательством в Соединенных Штатах: в июне законодатели Палаты представителей США представили антимонопольные законопроекты, которые в случае принятия приведут к серьезным изменениям в технологической отрасли.