На прошлой неделе ходили слухи, что Apple может внедрить поисковую рекламу в App Store, позволяя разработчикам покупать место в поиске по определенным ключевым словам для своих приложений. Эти слухи не новы, да и поисковая реклама не уникальна: Google уже давно дает разработчикам возможность покупать поисковую рекламу в Google Play.
Если абстрагироваться от того, будет ли размещение рекламы по ключевым словам иметь стратегическое значение для Apple, то одной из причин такого нововведения станет прибыль. И хотя можно утверждать, что Apple может рассматривать размещение поисковой рекламы как способ забрать немного влияния на свою экосистему у больших мобильных рекламных сетей, например, того же Facebook, почти невозможно представить, что Apple примет такое решение из-за потенциальной прибыли.
В июле 2015 была опубликована статья, в которой была приведена информация с конференций WWDC и Google I/O того года о том, что суммарный доход, сгенерированный в экономике приложений (и App Store и Google Play) в 2014 году составил $24.3 миллиарда. В то время как доходы Apple за 2015 год по некоторым подсчетам составили $232 миллиарда, а фактической цифрой оказались $234 миллиарда. Это означает, что доля Apple от доходов в App Store (через комиссию платформы) в 2014 составила $4.29 миллиарда, всего 1.8% от суммарной прибыли.
Сравним эти цифры с Facebook. Facebook в 2015 году заработал $17.9 миллиардов, из которых $17.1 миллиардов были получены от рекламы. Скорее всего, большая часть этого дохода от рекламы была сгенерирована на мобильных устройствах, поскольку мобильная реклама составила 80% от рекламного дохода Facebook в 4 квартале 2015 года.
Предположим, что Facebook в 2016 году сгенерирует $25 миллиардов доходов на рекламе, и 80% от этого будет сгенерировано на мобайле, тогда получается, что Facebook получит $20 миллиардов на мобильной рекламе, что составит 8.5% от всей прибыли Apple в 2015 году. Если бы компания Apple смогла повторить невероятный успех Facebook в мобильной рекламе в App Store, то её доходы бы увеличились менее чем на 10%.
А риск очень велик. Учитывая то, насколько активно компания продвигает определенные типы приложений через свой фичеринг, то кажется очевидной ценность App Store в качестве инструмента для внедрения своего нового аппаратного обеспечения. Если компания Apple не будет решать сама, какие приложения станут культурным феноменом, а позволит компаниям покупать себе место в магазине, тогда она потеряет контроль над важнейшим рычагом для поддержки циклов замены оборудования, который у неё есть.
Реклама в App Store стала бы, вероятно, самой мощной по сравнению с рекламой где-либо еще (по сравнению с рекламой в ленте Facebook или в другом приложении), так как находилась бы в непосредственной точке продажи. И если бы Apple превратила App Store в источник дохода (и при этом потеряла монополию на продвижение), самые богатые разработчики мира получили бы возможность конкурировать на этой платформе и устанавливать свои тренды, которые не всегда могут оказаться желательными для внедрения новейшего аппаратного обеспечения Apple. По этой причине, компания, вероятно, не станет переворачивать App Store с ног на голову ради доходов от поисковой рекламы.