Эйджизм часто называют “последним приемлемым предрассудком”. Действительно, если к сексистским и расистским скандалам удается привлечь внимание общества, то дискриминация, основанная на возрасте людей, не так заметна.
Максим Гулевич, дизайнер и специалист по UX, в своем Facebook поднял вопрос «возрастных» специалистов в отрасли:
Вернемся к насущной теме. В дизайне интерфейсов как и в футболе или в модельном бизнесе. Если тебе за 30-35, ты уже [..] никому не нужен (в модельном, вроде, за 25, но я не про возраст, а про сам факт раннего забвения).
Самое страшное, что старшего поколения тупо не существует (профессия все-таки молодая), то есть нельзя посмотреть куда-то вниз и сказать пожилому дизайнеру мобильных приложений: «Эй, отец, а ты чем сейчас промышляешь и как живешь? Вот тебе 50 рублей на пиво, старина, крепись!» И даже, скорее, наоборот, молодежь смотрит вверх и жаждет посмотреть, чем ты будешь заниматься через 5 лет.
Если вам кажется, что молодость будет длиться вечно, то вот вам простой пример: когда я переезжал из Минска в Москву, мне было 28 лет, как многим из вас сейчас, у меня было все впереди. Через 20 дней мне 38. Чтобы вы понимали, 40 лет для дизайнера — это, например, как Марадона бегает по полю с двадцатилетними игроками. Всего 10-15 лет упорного труда, которые, между прочим, пролетают как 1-2 года, если работать действительно сильно, и ты никому не нужен.
Что ж, любящим написать [неправильное] вроде: «надо идти в коучи», «ты мог сколотить состояние и сейчас ничего не делать», «опыт и дергающийся глаз лучше молодости и скорости» и так далее, я хотел бы сказать следующее — не всем суждено создать свой бизнес, не все могут пересилить себя и играть [тренера], вещая со сцены всякую чушь, не все пристраиваются артдиректорами в студии Артемия Лебедева.
Тогда каков рецепт? Может быть, у меня есть в друзьях люди старше меня на пару лет, которые нашли себя в другой профессии (таксист, дворник, охранник, наконец). Не стесняйтесь, поделитесь тут своим опытом. Начните историю так: я был 20 лет дизайнером, затем меня отовсюду [уволили] и я выучился на плотника и теперь неплохо зарабатываю. Не надо сейчас золотых историй о том, что вы вечны, давайте реализма, только 1% всех футболистов становятся тренерами (из которых, в свою очередь, 10% уважаемых). Что происходит с остальными мы знаем (жизнь в кайф), а что происходит с дизайнерами?
Вы вдумайтесь, через каких-нибудь 10-15 лет на лавочках во дворе будут сидеть и пить мужики и бабки, бывшие программисты, тестировщики и, увы, дизайнеры.
Вы думаете, вас это не касается? Ошибаетесь!
Выступая в Стэнфорде десять лет назад, Марк Цукерберг предложил не нанимать в IT-компании людей старше 30 лет и сказал ставшую знаменитой фразу: “Молодые люди попросту умнее”, которая, по всей видимости, стала девизом Кремниевой долины. По данным исследования компании Statista 2016 года, средний возраст сотрудников крупнейших технологических корпораций колеблется в диапазоне от 27 до 33 лет.
Культура работы на износ подталкивает стартапы искать молодых сотрудников. У них пока нет семьи и они готовы проводить на работе сверхурочные часы. В огромной конкуренции многие стартапы стремятся к максимально быстрому росту, поэтому в сотрудниках ценится не огромный опыт и мастерство, а желание много и усердно работать. Этот же культ молодости и экстенсивный рост лежит в основе Google, Facebook и Apple, основателям которых в момент создания компаний было меньше 30 лет. Эйджизм, дискриминация по возрасту, начинает влиять даже на 35-летних инженеров, и им становится сложнее находить работу, потому что сам процесс собеседования в большей степени рассчитан на недавних выпускников колледжа.
В России эйджизм в сфере технологий не так выражен: в любой сфере сотрудникам старше 40 лет становится сложнее найти работу. Этот вопрос для нас прокомментировала Алина Хацела из IT-рекрутингового агентства DigitalHR:
Сложность с поиском работы у специалистов старше 40-50 лет есть не только в IT-сфере, но и в целом на рынке труда. Как правило, им советуют сменить сферу деятельности и рассчитывать на меньший заработок. В отношении IT-сферы сложностей больше, людям старшей возрастной категории сложно прийти в отрасль даже на стажерские позиции. В чем проблема?
- Про это много говорят, и это правда. Большинство основателей IT-компаний очень молоды и не представляют, как управлять сотрудниками, которые старше их. Есть позитивная тенденция: отрасль растет и теперь возрастные рамки шире, чем 5 лет назад. Грубо говоря, средний возраст в IT-компании теперь не 23 года, а 27-28 лет.
- Объективное несоответствие требованиям. Например, разработчики старшего возраста, которые теряют интерес к изучению новых технологий/фреймворков/версий языка, а это критически важно для 99% актуальных вакансий. Но они не готовы к освоению новых тенденций, зато могут долго аргументировать, почему важно остаться на старых технологиях.
- Мало примеров успешных IT-специалистов такого возраста. Американский фильм «Стажер» в своё время прогремел именно потому, что работодатели готовы пробовать сотрудников старшего возраста в рамках социальной ответственности, но не как в рамках свободной конкуренции за рабочее место. Из российских специалистов широко известен Андрей Себрант, директор по маркетингу в Яндексе. Его отличает глубокое погружение в IT-сферу и открытость ко всему новому, которой могли бы позавидовать многие специалисты помладше.
Единственно известная хорошо работающая схема, когда специалисты возраста 40-50 лет становятся менторами или бизнес-ангелами стартапов, так они могут сблизиться со сферой IT-технологий и в итоге их могут пригласить на постоянную работу в штат.
В целом, можно сказать, что эйджизм действительно осложняет жизнь IT-специалистам более старшего возраста: таких сотрудников считают менее компетентными, а их знания устаревшими. Но как и в случае любых предрассудков, доказать их несостоятельность можно только своей усердной работой. Если вы продолжаете учиться и узнавать о новых технологиях, действительно любите свое дело и желаете делиться своим опытом с окружающими, то эти качества сделают вас незаменимым специалистом в своей сфере. Применяйте в работе все свои навыки; если у вас не получается устроиться на инженерные позиции, рассмотрите смежные специальности: технического писателя, специалиста по маркетингу или контролю качества, сотрудника службы поддержки.
В том же посте Максима некоторые разработчики и дизайнеры поделились своими рецептами и видением ситуации:
Мне 49 лет. За это время сменил несколько профессий. В том числе, в 31 год впервые начал осваивать программирование, судорожно вспоминая школьную программу за седьмой хотя бы класс. Что не стало помехой к тому, чтобы впоследствии и в Студию Лебедева устроиться и получить признание у коллег. Сейчас уже 8 лет в качестве основателя и директора IT компании. Мой опыт такой: не нужно бояться менять профессию, но при этом, нужно быть готовым к самообразованию. И много-много учиться, — Иван Дембицкий.
Макс, ты сильно сгущаешь краски. Есть много крутых дизайнеров за 40, 50, 60. И это очень вдохновляет. Рынок развивается и растет. На всех есть спрос, — Павел Манько.
Мне 43. В районе 40 освоил новую профессию. С нуля. Когда ты ИП и сам по себе — возраст вообще не важен. Энергии — как будто мне лет 20. Передо мной огромные возможности и ощущение, что могу все. И можно и дальше создавать пассивный доход. На пенсии пригодится. А потом по наследству перейдёт, — Максим Пудиков.
А вы что думаете про эйджизм?