В 2013 году на российском рынке мобильных телефонов произошло сразу несколько событий, которые определили его дальнейшее развитие. По итогам ноября прошлого года продажи смартфонов в натуральном выражении окончательно превысили продажи feature phones. Также в прошлом году был достигнут «исторический минимум» средней цены на «умный» телефон. Последнее произошло в силу расширения предложения в низких и средних ценовых сегментах. Продажи смартфонов за прошлый год выросли на 51% в штуках и на 35% в рублях. При этом, весь рынок мобильных телефонов в штуках сократился на 1%, увеличившись в денежном обороте на 12%.
В 1 квартале 2014 года рынок «умных» телефонов продолжает демонстрировать динамику роста, схожую с итогами 2013 года, несмотря на традиционное влияние сезонного фактора на январские продажи. В 1 квартале реализовано на 54% больше смартфонов в натуральном выражении, чем за аналогичный период прошлого года. В денежном обороте рынок вырос на 26%. Такое соотношение темпов роста в штуках и деньгах свидетельствует о продолжающемся росте потребительской активности в России на фоне увеличения доступности «умных» телефонов.
Всего за первые 3 месяца 2014 в России было продано порядка 5 млн. «умных» телефонов на сумму около 44 млрд. рублей. Доля смартфонов в общих продажах мобильных телефонов увеличилась до 58% в натуральном выражении и до 87% в денежном. Годом ранее доля «умных» телефонов составляла 41% и 78% соответственно. Таким образом, в 1 квартале 2014 года замещение обычных мобильных телефонов смартфонами продолжилось еще активнее.
Отметим также, что преобладание смартфонов в структуре продаж и динамика роста их реализации позволили увеличить объем всего рынка мобильных телефонов в натуральном выражении – за первые 3 месяца 2014 он вырос на 7% до 8,6 млн. устройств, тогда как по итогам 2013 года роста не наблюдалось. Оборот от продаж мобильных телефонов увеличился на 13% до 51 млрд. рублей (по итогам 2013 года, в целом, рост составил 12%).
Двузначный рост продаж смартфонов в 1 квартале 2014 свидетельствует о сохранении высокого интереса покупателей к этой категории электроники, — отмечает Майкл Тач, генеральный директор группы «Связной». – Драйверами роста являются замещение feature phones «умными» устройствами, а также продажи смартфонов со специальными функциями. В 2014 году, в целом, темпы роста рынка будут более сдержанными, тем не менее, мы прогнозируем дальнейшее увеличение объемов продаж, а доля смартфонов может достигнуть уровня свыше 70% в натуральном и 90% в денежном выражении.
Самой популярной операционной системой по итогам 1 квартала остается Android – 80% всех проданных в стране смартфонов работают на ОС от Google (годом ранее ее доля составляла 69%). За ней следует iOS, а 3 место делят Windows Phone и Asha. Отметим, что дальнейшему росту популярности Android будет способствовать выход на рынок во 2 квартале новинок, как во флагманском ценовом сегменте (Samsung Galaxy S5, HTC One New, SONY Xperia Z2), так и в «бюджетном». Если новая линейка Nokia будет постепенно замещать устройства на Asha, в тройке лидеров среди ОС в какой-то момент останутся только 3 операционные системы.
TOP-5 брендов по продажам смартфонов остался неизменным по сравнению с 2013 годом. Самыми популярными марками «умных» телефонов в России по-прежнему являются Samsung, Apple, Nokia, Sony и HTC, которые совокупно заняли более половины рынка смартфонов в штуках и свыше 70% в деньгах. В то же время значительно возросла роль В-брендов на рынке, особенно в сегменте смартфонов стоимостью до 5 тыс.рублей. По итогам 3 месяцев 2014 года этот сегмент занял уже 42% рынка в натуральном выражении, что на 20 п.п. больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Доля устройств В-брендов в данной ценовой категории составляет порядка 60% и в штуках, и в денежном выражении.