Google и AppTractor представляют вам лучшие российские проекты международной программы поддержки стартапов Launchpad. В ее рамках Google предоставляет технологии, экспертов и ресурсы для успешного запуска и масштабирования ваших приложений.
  • К списку подкастов
  • Reactive Phone
  • Reactive Phone

    Компания Reactive Phone была основана в 2009 году и попала в число первых компаний-разработчиков приложений для мобильных телефонов. Компания разрабатывает мобильные приложения для iPhone/iPad, Android и Windows устройств. Наиболее известные приложения — это «Экзамен ПДД» и «Штрафы ПДД». Приложения предоставляют необходимые данные по вопросам штрафов, правил, знаков и т.п.

    • Приложением "Штрафы ПДД" пользуются и инспекторы ДПС
    • Более 10,000,000 скачиваний приложений
    • Все врут - и спидометры в автомобилях тоже!
    • Компания использует технику OKR (Objectives and Key Results)

    Компания Reactive Phone

    Мы прошли уже половину нашего проекта! У нас были такие стратегические направления, как новости с Anews, детские приложения с Whisper Arts, телевизионные приложения второго экрана с Tviz.TV. А сегодня у нас еще одна интересная тема – это Иван Семенов и Александр Бликштейн, Reactive Phone, автомобильные приложения. Добрый день!

    Леонид: Иван и Александр, расскажите про вашу компанию. Ей уже шесть лет, она, видимо, стояла у самых истоков зарождения и App Store, и Google Play. Расскажите, что было за эти шесть лет: какие этапы вы прошли, как развиваетесь сейчас.

    Иван: Да, действительно компании скоро исполнится шесть лет. Вся история началась с того, что я просто пошел в автошколу и понял, что есть книжки, по которым необходимо учить теорию, и это очень и очень неудобно. И поскольку я был разработчиком, пришло решение создать мобильное приложение. На тот момент были очень популярны телефоны Nokia… Недели за две я сделал приложение и выложил его на своем сайте. Оно начало пользоваться большой популярностью, разошлось по всему Интернету – только за месяц я получил 10 тыс. скачиваний. На тот момент приложение было бесплатно. И затем я решил, что этим стоит заниматься, что данный вопрос актуален.

    В дальнейшем, как раз после получения прав, логично было создать приложение, которое помогает водителям. Как оказалось, существует большое количество нюансов в правилах и штрафах, никто это не запоминает, это все написано юридическим языком. И для того, чтобы людям было понятно и просто, а самое главное, чтобы исчез страх при общении с инспектором ДПС, было разработано второе приложение, которое называется «Штрафы ПДД». Оно оказалось еще более успешным – сейчас у нас порядка 10 млн. скачиваний этой программы. Именно в то время мы определили для себя цель – мы занимаемся автомобильными приложениями. У нас есть хорошая аудитория. Самое главное – это понять, как приносить пользу автомобилистам и как на этом зарабатывать.

    Леонид: А есть ли у вас другие проекты кроме тех двух, о которых вы только что рассказали?

    Иван: Да, конечно. Сейчас у нас есть несколько приложений. Хорошие результаты показывает программа, которая называется Smart Driver. Это приложение совмещает в себе две функции. Одна из которых – антирадар, то есть программа предупреждает водителя о превышении им скорости. Очень часто водитель может увлечься (особенно под хорошую музыку) и не заметить, что превысил скорость. А затем приходят штрафы… А вторая функция – это видеорегистратор. По сути человеку не нужно покупать отдельное устройство, устанавливать его в машину, затем убирать, путаясь в проводах. Мы решили упростить жизнь водителям – все, что требуется для работы видеорегистратора, – это запустить приложение на телефоне. Людям очень нравится, много наших клиентов пишут о том, что это действительно классное приложение.

    Другие приложения

    Наталия: У меня к вам два вопроса. По поводу видеорегистратора – принимается ли в суде видео, отснятое благодаря работе приложения?

    Иван: Для того, чтобы видеозапись принималась в суде, важны два фактора. Первый – на ней должны быть нанесены дата и время видеозаписи. А второй – сколько времени прошло после того, как она была сделана. Очень часто все это отдается на экспертизу, чтобы понять, подделанная эта запись или нет. Нередко судят так: если прошло больше месяца со времени происшествия, то, скорее всего, запись была отредактирована. Поэтому юристы рекомендуют все вещественные улики сразу же предоставлять соответствующим органам, будь то цифровая видеозапись или что-либо еще. В любом случае, лучше иметь хоть какое-то видео, чем быть без него.

    Наталия: И второй вопрос по поводу антирадара. Я сама этот вопрос не изучала, но кто-то говорил, что на высоких скоростях спидометр в машине показывает скорость, отличную от настоящей (на 10%, например). Насколько данные приложения отличаются от настоящей скорости движения автомобиля?

    Иван: Что касается спидометра, действительно есть небольшая разница. Вы совершенно правы в том, что автопроизводители заранее закладывают такую погрешность в спидометре, чтобы водитель думал, что он едет быстрее, чем есть на самом деле, и будет ехать более аккуратно. Поэтому мы также проверяли эту гипотезу. Приложение показывает, например, что при скорости 140 км/ч появляется ощутимая разница в 5-10 км/ч.

    Леонид: Давайте вернемся к приложениям. Я вот знаю, что у вас есть еще и браузер. Как вы к такой штуке от мобильных приложений пришли?

    Иван: Про браузер отдельная история. Конечно, это немного нехарактерно для нас потому, что мы сфокусированы на автомобильных приложениях. Браузер мы создаем с моим другом и партнером. Где-то на начальных этапах, когда я только разрабатывал свои первые приложения, он мне много чего подсказал. И до сих пор немало полезных советов дает относительно наших приложений – как и что улучшить, как это представить публике. Где-то года через два он пришел ко мне со своей идеей, показал картинки, сказал, что есть задумка разработать браузер. Мы решили попробовать.

    Самое главное, что меня зацепило, – это очень простая идея. По-настоящему самое ценное и самое важное – эффективно решать одну проблему. Какую? Очень часто на телефоне мы просто заходим в браузер для поиска какого-то конкретного адреса и ввода конкретного запроса. Скорее всего мы вводим какие-то слова. И мой друг придумал идею приложения, в котором у пользователя сразу открыта клавиатура и он может набрать то, что нужно, сэкономив время. В приложении мы отказались от всего лишнего, от тех наворотов, которые есть в других браузерах, от вкладок и других функций. Сделали очень простое приложение, которое быстро запускается. И пользователям это очень понравилось.

    Когда у нас был первый релиз, пошли отзывы в пять звезд, особенно в американском App Store. Отзывы были по 3-4 строчки, людям понравилось приложение, и сейчас у нас более 1 млн. пользователей. Оценка приложения очень высокая – четверок очень мало, средняя оценка 4,9. Этот браузер существует уже два года. Сейчас мы как раз занимаемся разработкой версии для Android – она у нас есть, мы ее просто доводим до уровня нашего приложения под iOS. Получился действительно классный продукт, который нашел свою нишу. Самое интересное, что как только люди устанавливают иконку на главный экран, они «подсаживаются» на SmartSearch и другими браузерами больше не пользуются.

    Леонид: В самом начале вы сказали, что у вас суммарная аудитория уже 10 миллионов, и вы с 2010 года в Google Play. Многие говорят, что сейчас большая конкуренция в магазинах, в одном Google Play – 1,5 миллиона приложений. На сколько за пять лет изменилась вся система, вся индустрия мобильных приложений? Когда было проще – в 2010-м или сейчас? Или просто перед вами уже другие задачи стоят?

    Александр: Правильно поставлен вопрос – да, действительно у нас разные задачи. Тогда мы просто учились создавать приложения и понимать, что с ними делать и как на них зарабатывать. Сейчас мы больше думаем о том, как стратегически все это выстроить. То есть аудитория есть, мы понимаем, как делать успешный продукт. Самое главное – успеть его развить.

    Что касается прошлого и настоящего… Мне кажется, классно, что мы застали тот момент, когда Android только начал появляться, устройства на iOS тоже набирали обороты. Мы сразу поняли, что есть смысл в разработке продуктов для этих платформ. Поскольку мы уже давно занимались этим, то смогли сделать достаточно качественные на тот момент версии приложений, и выгодно выделялись среди конкурентов, которые делали какие-то наработки. С одной стороны, нам проще. Тогда мы выпускали просто версию «Штрафы ПДД», она сразу же вошла в топ среди самых скачиваемых приложений по всей России. Сейчас этого, конечно, сложно добиться. Но, с другой стороны, у нас пришло понимание того, что главное – это не только выйти в топ.

    Самое главное – чтобы твоя позиция оставалась ровной, и ты понял, как на этом зарабатывать. То есть чтобы к тебе каждый день приходила аудитория, чтобы пользователи платили, а ты мог спокойно заниматься улучшением продукта (что можно еще предложить покупателям, что можно усовершенствовать, чтобы пользователи чаще возвращались к продукту). Такие задачи сейчас стоят перед нами. И поэтому мы смотрим на простые проекты, которые решают одну проблему пользователя и действительно становятся успешными без особо больших затрат. Я сейчас не касаюсь игр, так как игры – это отдельная тема. Мы являемся партнерами некоторых проектов, чтобы помочь им сделать классный продукт и выйти на новый уровень.

    Как стать лидером в нише

    Леонид: Как в нише стать номером один, как победить конкуренцию, какой у вас залог успеха, как вам удалось выйти в лидеры?

    Александр: В первую очередь, мы были одними из первых, а по некоторым пунктам даже самыми первыми. Например, «Экзамен ПДД». Как уже сказал Иван, мы были первыми, кто создал приложение с подобным функционалом. Поэтому было не так сложно в начале набирать аудиторию – не было аналогов, не было конкуренции. По «Штрафам ПДД» была похожая история. Но порой мало быть новатором, мало иметь какой-то уникальный контент – конкуренты его быстро клонируют, пытаются сделать что-то похожее. Очень сложно удержать лидерство.

    Мы удерживаем его за счет качества. Мы проводим огромное количество интервью, тратим очень много времени, денег и сил на то, чтобы получить фидбек от наших пользователей, чтобы понять, каким они хотят видеть наш продукт.

    Иными словами, мы понимаем, что пользователь хочет получить в конечном итоге, какие у него есть потребности и боль, которую мы можем облегчить. В итоге мы постоянно совершенствуемся, постоянно оптимизируем наши продукты, исходя из тех потребностей, которые появляются у людей. Многие наши конкуренты либо не понимают важности исследований, либо у них просто не хватает на это средств, сил и времени. Так как мы сильно акцентируем внимание на данном аспекте, то наши продукты, как правило, на голову выше продуктов конкурентов.

    Иван: Я еще историю расскажу про наш продукт… Первая стоящая перед нами задача – это общение с пользователями. Мы всегда их спрашиваем, почему они хотят ту или иную функцию. И как раз благодаря этому мы узнали такой интересный факт, что нашим продуктом «Штрафы ПДД», предназначенным для водителей, пользуются и инспекторы ДПС. Сначала нам много писем приходило с просьбами добавить кроме статьи КоАп еще и пункт ПДД, который нарушил водитель. Мы начали спрашивать, почему это для них так важно, и оказалось, что нам пишут сотрудники ДПС. И в последние месяцы несколько моих друзей рассказали такие истории, что сотрудники ДПС их останавливали и, пользуясь нашим приложением, проверяли величину штрафа за нарушение, а также какая именно статья применяется. Как оказалось, и наша идея с такими сленговыми словами для поиска, как «встречка», «красный свет» и т. д. оказалась хорошей – очень удобно, тебе тут же показываются пункты. Это все постоянно меняется, каждые три месяца выходит обновление, за этим довольно сложно следить. Поэтому инспекторы ДПС любят наш продукт.

    Александр: Также дополню слова Ивана. Есть у нас очень важная фича, которая сильно отличает нас от конкурентов. Иван сказал про умный поиск. Хочу добавить, что это не просто умный поиск – это умный голосовой поиск. Пользователя останавливает сотрудник ДПС и обвиняет в том, что тот нарушил то или иное правило. В большинстве случаев водитель не может знать всех законов и не может помнить всех штрафов. Соответственно, он может открыть наше приложение и получить всю необходимую информацию. Но смысл в том, что, когда останавливает сотрудник ДПС, как правило люди волнуются, им очень сложно достать телефон и начинать вбивать какие-то сложные запросы в поисковой строке. Поэтому мы сделали умный голосовой поиск – пользователю нужно просто нажать одну кнопку и голосом сказать самые простые и даже сленговые слова: встречка, красный свет, обочина и т.д. Приложение поймет, о чем идет речь, и тут же на основе этого голосового запроса выдаст релевантную информацию. Эта функция является сильным нашим преимуществом, так как у конкурентов подобного нет. В итоге пользователь может отстоять свои права и деньги в споре с инспектором ДПС.

    Наталия: Лично у меня интерес к вашему приложению появился после новостных анонсов, что правила ПДД поменялись. Наверное, вы наблюдаете пики популярности продуктов в связи с существенными изменениями правил?

    Иван: Что касается пиков, да, они есть. Когда что-то глобально меняется в ПДД, люди стараются следить за этим. У нас есть раздел, в котором указаны последние изменения. Есть пики, но в принципе у нас закачки достаточно ровно идут – стабильный рост. Потому что работает и сарафанное радио. У нас еще есть и такая категория пользователей, как водители грузовиков. Они нам пишут не сколько по поводу приложения, сколько обращаются с вопросами. Мы в свою очередь пытаемся узнать, почему обращаются именно к нам, ведь мы не автоюристы. На что водители отвечают, что кто-то из друзей посоветовал. Один раз я ехал в поезде с молодой парой. Ребята просто скачали приложение для того, чтобы освежить все в памяти.

    Наталия: Кстати, о B2B вариантах вы рассказывали – когда сами сотрудники ДПС пользуются приложением. Вы не думали развивать дополнительное направление? Или это не так просто?

    Иван: Как сказать, по сути, мы являемся неофициальным приложением для инспекторов ДПС. Сейчас мы это поняли, сделав опрос, в котором приняли участие около 20 тыс. человек. Из них 10% – это как раз инспекторы ДПС. Пока что мы размышляем над этим и смотрим в эту сторону.

    Технологии и бизнес

    Леонид: Как вы реализуете голосовой поиск и все остальные фичи, о которых вы говорили? Может быть, вы каким-то образом используете Google Now… Как это все реализовано с технической стороны?

    Иван: Google Now – это, конечно же, очень хорошая технология, но она недоступна на iPhone. Поэтому сейчас мы используем технологию Яндекса, которая распознает речь и помогает ее переводить в слова. Что касается остального, в нашей компании мы сделали выборку того, что чаще всего ищут пользователи, сгруппировали эту информацию. Например, о регионах, телефонах доверия, тонировке стекол автомобиля и т. д. Есть список штрафов, правил ПДД, мы просто с ними связали эту информацию.

    Леонид: А глубокие ссылки не используете в приложении? Google недавно всю эту тему очень сильно развил. Мне кажется, для вас было бы весьма актуально из поиска или других приложений переходить на штрафы, искать это все внутри приложения. Не задействуете эту систему?

    Иван: Ну тут тоже планируем. Самый главный вопрос – необходимость создания сайта, потому, что они связаны с сайтом. Мы как раз тоже это активно обсуждаем. Нужно сделать сайт, на котором будет весь наш контент, и связать его с приложением. Я думаю, что это будет достаточно востребованной фичей. Эта задача у нас стоит на ближайшее время.

    Леонид: На основании вышесказанного, вы помогаете другим приложениям с маркетингом. Кто к вам может прийти за помощью, и есть ли у вас какие-то требования к таким партнерам?

    Иван: Мы сами отслеживаем успешные проекты. Самое главное, чтобы приложение было простое и понятное. То есть существуют очень перегруженные программы – целые комбайны, в которых сложно разобраться и, соответственно, сложно с ними вообще что-то сделать. Первое и основное требование – приложения должны быть связаны с автомобилями. Для нас это очень интересно, и мы готовы встретиться с потенциальными партнерами и обсудить, как мы друг другу можем быть полезны.

    Леонид: Давайте вернемся к бизнесу. И штрафы, и билеты – это общедоступный контент, который есть в книжках и в Интернете. Очень интересно, как вы на нем строите бизнес.

    Александр: Как я уже говорил, несмотря на обилие конкурентов, мы остаемся в топе за счет того, что мы предлагаем уникальные функциональные возможности и проводим исследования рынка. Ответ будет довольно банальным – мы побеждаем конкурентов за счет качества продукта, за счет каких-то уникальных функций.

    Иван: Как мы строим на этом бизнес? Наверное, правильная монетизация. Нужно смотреть, за что люди готовы платить и когда.

    Самое главное – это помочь человеку, приложение должно давать ему сверхспособности, которые выделяют его среди других людей.

    Ты понимаешь, что на экзамене самое важное для пользователя – это успешно его сдать и получить права. Поэтому помочь ему ты можешь, предложив определенные функции приложения. Сделать это нужно хорошо и понятно. Сказать, что наш продукт поможет решить определенную проблему, поможет получить права и сохранить их, а также избежать штрафов, и научит, как себя вести при встрече с сотрудником ДПС. Тогда пользователю не так страшно заплатить деньги за программу.

    Также я думаю, что нам помогает строить бизнес то, что наши продукты качественные. Мы получаем достаточно большое количество наград. Мне кажется, что эти награды тоже являются важным критерием при выборе приложения пользователями. Например, компания Google, как вы знаете, ежегодно выбирает самые лучшие приложения, и наш продукт «Штрафы ПДД» вошел в эту подборку, был признан одним из лучших приложений на Google Play. Что важно – там было очень мало российских приложений, не больше пяти. Мы были очень горды, что сам Google отметил наш продукт, и из всех российских приложений мы вошли в эту «золотую пятерку». Также знаменитый журнал «За рулем» назвал наше приложение «Штрафы ПДД» самым лучшим и самым полезным приложением для автомобилистов. Компания Microsoft назвала нашу программу «Экзамен ПДД» одним из самых успешных приложений на Windows Phone. В общем, мы периодически получаем различные награды.

    Я думаю, что в основе всего лежит качество, мы очень стремимся к тому, чтобы наши продукты действительно были максимально качественные, и добиваемся этого благодаря постоянным исследованиям, которые мы проводим. Ведь самое главное – это удовлетворить потребности пользователей, которые мы постоянно пытаемся выявить.

    Тестирование и работа с продуктом

    Леонид: Расскажите более подробно об исследованиях и о тестировании. Вы говорили, что у вас большая команда этим занимается. Как построен процесс, какие вы инструменты и сервисы задействуете? В Anews Вячеслав говорил, что не всем советам пользователей надо следовать. Безусловно, в какой-то части он прав. Как вы понимаете, какие советы хороши, а какие – не очень?

    Иван: Во-первых, я сам слежу за тем, как это все работает. У нас есть множество вещей, которые я стараюсь внедрять. В первую очередь, это то, что самим работникам должно быть интересно. Я всегда говорю, что мне не важно, сколько времени было посвящено проекту, главное – это результат. Мы стараемся сохранять в команде эти ценности. Первое, что у нас классно работает, это OKR (Objectives and Key Results) – техника, которая популярна в Google, изначально пришла оттуда. Согласно ей, каждый сотрудник ставит себе цели, исходя из нужд компании на заданный период, например, на квартал. Это первый фокус, в соответствии с которым мы знаем, чем именно будем заниматься ближайшие месяцы.

    Дальше мы используем подход, который называется Lean, чтобы очень быстро проверять те нововведения, которые нам кажутся заведомо успешными. Каждую неделю мы собираемся и говорим, что на следующую неделю по какому-либо нашему продукту мы должны проверить определенную гипотезу. Далее все люди, связанные с продуктом, ее проверяют. Это можно делать различными способами. Первое – это, естественно, пообщаться с людьми. Например, для пользователей будет ценно оплачивать сразу несколько штрафов. В критериях успешности мы указываем, что четыре из пяти человек должно подтвердить это.

    Затем мы ищем людей и с ними общаемся, при этом выясняем множество дополнительных вопросов, о которых мы зачастую ранее и не думали. После этого мы работаем над продуктами, внося изменения, например, в главную страницу приложения. Причем мы сначала показываем изменения людям и внимательно наблюдаем за их действиями: куда нажимают и почему, что они находят, а что – нет. И очень часто выявляются довольно банальные вещи. Допустим, мы вывели на главную страницу кнопку «Купить» с надеждой, что процент покупок у нас повысится. Этого не случилось, и мы начали разбираться, в чем же дело. Оказалось, что люди просто не замечали этой кнопки, так как она незначительно отличалась от цвета фона. Когда же мы сделали ее яркой, то у нас все получилось. Вот такие мелочи и находки позволяют улучшить продукт.

    Каждую неделю мы собираемся группой из 10-15 человек, причем не только с теми, кто отвечает за общение с пользователями и за удобство использования приложения, а также с разработчиками, отвечающими за техническую часть вопроса. Поскольку мы работаем в команде, то получается продуктивный и эффективный трудовой процесс.

    Наталия: Какие вы технические инструменты используете? Понятно, что опросы пользователей. Но когда вы смотрите на их поведение, используете какие-то свои системы аналитики? Вы внедряете сразу эту функциональность либо с каким-то апдейтом накатываете и дальше смотрите?

    Иван: В этом плане нам очень нравится Android, так как на нем можно тестировать – там есть очень много таких вещей, как альфа- и бета-версии, плюс не надо долго ждать, прежде чем приложение выйдет. То есть очень много вещей мы тестируем. Если доходим до того, что люди все понимают, кликают нужные кнопки, то проводим А/Б-тесты, смотрим за изменениями различных метрик. Потому, что у нас всегда есть четкий критерий – каждое предложение должно быть обосновано и отражено в метриках. В проверке нам здорово помогают продукты Google, плюс там и аудитория больше, чем в WebStore – скачиваний гораздо больше, и проверять получается куда быстрее. Особенно когда для А/Б-теста нужно проверить какую-то конверсию. Например, чтобы с 2% до 2,5% она увеличилась, то нужно как минимум 10 тыс. пользователей. С Google у нас все классно получается.

    По поводу аналитики – нам нравится Google Analytics. У нас в команду каждое утро приходит отчет, что случилось с продуктом, какие метрики поменялись, сколько денег мы заработали и т. д. В нашей команде все знают, какие данные что значат. У нас все автоматизировано и поставлено на поток, чтобы мы следили за тем, что у нас происходит. Что касается тестирования пользователями, то какие-то специальные технические штуки у нас не используются, так как являются достаточно дорогими. По-моему, ценник начинается от двух миллионов. К тому же они больше предназначены для компьютера. Поэтому мы просто общаемся с людьми по Скайпу, просим, чтобы камеру направили на телефон, тогда мы можем наблюдать за действиями пользователей. Для стартапов это очень неплохая практика – ничего не надо покупать. Нужен Скайп и пять человек. Как правило этого хватает, чтобы выявить многое на своем продукте, что еще не было известно. Тут же составляется список всего, что нужно исправить. Это полезная вещь, которой стоит пользоваться. Итак, пообщались с человеком, поняли кто он, какие у него возникают сложности за рулем. Затем показываем ему продукт и обсуждаем действия пользователя, дополнительно просим ознакомиться со всеми функциями приложения, задаем дополнительные вопросы.

    Мне еще нравится один канал на YouTube, называется Google Ventures. Там рассказываются многие вещи по поводу того, как нужно развивать бизнес, растить свой продукт. Не знаю, входит это в программу LaunchPad или нет. Каждый выпуск посвящен определенной теме, и технологии общения с пользователями мы научились благодаря одному из них. Она оказалась очень полезной. Я смотрел и остальные видео – очень профессионально сотрудники Google рассказывают самые важные вещи. Это как фундамент, скелет, который в дальнейшем можно использовать. Нам это дало очень большую пользу. Мы даже перевод субтитров заказывали, потому, что у нас, к сожалению, не все в команде хорошо знают английский.

    Монетизация и контент пользователей

    Леонид: Расскажите еще про монетизацию. Как на Android сейчас происходит монетизация? Нет ли у вас таких обид от пользователей?

    Иван: Google Play сейчас стоит на одном уровне с App Store в плане того, что люди покупают себе хорошие устройства, и они готовы платить. Мы сейчас наблюдаем за этим трендом. Раньше было очень много негатива по поводу платных функций. Во-первых, мы сразу четко объясняем, какая часть у нас бесплатная, а какая – платная. Так человек не чувствует себя уж совсем обделенным в том плане, что в бесплатной версии мы что-то закрыли, и ему нужно платить.

    Что касается «Экзамена», то пользователь может по одному билету просто дождаться. Пять билетов мы сразу даем бесплатно и каждый день открываем по еще одному билету. В принципе, если человека это устраивает, то через 35 дней все билеты откроются, и можно все выучить. С другой стороны, при покупке мы даем много полезных функций: можно поработать над ошибками, узнать свои слабые места и лучше подготовиться, можно пройти полную симуляцию экзамена ГИБДД и увидеть, что тебя ждет на реальном экзамене. Что касается «Штрафов», то справочную информацию мы даем бесплатно, за проверку штрафов мы уже просим деньги.

    То есть частью услуг человек может спокойно пользоваться. Этим мы стараемся снизить какой-то негатив. Вообще сейчас видим тренд, что на Google люди готовы платить. Наверное, шероховатый момент, который остается – не все понимают, как карточку изначально добавлять. У Apple, допустим, сразу при регистрации запрашивают карту, а тут до первой покупки не нужно добавлять. Как раз сейчас думаем над тем, как правильно и хорошо доносить до пользователей, как можно добавить способ оплаты. Многие хотят заплатить, но не знают, как.

    Наталия: Мы тоже над этим думаем, чтобы облегчить жизнь пользователям и разработчикам, сняв своеобразный барьер. Кстати, есть еще оплата через биллинг-операторов. Когда был внедрен первый биллинг для некоторых приложений, это повысило в два раза частоту покупок. Так что мы тоже работаем в этом направлении.

    Иван: Да, биллинг с оператором – это классная штука. Многие на iPhone хотят его, но мы объясняем, что это, к сожалению, невозможно. Мы сами не знаем, сколько приходит с биллинга оператора, а сколько – с карточек. У нас нет такой возможности. Некоторым действительно проще с телефона заплатить.

    Леонид: Как у вас организовано взаимодействие с государственными органами автомобильной инспекции? Как вы подключаетесь, как получаете номер штрафа, выписанный на человека? Как это все вообще работает?

    Александр: Что касается взаимодействия с госорганами, напомню, что многие сотрудники ДПС – не десятки, а именно тысячи – пользуются нашим приложением, что очень приятно. Но это, естественно, у нас такое неофициальное сотрудничество. Что касается официальной части, то, как мы уже говорили, наше приложение «Штрафы ПДД» не только предоставляет информацию по всем штрафам, изменениям в правилах, но в нем также можно проверить все свои штрафы и произвести по ним оплату. Собственно, это стало возможным благодаря взаимодействию с госорганами. Оно происходило следующим образом: у нас все платежи проходят через лицензированный государством банк – лицензированный именно на принятие государством штрафов. Почему это важно? Как вы знаете, в России десятки тысяч банков, но при этом только 11 из них имеют разрешение от государства производить оплату штрафов. Мы как раз работаем с лицензированным банком, плюс нам выделили специальный шлейф, за счет которого мы получаем непосредственно информацию из базы ГИС ГМП.

    Дело в том, что существует несколько баз, в которых хранится информация по наличию нарушений – это база ГИБДД и база ГИС ГМП. Последняя – более важная, это государственный реестр, куда попадает вся информация. Главное, чтобы информация о наличии штрафа и его оплате была именно там. Соответственно, как только мы получили этот доступ, мы стали подгружать базы данных как из ГИБДД, так и, благодаря этому шлейфу, из ГИС ГМП. Что очень важно, мы с ними тесно сотрудничаем, и как только пользователь сделал оплату штрафа, мы тут же отправляем ему информацию о том, что оплата произведена, и ждем подтверждения, что информация в ГИС ГМП поступила, и оповещаем уже пользователя о том, что оплата прошла.

    Дело в том, что многие наши конкуренты, несмотря на то, что также имеют доступ к базам, этого не делают. В результате получается так, что пользователь оплату произвел и думает, что штрафа больше нет, а штраф где-то завис. То есть оплата прошла, но нет отметки о том, что штраф оплачен. Мы же за этим пристально следим и добиваемся того, что каждый оплаченный через нас штраф проходит проверку и получает специальную отметку об оплате.

    Леонид: У вас еще есть приложение Smart Driver. Как вы наполняете его информацией? Там же нужно учитывать все камеры, дорожные знаки и др. Как вы с этим работаете? Ведь даже в одной Москве тысячи километров дорог. Как вы регистрируете, где что происходит?

    Иван: По поводу Smart Driver, там главную роль играет как раз наша аудитория – водители, которые помогают нам всю эту информацию собирать и актуализировать. По сути, мы ее только модерируем. То есть водители ездят с нашим приложением, они могут отметить что вот здесь, например, появилась камера, и, если мы видим подобные сообщения от нескольких водителей, мы подтверждаем точку и добавляем ее в нашу базу. Если же, например, камеры нет – у водителя есть возможность отметить, что камера отсутствует, – мы это также у себя отмечаем. Самой большой проблемой были пользователи, которые ранее добавляли несуществующие объекты в бесплатной версии, поэтому у нас появилась функция модерации, чтобы держать базу в актуальном состоянии. Чтобы не было непонятных элементов, когда кто-то просто балуется, мы, во-первых, ограничили возможность добавления объектов, сделав ее доступной только для платных пользователей, а во-вторых, у нас есть отдельный человек, который как раз этим занимается. То есть он видит, например, что добавлено несколько камер, но, судя по всему, это одна и та же камера, просто водители отметили ее на разных расстояниях. Или пишет нам человек в обычном письме, мол, почему у вас вот в этом месте нет камеры. Мы эту информацию проверяем, добавляем детали – ограничение скорости, в населенном пункте или нет, и т.д.

    Л. Какой у вас средний объем новых объектов в день? Сколько у вас ежедневно добавляется камер по всей России?

    А. Сейчас у нас в базе порядка 10 тысяч камер, а, например, полгода назад у нас было 6-7. То есть за полгода добавилось примерно 3 тысячи.

    Подключенные машины

    Леонид: Давайте поговорим о будущем мобильных систем для машин. Они развиваются очень хорошими темпами. Есть, например, Android Auto. Как вы смотрите на интеграцию мобильных приложений в автомобильные системы?

    Иван: Мы как раз за этим очень пристально следим. Конечно, за этим будущее, и сейчас, например, в США появилась информация, что все машины будут взаимодействовать друг с другом – если не ошибаюсь, система называется Connected Cars. Сейчас все как раз движется к тому, что общая функция водителя – по большему счету, не нужна, а у нас все продукты ориентированы, в первую очередь, на человека. Нам кажется, Android Auto – очень классная вещь, потому что телефон интегрируется с системой авто. В итоге все твои приложения, все функции как раз тесно взаимодействуют с автомобилем. Или, например, скорость брать не с GPS – датчик привирает – а уже напрямую брать данные с датчика автомобиля.

    Мы все ждем распространения среди машин, потому что пока это не так популярно. Мы не знаем, можно ли уже сейчас достать в России авто с Android Auto.

    Наталия: На самом деле пока нельзя. С одной стороны, вы же помните, что поддержка и функции были анонсированы не так давно, с другой стороны, авто нужно сделать, произвести, доставить. Но можно будет в ближайшее время, это дело года или двух максимум.

    Леонид: У нас выходил большой отчет о подключенных машинах, и там как раз была информация о том, что фрагментация, которая царит в автомобильной промышленности… По сравнению с ней фрагментация мобильных устройств – это просто детский сад. У одних есть, у других – нету, у третьих – одна система, у четвертых – другая… В общем, разработка приложений, которые одинаково эффективно работают на всех машинах – это большая боль и беда. Вот Android Auto как раз унифицирует все это, так же как Android TV, которое мы обсуждали в прошлый раз. Все это дает большие возможности и пространство для разработчиков.

    Программа LaunchPad

    Леонид: Давайте под занавес поговорим о программе LaunchPad. Сколько вы уже участвуете в данной программе, какими функциями пользуетесь, какие у вас впечатления? Что вы можете посоветовать идущим по вашим стопам разработчикам?

    Иван: Мы вступили в эту программу еще до Нового Года. Впечатления положительные. Мне лично понравилось, что участие разделили на две части – Start, когда тебе нужен один набор сервисов, и другая часть, когда ты уже на стадии масштабирования, и тебе нужен другой набор сервисов. Так получилось, что, когда мы вступали в программу, мы уже находились на второй стадии – Scale. Также нам очень повезло, потому что с одним из наших проектов мы закончили акселерацию, и там дается 100 тысяч долларов на облачную (серверную) часть, которые можно использовать. Конечно, для нас это был очень большой плюс, потому что нам очень нравятся сервисы Google и, в частности, Google App Engine, который позволяет экономить очень много людских ресурсов на то, чтобы сделать серверную инфраструктуру.

    То, что касается вообще самой программы – я считаю, что первая часть тоже очень грамотно выстроена. Все то, что мы делаем, там есть. Чтобы у тебя был нормальный, понятный людям дизайн. Пока делаешь дизайн – пообщайся с реальными пользователями, там как раз выделяется время на это, возможность найти тех людей, которые дадут тебе фидбек. Конечно, хотелось бы, чтобы люди из России также участвовали в фидбеке, потому что англоговорящая аудитория для нас не очень актуальна.

    Затем – как это правильно спрограммировать, то есть от стадии идеи дойти до продукта. На второй стадии, стадии масштабирования, кроме того, что выдаются деньги на серверную инфраструктуру (если к тебе придет действительно много пользователей), они помогают с тем же продуктом в плане рекламы – как его можно рекламировать, и сколько вообще у тебя затраты на то, чтобы приобрести пользователей. Это очень важно на стадии масштабирования, чтобы проект зарабатывал больше, чем тратил на рекламу. Пожалуй, это все основные вещи из этой программы.