Google и AppTractor представляют вам лучшие российские проекты международной программы поддержки стартапов Launchpad. В ее рамках Google предоставляет технологии, экспертов и ресурсы для успешного запуска и масштабирования ваших приложений.
  • К списку подкастов
  • Whisper Arts
  • Whisper Arts

    Whisperarts — российская компания, занимающаяся создание образовательных приложений, интерактивных журналов и приложений, связанных с детьми. В настоящий момент в портфолио компании более 20 приложений.

    • Лидер образовательных мобильных приложений среди русскоязычной аудитории
    • 10,000,000 скачиваний приложений по всем сторам
    • Наличной уникальной инновационной технологии для быстрого создания кроссплатформенного интерактивного контента

    Что такое Whisper Arts

    Мы продолжаем нашу серию подкастов, посвященных программе Launchpad, в которых мы обозреваем лучшие российские проекты, участвующие в ней. Сегодня у нас в гостях Олег Демьянов, представитель студии Whisper Arts, крупнейшего российского разработчика детских и образовательных приложений. Мы очень рады видеть его у нас в гостях, потому что мы часто с ним общаемся и восхищаемся всегда его приложениями. Добрый день!

    Олег: Привет, Леонид. Спасибо большое за приглашение! Привет, слушатели!

    Леонид: Олег, давайте начнем с кратенького обзора того, что происходит в Whisper Arts. Какие у вас есть приложения, какие самые популярные, интересные и удачные, с вашей точки зрения?

    Олег: Приятно, что ты назвал нас крупнейшими российскими разработчиками, можно сказать, что это по количеству выпущенных приложений и их влиянию на российский рынок. На самом деле мы не такие уж и большие. У нас небольшая команда, мы сами находимся в городе Смоленске, и команда вся порядка десяти человек. Но, в любом случае, приятно, что нас таковыми и считают.

    Если рассказать про приложения, то мы достаточно давно уже занимаемся разработкой детских образовательных приложений и в настоящий момент в портфолио у нас порядка двадцати приложений. Самое большое их количество – это на платформе Android, потому что мы там всегда проводим эксперименты и что-то первое пытаемся делать именно там. Из самых интересных хочется выделить приложение «Детский интерактивный развивающий журнал», наш лидер образовательных приложений, также у нас есть приложения для родителей, это приложение «Kid’s shell» и «Грудное вскармливание». То есть мы стараемся своими приложениями покрыть все возрасты.

    Леонид: Я знаю, что «Грудное вскармливание» популярно не только в России, но и на зарубежных рынках. Как создавалось это приложение? Оно сначала стартовало в России, потом вы выходили на зарубежные рынки? Как преуспеть с таким детским приложением на зарубежных рынках?

    Олег: Все началось с того, что данное приложение мы разработали, можно сказать, для себя. У меня появился второй ребенок, и, помня муки жены с первым ребенком, когда она посреди ночи просыпалась, что-то куда-то записывала, смотрела какой грудью кормила и опять ложилась спать, пришла идея написания достаточно простого приложения, где можно заменить блокнот и ручку мобильным приложением и легко вести учет кормления ребенка. Посмотрели аналоги, что-то нас не устроило, написали своё, запустили, получили комментарии от жены, как от реального пользователя, стали получать комментарии от других пользователей, перевели интерфейс на английский язык и увидели достаточную популярность данного приложения вообще на мировом уровне. Сейчас, наверное, процентов 60-70 аудитории – это англоговорящие страны: США, Канада и Европа.

    Наталия: Сейчас, если есть умные часы – вообще не надо телефон искать где-то, так сказал часам… Правда, только я не уверена, что ночью часы на руках. Например, я ночью чаще их заряжаю, что меня тоже несколько пока в часах не устраивает, но…

    Олег: Да, у нас были идеи приложение перевести на часы, сделать две кнопки: быстрый старт и кормление, но посмотрим.

    Леонид: То есть это скорее такой случайный успех, и он получился просто спонтанно?

    Олег: Нельзя сказать, что случайный. В любом случае, у нас уже был пул приложений, о нас уже знали. Больше скажу, что на Америку с этим приложением было выйти непросто. Когда мы запустились, нам тут же прислали патентный спор о том, что есть некое устройство, изобретенное пару лет назад, механическое. Вы не поверите: оказывается, был придуман такой девайс, а-ля часы такие, старые-старые, с двумя кнопками (левая, правая), на котором можно было действительно вести учет кормления. Мы пообщались с создателем патента, выплатили отчисления за использование и фактически нам был дан зеленый свет на американском рынке.

    Таких приложений в сторах именно на американском рынке не так много, это одно из составляющих. Другое – это, конечно же, дизайн, простота использования. Мы никогда не стремились делать приложение сильно сложным, вы там не найдете учет сна, учет памперсов, учет… чего только не считают! Есть приложения, переполненные функциями. Многим это просто не надо, поэтому они останавливают свой выбор именно на нашем приложении.

    Леонид: Здорово, история с часами – это какой-то стимпанк просто. Вместо приложения использовать механические часы.

    Олег: Этот патент действует 15 лет, это в 1991 году было все изобретено. Это одна из особенностей работы на западном, американском рынке. У них там эта система очень сложная, и если вы хотите свое приложение там распространять – либо учитывайте условия патента, либо снимайте с продажи из США и Канады.

    Android и журналы

    Леонид: Вы говорили, что в первую очередь выходите на Android. Какие особенности России видны с точки зрения именно детских приложений? Насколько вообще дети в России любят свои устройства на Android и как они с ними работают, взаимодействуют?

    Олег: Недавно делал анализ устройств – кто что использует, с каких устройств больше всего запусков. По версиям Android, 4.0 – это, наверное, 75% всех устройств, то есть уже достаточно современная операционная система стоит. А по самим девайсам сейчас на первых местах находятся устройства и планшеты от компании Samsung. Они занимают порядка 10% всех устройств.

    Леонид: А какое распределение между смартфонами и планшетами? Мы говорили в прошлом подкасте с Anews, у них порядка 10-15% планшетов, как у вас, потому что, все-таки, дети больше тяготеют к планшетам?

    Олег: У нас цифры будут побольше – порядка 25-30%.

    Леонид: Вы упоминали, что создали платформу для журналов. Мы с вами как-то общались на эту тему – образовательные детские журналы. Расскажите об этой платформе, как она развивалась и как она сейчас живет, как у вас выходят на ней журналы и привлекли ли вы еще каких-нибудь сторонних издателей?

    Олег: Как я сказал ранее, мы достаточно небольшие, и для того, чтобы содержать такой большой пул приложений, нужно либо быстро и глобально расти, набирать людей в команду, либо оптимизировать процессы. С этой целью при выпуске детского журнала нам пришла идея, что надо сразу этот продукт строить таким образом, чтобы без привлечения сил программистов можно было собирать и выпускать новые журналы и запускать их сразу на всех платформах. Так родился наш продукт EduGame Creator, EduGame в смысле educational game, сокращенно. И мы его стали использовать для внутренних продуктов, для разработки детских журналов. Но получилось так, что мы создали инструмент, а вот создание контента занимало еще больше времени, чем создание самого продукта.

    И мы подумали, а почему бы не попробовать пойти к тому, у кого есть этот контент в достаточном количестве, но кто не знает, как его перевести в мобильный вид. Пошли к одному из партнеров компании Uniline и предложили им запустить их бренд – журнал «Тридевятое царство» в мобильном виде. Решили попробовать, запустили пилотный выпуск. Журнал запустился и существует теперь в мобильном виде. Позже к нам присоединился еще ряд издательств, и в настоящий момент уже запущены на базе наших платформ такие журналы, как «Тридевятое царство», «Непоседа», «Понимашка». Готовится к запуску ряд других брендов, которые пока не буду называть. Как запустится, обязательно расскажу.

    Наталия: Интересно, как издатели реагируют – с радостью, с опасением смотрят на перевод журнала в электронный вид? Потому что это же такой сдвиг в сознании издателей, и не только издателей, и читателей.

    Олег: Первая реакция – они не верят, что это так можно быстро сделать. Реально не верят, поэтому всегда общение начинается с того, что мы просим их предоставить PDF-копию журнала и буквально через неделю-две мы присылаем им приложение, где они уже могут двигать элементы, которое уже озвучено, которым реально можно играть, и это вызывает удивление.

    Второе, они понимают и видят этот тренд, что нельзя взять журнал бумажный, взять его PDF-копию и положить в стор. Он не будет настолько же популярен, как мобильное приложение. Они видят там большую аудиторию, большой интерес и с удовольствием соглашаются на эксперименты и на запуск.

    Что касается потери аудитории – такого нет, скорее всего, мобильное приложение является дополнением к журналу. С другой стороны, журнал может быть дополнением мобильного приложения. Мы сейчас рассматриваем такие идеи, различные, варианты, когда действительно часть заданий может быть решена только в приложении, а часть также может быть в журнале. То есть сейчас хотим предложить такой симбиоз, когда нельзя их разделить будет, мобильное приложение и журнал, то есть это будет единое целое.

    Edugame Creator - это платформа для сборки кроссплатформенного интерактивного развивающего контента. В нее входят следующие компоненты:

    • дизайнер интерактивных журналов;
    • серверная часть;
    • мобильные приложения-просмотрщики под каждую платформу.

    Разработка

    Леонид: Команда у вас десять человек в Смоленске, я правильно понимаю?

    Олег: Да, все верно.

    Леонид: Как она разделена по направлениям, как вообще у вас идет разработка, и насколько разработка детских приложений отличается от взрослых? Сложнее она, проще или просто другая? Как ваши десять человек справляются с такой кучей приложений?

    Олег: Раскрою некоторую тайну и скажу, что разработка детского мобильного приложения, наверное, ничем не отличается от разработки взрослого, оно проходит те же самые этапы, что и взрослое мобильное приложение: то есть все начинается с идеи, технического задания, отрисовки дизайна, верстки, программирования, тестирования приложения и так далее. Но в детских приложениях есть очень существенные отличия и особенности, которые надо обязательно учитывать. Во-первых, в детских приложениях должно быть мало текста – если его нет вообще, это будет очень хорошо. Маленькие дети, в возрасте до семи лет, абсолютно не умеют читать, и интерфейс надо делать интуитивным, понятным. Крупные кнопки, куда можно нажать или понятные иконки, что только сюда можно нажимать, что-то делать.

    Еще одной особенностью является обязательное озвучивание интерфейса приложения, в этом, наверное, и состоит сложность выхода на зарубежный рынок. Для детских приложений надо качественно сделать перевод и качественно сделать озвучку. Так как мы работаем на Россию, у нас сейчас получается лучше, но при адаптации журналов на английский язык мы сотрудничаем с западными партнерами и, соответственно, делаем перевод англоговорящими нэйтив-спикерами.
    Еще, наверное, особенность – это тестирование. Когда мы запускали первые версии наших приложений, мы тестировали их на детях – в первую очередь, своих, когда можно было быстро провести такое тестирование, что-то добавить, дать ребенку, посмотреть, как он на это реагирует.

    Вот три таких основные отличительные особенности.

    Для разработки в Whisper Arts используют:

    • Eclipse для Android;
    • AppCode для iOS;
    • Visual Studio для Windows Phone и Windows 8.

    Google Play For Families

    Наталия: Олег, а скажи, вспоминая недавний анонсы Google Play For Families, как вы к этому относитесь? Как это вас напрямую затрагивает, и сильных ли изменений это требует от вас как от разработчиков? И, кстати, про тестирование, вспоминая недавний Google I/O. Было объявлено о тестировании в облаке, CloudTesting. Будете ли вы его использовать?

    Олег: Начну с первого: Play For Families. Само появление данной категории было ожидаемо, порадовало разделение приложений на возраст. Об этом я уже говорил ранее, и мы это уже для себя давно в компании решили – нельзя просто отнести к детским приложение, рассчитанное на детей в возрасте от 0 до 16 лет. Да, это все дети, но их потребности, интерфейс приложений и что они в них захотят увидеть, абсолютно отличаются.

    В Google Play For Families введена именно такая разбивка по возрастам – это очень большой плюс как для разработчиков – теперь они могут конкретно сказать, на какой возраст рассчитаны приложения, – так и для родителей, которые ищут приложения, подбирают их своим детям именно исходя из ориентации на возраст. Мы все покупаем одежду, ориентируясь на возраст, покупаем какие-то книги, фильмы – и это только помогает. Также там есть ряд ограничений на рекламу, на покупки в приложении. Наверное, это все правильно, все логично, экосистема получается – пользователям даются инструменты для того, чтобы они лучше находили правильные приложения. Наши все приложения прошли проверку на включение в программу Google Play For Families, делается все там достаточно просто: заполняется анкета и буквально в течение нескольких часов или дней проходится утверждение или отклонение приложений.

    Наталия: Никаких изменений не приходилось в коде делать, только анкета?

    Олег: Абсолютно, абсолютно никаких изменений в коде, ничего не делается. То есть мы ответили на вопросы – для какого возраста, соответствует ли обязательно приложение законам COPA, есть ли реклама, есть ли «инапы» и т.п…

    Про тестирование. Зоопарк действительно огромен, и, в принципе, мы особых проблем в работе наших приложений на разных устройствах не испытываем. Особенно это касается детского журнала, потому что, когда мы разрабатывали это приложение, одной из задач была мультиэкранность – поддержка экранов разных разрешений, от маленьких до гигантских. Я могу сказать, что контент наших приложений на экранах больших разрешений будет выглядеть качественно, потому что изначально при разработке платформы мы весь этот функционал заложили.

    Сам сервис интересный, но мы его пока не пробовали. Я думаю, только если потребуются какие-то специфичные девайсы, устройства, где там что-то будет не получаться, мы обязательно попробуем.

    Google представил новую программу «Разработано для семьи» в апреле. Как и следует из названия, программа позволяет разработчикам на Android делать их приложения и игры дружественными детям.

    Подтвержденные приложения и игры будут привилегированны возможностью продвижения в будущих кампаниях, ориентированных на семьи, в Google Play. Другими словами, родители скоро смогут открывать для себя подходящий для определенного возраста контент и совершать более обоснованный выбор того, что будет скачано на их устройство с Android.

    Психология, звук и отзывы пользователей

    Леонид: Какая психологическая основа у детских приложений? Одни говорят, что приложения и мобильные устройства негативно влияют на детей, другие говорят, что позитивно. Есть ли у вас детские психологи в штате? Вы упоминали, что у вас первые и главные тестировщики – это сами дети, а тестируют ли до выхода на детскую аудиторию эти приложения психологи или какие-то специалисты именно по этой части?

    Олег: Что-то может быть в большом количестве плохо, а в малом количестве – хорошо. Тут зависит все от самих родителей, насколько они позволяют своим детям засиживаться с устройством, помогают ли они детям в процессе игры с приложением, объясняют ему что-то, или ребенок остается один. Очень много зависит от родителей.

    Безусловно, это новый формат, который помогает родителям и детям лучше познавать, изучать окружающий мир, познавать и изучать что-то новое. В нашей команде, безусловно, есть педагоги, которые прорабатывают задания, помогают составлять их концепцию, контролируют разработку приложений на этапе дизайна и сборки. Но будет это приложение полезно или нет, зависит во многом от самих родителей. То есть либо родитель покупает приложение и девайс, дает ее ребенку, чтобы только отдохнуть, либо они вместе, совместно проводят время, отдыхают, узнают что-то новое и общаются.

    Леонид: Можно я пока по ходу задам еще один вопрос про озвучку. Мы недавно говорили с Андреем Гордеевым, он выпустил прекрасную интерактивную книжку «Зеленая шапочка», это как Красная, только она Зеленая – за природу, за весь мир. У них на озвучке работал Николай Дроздов, наш великий профессор естествознания. Для детей имеет значение тональность? Как к выбору голоса вы подходите, кто у вас озвучивает приложения?

    Олег: У нас в команде есть диктор-девушка, которая на постоянной основе озвучивает все наши приложения, к сожалению, второго какого-то голоса мужского у нас нет, но мы ее включили в команду, потому что озвучивать приходится очень много, а заказывать эту озвучку на стороне, во-первых, долго, а во-вторых немножко затратно. Поэтому что касается интонации, безусловно, когда диктор читает какие-то сказки или реплики, или начинаются диалоги, она все это учитывает, все это делает так, чтобы просто было самому приятно слушать.

    Мы всегда ориентируемся на отзывы пользователей. Если вдруг в нашем приложении где-то была найдена ошибка при очередном апдейте, мы сразу же оперативно получаем обратную связь от пользователей. Когда мы один раз попытались в сказках сменить диктора, нам сразу же написали: «верните старого диктора, хотим слушать голос, который привыкли». То есть тут таких вот отзывов негатива, о том, что «все ваши приложения озвучивает один голос, нам это не нравится», конечно, мы не получаем. Поэтому, видимо, пользователей это устраивает.

    Леонид: Если мы говорим о реакции на комментарии пользователей, как вы общаетесь с ними, потому что у вас все-таки дети. Дети транслируют это родителям, родители передают вам, или как? Дети сами пишут в Google Play отзывы, как у вас это происходит, просто любопытно на уровне механики общения с вашей целевой аудиторией?

    Олег: Огромным плюсом в Google Play было введение возможности работы с комментариями, мы это на себе очень сильно оценили.

    Во-первых, произошла определенная трансформация – аудитория наших приложений молодеет, и мы начинаем получать отзывы от самих детей, которые еще пишут с ошибками (жи-ши через «ы»), но при этом они выражают свое мнение.

    Обычно еще очень странно получать отзывы такого плана: «Приложение супер, класс! Ответьте мне, пожалуйста!». Дети ожидают диалога. На все отзывы мы отвечаем: если это положительные отзывы, отвечаем «спасибо за комментарий», если это вопрос, обязательно отвечаем на него, если это негативный отзыв, ошибка, то также отвечаем, при этом просим прислать более расширенную информацию в нашу службу поддержки, чтобы разобраться с проблемой. Бывает так, что пользователи во время общения сначала испытывают какой-то негатив из-за того, что не до конца разобрались в проблеме. Мы эту проблему решаем, и они меняют свою оценку.

    Если делить на типы отзывов, то, наверное, процентов 50 отзывов приходит с вопросами биллинга. Получается так, что мы для многих пользователей являемся еще таким первым входом в систему Google с точки зрения приема платежей, они привязывают свои карточки, телефоны к платежной системе Google, с них списываются тестовые 30 рублей. И они возмущаются тем, что мы списали вдруг с них сумму два раза, 30 рублей за приложение и 30 рублей за еще что-то. И приходится объяснять, рассказывать, направлять в службу поддержки Google – они все понимают, говорят «спасибо». Общение ведется постоянно, каждый день несколько десятков писем приходит. Мы постоянно отвечаем, постоянно работаем с пользователями.

    Представьте себе журнал, страницы которого нужно не просто читать, а в котором нужно помогать героям, чтобы помочь им пройти все препятствия, которые встречаются на их пути. Каждый журнал содержит: игры, задания на развитие логики, задания на чтения, задания на счет, а так же загадки, инструкции и рецепты различных блюд. Каждый новый номер журнала - это новое приключение и новые задания!

    Аналитика

    Леонид: Прекрасный кейс, мне кажется, «точка входа в экосистему Google – это Whisper Arts». Данные о приложениях и работе пользователей вы наверняка получаете из какой-то системы аналитики. Какую вы используете, и как вы с ней работаете, потому что, в моем представлении, дети создают такой шум, который трудно отфильтровать. Как вы работаете с аналитикой?

    Олег: Аналитику мы сейчас получаем из двух источников: первый источник – это сам Google Play, в нем есть достаточно хороший раздел статистики, где можно посмотреть аналитику по скачиваниям приложений, по установкам, активным пользователям, устройствам и так далее. Тем более, она, эта аналитика, каждый раз улучшается, развивается. Мы пробовали использовать стороннюю аналитику, Flurry, например, но нам не понравилось, что статистика туда приходит с большой задержкой. В итоге во всех наших приложениях сейчас подключена Гугл Аналитика, которую мы собираем, используем.

    Что касается шума… ну, это не шум, наверное, это, наоборот, действия пользователей, которые мы анализируем – по каким разделам они ходят, в какие типы игр больше играют, сколько задерживаются на той или иной странице, проходят ли задания успешно или нет. Все это мы собираем, анализируем и, исходя из этого, в новом номере, добавляем те или иные страницы или, наоборот, убираем. Нельзя называть пользование приложением шумом – это просто обычное использование приложений, которые мы удаленно анализируем, агрегируя какие-то данные аналитики.

    Леонид: Сейчас в Google Play будет еще больше функций по аналитике, по посещениям страниц, по источникам трафика на странице, будет страница разработчика специальная.

    Наталия: Да, теперь можно создавать – что мне, кстати, очень понравилось, – один из самых интересных анонсов – специальные страницы, кастомные для разработчиков. В принципе, и сейчас пользователь может зайти и увидеть все приложения, выпущенные тем или иным разработчиком компании. Но плюс в том, что, когда у вас страница кастомная, вы можете акцентировать внимание на тех моментах, которые вы считаете нужными. Возможно, у вас какая-то промоакция сейчас для приложений идет, либо недавно вышел новый релиз. К сожалению, сейчас это не учитывается, просто выводится некий список ваших приложений. Теперь вы имеете возможность максимально заинтересовать пользователя и, соответственно, привести его к инсталляции и к дальнейшим, возможно, покупкам, использованию приложения.

    Олег: Мы уже тоже этим воспользовались: завели страничку, попробовали, как это работает. Буквально позавчера вид странички был старый, а сегодня уже попробовал Google Play, и там отображается именно кастомная страничка разработчика. Посмотрим, насколько ее можно кастомизировать, как с ней работать и делать акценты. Про тестирование хочу сказать, что, действительно, еще добавилось A/B-тестирование, которое мы тоже хотим попробовать, думаем в ближайшее время сделать и рассказать обо всем этом.

    Разработчики уже могут проводить A/B тесты описания приложения (до трех вариантов плюс оригинальная версия) через Google Play Developer Console.

    Монетизация детских приложений и маркетинг

    Леонид: Да, прекрасная функция А/B-тестирования, причем прямо в магазине можно менять иконки, текст, картинки и прямо использовать в сторе – собирать мнение аудитории онлайн, не уходя ни в какие другие сервисы. С этой точки зрения Google Play значительно продвинулся буквально за прошедшие две недели, мне кажется. Ну, давайте дальше про детские приложения поговорим. Как вы монетизируетесь, сейчас главное это подписка?

    Олег: Нет, подписка, это эксперимент, который мы запустили полгода назад. Основная монетизация в настоящий момент все-таки идет через «инап пурчейзы» – это продажа дополнительных номеров, дополнительного контента через внутреннюю покупку.

    Подписку мы открыли совсем недавно, потому что у нас журналов стало очень много. Исходя из того, что средняя стоимость журнала – доллар, пользователи не всегда готовы расстаться с такой суммой. С другой стороны, они готовы заплатить 100 рублей в месяц, но при этом сразу иметь доступ ко всему контенту, ко всем журналам.

    Хочу сказать, что не получилось и что реально не сработало у нас, какой способ монетизации детских журналов. К сожалению, не сработала реклама. Какое-то время назад мы увидели, что пользователи стали писать очень много негативных отзывов, что все журналы платные, сделайте что-нибудь, и мы решили пойти навстречу пользователям и сделали доступ ко всем нашим журналам абсолютно бесплатным, но на всех страничках журнала была контекстная баннерная реклама Google Admob. Мы смотрели клики, смотрели показы, смотрели использование и увидели, что, ну, все-таки, дети как-то игнорируют все это. С одной стороны, по определенным требованиям мы настроили только показ рекламы, предназначенной для детей, чтобы там не было никакого негатива, никаких взрослых тематик не было. И как-то дети все равно не кликают на рекламу, не используют ее, поэтому в настоящий момент мы отключили рекламу, вернули модель подписки и покупки платных журналов в детских приложениях.

    Ну и родители не любят такие приложения. Буквально какое-то действие сделаешь – выскакивает реклама, дети бегут ко мне с планшетом, не знают, что делать. Поэтому родители такого тоже не любят. Но, с другой стороны, могу сказать, где реклама хорошо работает – в нашем приложении, о котором мы говорили ранее, это «Грудное вскармливание». Баннерная реклама работает на ура и доходы от нее намного превышают доходы от отключения рекламы. Во взрослых приложениях реклама вполне себе работает, и это здорово.

    Леонид: А какая сейчас пропорция между покупками и подписками, то есть сдвигаются доходы ваши в сторону подписок, или подписки зафиксировались на каком-то уровне и более-менее остаются постоянным?

    Олег: Подписки растут, но не очень значительными темпами. С другой стороны, и доходы от продажи журналов все-таки резко не падают. Мне кажется, это все еще связано с развитием рынка в целом, с тем, что люди привыкли заплатить один раз, купив чуть дороже, но владеть каким-то продуктом, товаром навсегда. С другой стороны, если мы посмотрим в сторону сервисов, которые сейчас вообще развиваются, то есть плата за пользование софтом, плата за прокат автомобилей – все переходит на модель подписки. Рано или поздно подписка станет основным источником монетизации приложений, а для пользователя она будет настолько незаметна и прозрачна, что они даже перестанут об этом думать. Возможно, в будущем будет какой-то такой единый счет за пользование всеми услугами, и пользователь даже не будет задумываться, сколько и как это все происходит, все будет автоматом. Он всегда будет иметь доступ к информации, к контенту. Я вижу это развитие так.

    Леонид: Плата за Google Play – это хорошая идея.

    Олег: Хороший пример уже есть, это Google Play Music. Платите – и при этом получаете доступ ко всем музыкальным композициям, новинкам.

    Леонид: А есть у вас сезонные пики потребления детских приложений?

    Олег: Безусловно, пики есть. Лето – это спад, спад по скачиваниям, спад по продажам, это время каникул, это время отпусков, когда детей отправляют к бабушкам, уезжают с ними в отпуск. Наибольший пик приходится под Новый Год, рост с сентября и в конце весны он заканчивается.

    Еще одна особенность, которую мы в статистике заметили, выявили – если вдруг на улице светит солнышко, яркая, теплая погода, выходной, то в этот выходной спад продаж, спад скачиваний. Если на улице идет дождик холодный, мороз зимой, то в эти дни реально бум и всплеск. А еще, наверное, хочу сказать, что пики наблюдаются не только в скачивании, но еще и в контекстной рекламе, то есть мы перед Новым Годом заметили, что доходы от рекламы в приложении реально очень сильно начинают возрастать, и после Нового Года они также резко падают. На одной из конференций мы пообщались с представителями Admob из Google, они сказали – такие вот сезонности и в рекламе тоже существуют, это связано с тем, что перед Новым Годом все пытаются как можно больше потратить, рекламные бюджеты все свои выпустить, и после Нового Года начинается их анализ – что куда ушло.

    Леонид: Шикарный кейс про погоду, мне кажется, и раз уж мы заговорили о рекламе, то, как вы рекламируете ваше приложение – учитываете ли вы прогноз погоды на неделю, в заказе и в продвижении своих приложений, как вы продвигаете, приобретаете таких сложных пользователей, как дети?

    Олег: Тут важно зазывать, наверное, не пользователя-ребенка, хотя, безусловно, важно, чтобы ему понравилось приложение. Платят за приложение все равно родители, и надо получить ключик от кошелька родителей. Тут мы работаем немножко в другой сфере, мы пытаемся рассказать о приложениях в тех источниках, где сидят наши потенциальные пользователи, а именно родители. Это детские форумы, это социальные сети, это сайты для родителей, это контекстная реклама, таргетированная именно на родителей по определенным интересам, это реклама в Facebook, ВКонтакте, также с таргетингом на целевую аудиторию с определенными интересами. С одной стороны, такая узкая специализация позволяет, не задействуя больших бюджетов получать нужную аудиторию и получать нужные инсталлы.

    Леонид: Google фичерил вас несколько раз. Все говорят о волшебстве фичеринга, как у вас с приростом аудитории от нахождения в подборках Google Play?

    Олег: Фичеринг был, да. В основном это были наши приложения «Азбука» и «Математика», мы фичерились в подборках «Готовимся к школе», там обучающие приложения для детей.

    Действительно, волшебство случается – количество скачиваний вдруг неожиданно увеличивается в пять, а то и в десятки раз. Мы получаем большое количество установок, но, как я сказал ранее, не все они конвертируются потом в платных пользователей. Фичеринг помогает приложению выйти в топ, там задержаться на определенное время, и все равно пользователи обратят на него внимание, но я бы не рассчитывал, что попадание в фичеринг – это прямо какое-то лекарство, которое поможет вам стать сразу богатым или резко продвинуть ваше приложение. Да, это плюс определенный, но все должно быть в комплексе, должно работать «наступление» на пользователя по всем фронтам. Сейчас очень приятно, что наше приложение «Непоседа», которое мы запустили совсем недавно, находится в топах.

    Это не рынок игр, где ты можешь выпустить хит и в течение месяца его отбить, здесь, скорее, долгосрочный процесс выстраивания отношений с потребителями (родителями, детьми). Надо показать, что ты специалист не в одном приложении, а у тебя целая серия, готов предоставить приложения для разных возрастов, в зависимости от потребности ребенка и, соответственно, родителя.

    Google Lunchpad

    Леонид: А как у вас с Google Play, с компанией Google налажены в юридическом плане отношения?

    Олег: Наверное, имеется ввиду, как официально начать частным предпринимателям, компании работать с Google, если они не предоставляют никаких подтверждающих документов. То есть в нашей стране, чтобы какую-то сделку закрыть, всегда нужен акт выполненных работ с печатью обеих сторон. Но, к сожалению, Google такого не предоставляет. С другой стороны, сейчас уже написано много статей о том, как правильно и легально можно работать с компанией. В частности, от себя могу сказать, что тут главное правильно настроить весь этот процесс и выбрать правильно банк, в котором вам также помогут правильно вести и оформлять все документы. Google работает по договору оферты – вы предоставляете в банк данный договор оферты, в кабинетах есть информация о всех выплатах, суммы платежей, даты перечисления, код платежа. Все эти документы вы тоже распечатываете и предоставляете банку, ставите печати, подписи. Служба валютного контроля их акцептирует, и вам на счет приходят деньги. Ничего сложного тут нет, просто надо эту цепочку проговорить с банком, когда вы будете открывать юридическое лицо и становиться частным индивидуальным предпринимателем.

    Леонид: Мы здесь все собрались по поводу Launchpad. Поделитесь своим опытом как ведущий российский разработчик с 10 миллионами скачиваний, что и как работает в Google?

    Олег: Мы с удовольствием присоединились к этой программе. Сначала не понимали, что она нам даст, но теперь я могу рассказать. Во-первых, мы получили ранний доступ к новинкам Google, которые были анонсированы совсем недавно на Google I/O. Сегодня буквально получили письмо, что мы уже можем использовать Android М, SDK и описывать наш опыт, впечатления, тестировать наши приложения. Второе, безусловно, – это то, что компания Google постоянно присылает нам какие-то опросы, постоянно выслушивает наше мнение и наши ответы на эти вопросы, помогает в целом улучшать экосистему Android. Безусловно, компания в рамках данной программы проводит локальные различные мероприятия, ивенты, на которые приглашает разработчиков для общения с прессой, для участия в программах, чтобы мы могли рассказать о своем опыте. В частности, вот данный подкаст записан благодаря нашему участию в данной программе. Ну, и мы познакомились с евангелистами компании Google, иногда мы можем спросить у них совета, мнения по тем или иным вопросам. Данные контакты очень интересные и полезны для нас. Все это мы получили благодаря участию в данной программе. Присоединяйтесь, я думаю, всем будет интересно получить такой опыт.

    Android M был анонсирован на Google I/O 2015 всего две недели назад.