Новый год уже совсем близко. И сегодня выходит вторая часть нашего материала о том, каким будет кризисный год для мобильной индустрии (первая – «Каким будет 2015 год для мобильных разработчиков?»). Как будут развиваться компании, занимающиеся разработкой мобильных приложений, в это сложное для страны время? Мы поговорили с представителями рынка. Среди респондентов – участники Топ-50 Единого Рейтинга mobile-разработчиков.
Денис Германенко, CEO, Board Member, CleverPumpkin
Как будет развиваться рынок мобильных приложений в 2015 в России и в мире?
Спрогнозировать развитие рынка мобильных приложений, особенно в мире, сложно.
Какие приложения будут наиболее востребованы?
Развлекательный медиа-сегмент – игры, онлайн-кинотеатры и подобные приложения. Все остальные тренды в востребованности останутся примерно в том же ключе, что и в 2014 году.
Однако следует быть готовым к релизу Apple Watch – на этапе первичного запуска часов можно захватить новую аудиторию и удерживать её.
И однозначно много внимания пользователи Android теперь будут уделять дизайну приложений, т.к. Android L задает абсолютно новые тенденции в дизайне под Android с релизом дизайн-гайдланов под Material Design.
Какие основные тренды в монетизации?
Модель фримиум (бесплатное приложение, платные инапы) хорошо себя зарекомендовала в 2014 году. Нет оснований пока изобретать и пробовать что-то новое. Однако уверен, что некоторые паблишеры и разработчики будут дальше экспериментировать в способах монетизация.
Какие основные тренды в разрабоке на 2015?
Нативная разработка должна быть в тренде – к пониманию этого приходят рано или поздно все.
Использование конструкторов приложений, кросс-платформенных фреймворков подходит для ограниченного числа проекта с низкими бюджетами. Серьезные и действительно классные приложения возможно сделать только на нативных языках. Это понимают также и компании-аутсорсеры, которые переходят на формат нативной разработки.
Как вы будете развиваться в следующем году?
Компания CleverPumpkin продолжает работать со своими ключевыми клиентами по заказной разработке, имеет довольно-таки плотный пайплайн по новым проектам на большую часть 2015 года. Много внимания мы хотим уделить нашему первому собственному продукту «Где Деньги». Это для нас новый опыт, и даже без маркетинга мы видим успешность продукта, а также очень позитивный фидбэк от пользователей. В новом году мы сделаем огромные шаги вперед в рамках этого продукта.
Евгений Чернов, генеральный директор Бюро Пирогова
Как будет развиваться рынок мобильных приложений в 2015 в России и в мире?
- Расширение форматов приложений
Актуальный вопрос разработчиков: для кого в первую очередь разрабатывать приложения – для iOS или Android – теперь звучит так: обязательно ли уже делать аналоги приложений для носимых устройств или пока не надо? В скором времени придется создавать вариант приложения не только для непосредственно для мобильного устройства, но и для носимых часов, браслетов и так далее. В целом, сейчас много платформ для разработки сразу под все системы, в связи с чем актуальность вопроса про iOS и Android потихоньку сходит на нет.
- Развитие инфраструктуры
Развитие мобильных приложений дает рост рынку, формирующемуся вокруг него. Соответственно, будет расти сегмент мобильной рекламы. И будут развиваться новые технологии, “привязанные” к мобильным устройствам: например, iBeacon. Инфраструктура будет иметь тенденцию к уходу в оффлайн как помощника в ежедневных операциях и коммуниуация, что дает возможность к развитию всех гаджетов, в том числе меток iBeacon.
- Концентрация на “микро-функционале”
Мобильные приложения становятся все более узконаправленными. Если раньше популярным было создавать “универсальное приложение”, то теперь тренд меняется: компании стремятся сделать приложение максимально конкретным, решающим одну или несколько задач пользователя. Производители могут создавать для одного бренда десятки приложений (Яндекс, Mail.RU).
- Кобрендинг и кросс-маркетинг
Компании начнут получать большую выгоду от кобрендинга и кросс-маркетинга. И предлагать решения, наиболее актуальные для конкретного пользователя в конкретный момент. Так, например, приложение Аэрофлота, может предлагать пользователю, прилетевшему в чужой город, возможность тут же заказать такси к моменту выхода из аэропорта.
Какие приложения будут наиболее востребованы?
Наиболее популярные сегменты приложений сегодня – это игры и “болталки”. И, думаю, этот тренд продолжит развитие. Сейчас не только крупнейшие корпорации борятся за звание “идеального мессенджера”, но и не столь известные разработчики создают приложения, которые становятся очень популярными. Как, например, Secret.
Кстати, самое доходное приложение’2013 в мире – тоже мессенджер. Это LINE японского разработчика.
Какие основные тренды в монетизации?
На сегодняшний день лидирует так называемая модель freemium, или “условно-бесплатные” приложения, когда плата взимается не за скачивание, а за получение полезных функций и информации. Этот тренд продолжит развитие.
Какие основные тренды в разработке на 2015?
Android наконец обошел iOS по количеству скачиваний и приложений. И мы впервые начинаем задумываться о том, чтобы предлагать клиентам сначала разработать Android-приложение. Но только в качестве тестовой версии для обкатки или масс-маркета, для дорогих компаний – iOS.
Как вы будете развиваться в следующем году?
Мы занимаемся мобильным продакшеном и думаю, настало время вывести в отдельное направление мобильные приложения – это будущее, и в нашем портфеле их уже достаточно много.
Дмитрий Котенко, СЕО Infoshell
Как будет развиваться рынок мобильных приложений в 2015 в России и в мире?
Для IT-индустрии в нашей стране сейчас настали сложные времена. Если ситуация с долларом и евро будет все так же нестабильна, то ИТ-компаниям будет некому предлагать свои услуги в России – в поисках золота все устремятся на дикий Запад. Так что скорее всего Россия будет развивать рынок мобильных приложений в мире.
Какие приложения будут наиболее востребованы?
Наиболее востребованными, вне сомнений, останутся игры – это всегда будет одним из самых прибыльных направлений мобайл-девелопмента. Если говорить о рынке в целом, то прослеживается тенденция развития графических редакторов – людям нравится работать с камерой и обрабатывать фото и видео, а так же рисовать. Этим они продолжат заниматься в 2015. :) Помимо этого продолжается активная интеграция мобильных телефонов с различными гаджетами (сюда входят и различные носимые девайсы, и системы умного дома).
Какие основные тренды в монетизации?
В позициях окончательно укрепилась политика Fremium – создание бесплатных приложений со встроенными покупками. Если пользователя хорошенько вовлечь в процесс, то монетизировать продукт будет несложно. Главное – хорошая идея, а с этим на рынке, к сожалению, сейчас туго. Если мы говорим про Android, то следует упомянуть об открутке рекламы в приложении .
Какие основные тренды в разработке на 2015?
Кроссплатфоменные приложения продолжают набирать обороты, а в индустрии игр процветает власть unity. Мобильные игры все еще остаются одним из самых привлекательных направлений для инвесторов. Объем рынка мобильных игр в России с 2010 г. по 2013 г. вырос более чем в 9 раз и составил 165 миллионов долларов, по данным Mail.Ru Group и Newzoo. И этот рынок обязательно вырастет и в 2015-ом.
Как вы будете развиваться в следующем году?
Собираемся продвигать бренд InfoShell на международном рынке. Сейчас Россия стала особенно привлекательна с точки зрения трудовых ресурсов. Для европейцев цена на разработку остается столь же приемлемой, но за адекватную сумму в долларовом эквиваленте теперь можно нанять по-настоящему хорошего специалиста. Российский ИТ-рынок становится более ориентированным на зарубежных заказчиков, ведь русским разработчикам это сейчас намного выгоднее в финансовом плане. Но одновременно с этим русские специалисты стали серьезней относиться к западным проектам, так как такие кейсы приносят больше денег, соответственно, растет и ответственность за собственный продукт. Видны хорошие перспективы совместного сотрудничества как для русских разработчиков, так и для иностранных заказчиков.