Google и AppTractor представляют вам лучшие российские проекты международной программы поддержки стартапов Launchpad. В ее рамках Google предоставляет технологии, экспертов и ресурсы для успешного запуска и масштабирования ваших приложений.
  • К списку подкастов
  • Bookmate
  • Bookmate

    Bookmate (англ. book — книга, mate — товарищ) — популярное приложение для чтения книг. Им пользуются почти 2 млн человек, а количество загрузок в среднем составляет более 150 тысяч в месяц.

    • Bookmate готовит собственную издательскую платформу
    • Самая популярная книга - "50 оттенков серого"
    • Bookmate это и социальная сеть
    • Москва дает 45% доходов
    • 70% всех подписок – это месячные подписки
    • Bookmate является и партнером, и конкурентом ЛитРес
    • Сейчас Bookmate готовится к выходу в Южную Азию

    Bookmate

    Наш очередной подкаст о лучших российских приложениях Google LaunchPad. У нас уже были Anews – новости, Whisper Arts – детские приложения, Tviz.tv – второэкранная телепрограмма, Reactive Phone – автомобильные приложения и App in the Air – это путешествия и управление своими полетами. И завершаем мы с прекрасным приложением Bookmate – это книги и чтение на мобильных устройствах. У нас Аркадий Чугунов – продакт-лид Bookmate, и Владимир Тетерин – маркетинг и все, что с этим связано. Добрый день!

    Добрый день! Спасибо, что позвали, очень приятно.

    Аркадий и Владимир, расскажите, пожалуйста, про Bookmate. Как он начинался? Вы сейчас являетесь представителями Dream Industries. Я знаю, у вас есть Bookmate, Zvooq, и направлены вы на такую торговлю или воспроизводство контента лицензионного на мобильных устройствах. Как все это начиналось? Как развивался Bookmate?

    Аркадий: Давайте я попробую рассказать. Правда, мой опыт будет не совсем полным, потому что я работаю в компании около года. Поэтому, наверное, было бы правильным, если бы рассказал человек, который с самого основания в компании присутствует. Bookmate в нынешнем виде существует около четырех лет. И изначально он собой представлял приложение, в которое люди могли просто загружать собственные книжки и читать их там. То есть обыкновенная читалка, на самом деле. Потом к ней добавился поиск, стало возможным найти интересную чужую книжку, прочитать ее. И в какой-то момент появилось понимание того, что из этого можно сделать нечто большее и поставить это все на рельсы подписочной модели. И Bookmate в этом смысле был первым приложением, которое использовало эту модель. Постепенно к этому добавилась социальная механика, понимание того, что вокруг чтения может возникнуть социальность. Чтение книжки создает персональный читательский опыт, и вокруг этого тоже можно делать разные классные вещи. И вот мы сейчас оказались в той точке, где мы есть: мы становимся международной компанией и вполне уверенно себя чувствуем, видим, что делаем правильное дело.

    Издание книг в России

    Леонид: А как обстоят дела с изданием лицензионного контента в России? Насколько он востребован в нашей не очень славящейся любовью к авторским правам стране?

    Аркадий: Термин «пиратство», если его использовать, выдуман самой книжной индустрией. Понятное дело, что всегда есть способ изловчиться и достать книжку бесплатно, особенно в России, где буквально недавно только появился закон, который регулирует это в жесткой форме. Прежде это была достаточно свободная практика, и, конечно, были люди, которые могут заморочиться и достать себе бесплатную книжку. Но при этом сопротивление, которое тебе предстоит пройти, чтобы наконец начать ее читать, тоже довольно велико. Тебе нужно ее отыскать, найти в определенном формате, возможно, сконвертировать, найти шнурок от своего устройства, электронной книги, закачать туда файл, открыть, проверить, что все нормально отформатировалось, и только тогда начать читать. В этом смысле, если эти препятствия на пути убрать, то, как и любой готовый удобный продукт – когда ты можешь, заплатив небольшую сумму, получить результат – для большинства он просто удобнее. Вопрос только в том, как донести эту мысль до большинства, собственно. Пожалуй, так.

    Владимир: И я еще, пожалуй, добавлю про продвижение Bookmate на такую аудиторию, как пираты, условно их так назовем. Мы не навязываем свою модель потребления тем, кто привык читать книги, скачивать их. Они это делают и просто пока не готовы прийти, не согласны, может быть, – есть моральные, идейные пираты. Мы же никак в коммуникации с пользователями не упираем на легальность контента. Мы априори полностью легальны, и конкурентное преимущество мы выигрываем за счет удобства, комфортного чтения с телефона.

    Леонид: Вот вы отметили про закон недавно принятый, который борется с пиратством. Как вы вообще видите динамику потребления легального контента, в частности, книг, у вас? То есть российские пользователи образовываются, они с большим удовольствием платят за лицензионные книги, или так все средним и остается?

    Аркадий: Ну я не сказал бы, что есть какая-то корреляция с выходом закона – мы ее пока не наблюдаем, по крайней мере. Но то, что люди пользуются все больше и больше, присоединяются к Bookmate и покупают подписку – это факт. Bookmate и так показывает регулярный рост, и достаточно сложно указать все факторы влияния на этот рост. В какой-то мере, возможно, этот закон повлиял. То есть для кого-то это стало аргументом при выборе именно легального сервиса. Но сказать, что мы получили лавинообразный рост, – нет, такого не произошло. То есть пика именно от принятия закона не было. Bookmate как показывал рост, так и показывает. Закон же параллельно, разумеется, будет работать нам на благо, но не сделает какой-то многократный рост.

    Леонид: Как организована ваша работа с издательствами? Как с точки зрения книг идет работа с лицензированием той прорвы литературы, которая у нас есть?

    Аркадий: С точки зрения книг индустрия выглядит довольно перекошенной в том смысле, что есть на российском рынке один большой издатель электронных книг – Литрес. И очень много небольших, маленьких издательств, а Литрес является одновременно и нашим партнером, и главным конкурентом, но здоровым конкурентом. То есть он, с одной стороны, представляет нам контент – у нас партнерские отношения. С другой стороны, у него есть свое приложение, и мы конкурируем за внимание читателей. Но, когда мы договариваемся с крупными издателями, заключаем с ними очередную сделку, – понятное дело, что другие игроки рынка об этом узнают и начинают сами проявлять интерес, и в этом смысле гораздо охотнее идут на контакт. Но в целом мы просто договариваемся с ними.

    Владимир: Также у нас есть достаточно удобный инструмент для издателей – он находится еще на определенной стадии разработки, но он уже, в принципе, готов к использованию. Это Bookmate Publisher – это такой интерфейс. Он не на 100% еще self-service, но идет к этому, чтобы любой издатель, любой правообладатель, даже сам автор мог абсолютно простым способом выложить свою книгу в доступ и получать вознаграждение за это от тех, кто ее читает.

    Леонид: Как интересно. А как у вас будут делиться доходы? Потому что вот буквально вчера я читал, что Amazon начал выплачивать за количество страниц, которые прочитал пользователь, revenue делить. А как у вас это будет выглядеть?

    Аркадий: Возможно, вы удивитесь, но на самом деле мы тоже вчера прочитали эту новость и посмеялись, потому что эту модель Bookmate ввел у себя примерно четыре года назад. Когда ее вводили, все широко раскрывали глаза от удивления и говорили, что это нездоровый и жуткий подход, так делать нельзя. Но вот, как видите, даже Amazon дошел до этого. То есть ровно по прочитанным страницам… ну, чуть более сложно, но, в общем, так.

    Как читают

    Леонид: А есть ли какие-то интересные паттерны чтения? Есть ли какие-нибудь интересные ваши находки в области потребления книг, потребления электронных и мобильных книг именно в России?

    Аркадий: Смотрите, какое дело. Я сейчас не готов вам предметно рассказать, то есть не совсем корректно пока сравнивать российский рынок чтения со стороны Bookmate с другими странами. Потому что там он пока менее репрезентативен, у нас еще мало пользователей из других стран. Мало читателей, мало книг. И это, конечно, сказывается на статистике чтения. Просто было бы неправильно сравнивать качественно. Если говорить конкретно про Россию… Ну, это какие-то вещи, которые, с одной стороны, понятны из общей логики, с другой стороны, мы недавно провели у себя гендерный и возрастной анализ читающей аудитории и увидели данные на графике. В силу того, что какие-то праздники – Новый Год, 8 Марта, каникулы – школьная аудитория до 25 лет резко проседает, при этом все остальные (35+) сохраняют стабильный объем чтения и даже увеличивают его. Это в общем-то понятно. Потому что 20-летним есть чем заняться в это время, они находят себе другие развлечения, кроме как чтение. А люди постарше как раз берут любимую книгу в руки и с удовольствием ее читают.

    Что еще могу рассказать? Ну, из интересного – пожалуй, то, что жанр чтения коррелирует во многом со временем суток. Мозги по-разному работают с утра и вечером. Мы наблюдаем, скажем, что с утра люди читают non-fiction, какую-то научно-популярную литературу, а вечером – скорее художественную литературу, чтобы отдохнуть, расслабиться. Это из последних наблюдений.

    Леонид: А если по времени суток брать чтение, читают ли больше вечером? Потому что с утра было бы странным… встал, позавтракал, пошел на работу. Есть ли пик потребления в районе 9-10-11 вечера, когда люди уже идут спать и перед сном читают?

    Аркадий: Да, конечно есть. Опять же, это понятно из общей логики. Но на самом деле он есть и с утра, потому что это все равно поездка на работу для многих, и даже многие читают за завтраком. Так что там тоже солидное количество.

    Владимир: У нас на самом деле модель по времени суток потребления контента очень похожа на все классические распределения телевизионного контента, когда есть несколько прайм-таймов (утренние, вечерние) и есть стабильная аудитория дневная с небольшим ростом в обеденный перерыв. Потому что паттерн чтения за едой он есть, он существует. Также можно сказать, что не только люди начинают больше читать, но и, что логически из этого вытекает, больше людей хотят читать, и приход новых пользователей в те же часы больше. То есть люди ищут, что, где и как почитать, находят Bookmate, устанавливают его и начинают читать. То есть это не особенность Bookmate, это особенность вообще потребления книжного контента в целом.

    Большая часть приложение следует единому шаблону – рост ранним утром, когда люди просыпаются и начинают общаться, и постепенный рост в течение всего дня. После работы использование приложений достигает пика, который приходится на 8 вечера, после чего идет спад, так как все уже отходят ко сну.

    Самые популярные книги

    Леонид: Понял. А какие книги в России больше читают в электронном формате? У вас есть какие-то ярко выраженные лидеры?

    Аркадий: Конечно, говорить об абсолютной популярности имеет мало смысла, потому что, конечно, победителями будут условные «50 оттенков серого».

    Владимир: Да не условные, а вполне себе реальные. «50 оттенков серого» – самая популярная книга на Bookmate и вообще самая популярная электронная книга за всю историю.

    Аркадий: Но здесь вирусный эффект работает. То есть ее выносит волной на какой-то пик популярности, а дальше она просто расходится кругами по воде.

    Владимир: Самый большой пик потребления книги пришелся на момент рекламы фильма, и просто сверхрезкое падение практически в нулевое чтение – после окончания этой рекламной кампании. То есть популярная литература – это чаще всего fiction, это раскрученные бестселлеры, вся книжная выкладка книжных магазинов.

    Аркадий: К сожалению, индустрия сейчас функционирует так, что издателям выгодно продвигать и продавать самую популярную читаемую литературу, что, к сожалению, сильно сужает поле поиска читателей. Какие-нибудь хорошие, редкие или неизвестных авторов книжки он просто не может найти, потому что на него смотрят 50 условных бестселлеров из всех книжных магазинов. И нас это печалит. Мы стараемся эту ситуацию изменить и в Bookmate используем такие органические рейтинги, которые исключительно на фактическом чтении основаны. Мы на витрине используем, например, разные инструменты поиска книг. Один из них – это так называемый hide. Это книжки, у которых производная, то есть скорость набора популярности максимальная в данный момент. И там можно найти весьма интересные, иногда довольно редкие и неожиданные книги.

    Владимир: Также мы используем такие инструменты поиска книг для пользователей, как редакторские подборки и пользовательские полки, где собраны книги на разные тематики, зачастую очень неординарные книги, возможно малоизвестные, но от этого не менее хорошие. То есть мы как можем стараемся и с машинной стороны, и с пользовательской стороны, и с редакторской расширить круг возможных книг для чтения для того, чтобы не загонять читателя в рамки нескольких бестселлеров, которые и так, скорее всего, ему будет, где увидеть, он о них знает. Мы стараемся расширять книжный кругозор. Не хотим превратиться в книжный магазин в этом смысле.

    Леонид: Вот у меня сразу вопрос про «50 оттенков серого» и рекламные кампании, которые проходят к кинофильмам. Сейчас, например, выходит «Марсианин», тоже известный бестселлер. Вы видите, это стандартная практика, что в связи с выходом какого-то кино, связанного с книгой, всегда у нее повышается рейтинг чтения, или это случайно и непредсказуемо?

    Аркадий: Да, это стандартная практика. У «50 оттенков серого» она превысила все возможные ожидания, но в целом это стандартная практика и для «Гарри Поттера», и для «Голодных Игр» и прочих громких кинопремьер, которые под собой имеют литературную основу.

    «Пятьдесят оттенков серого» (англ. «Fifty Shades of Grey») — эротический роман британской писательницы Э. Л. Джеймс, написанный и изданный в 2011 году. После выхода роман стал бестселлером в США и Великобритании. В 37 странах мира было продано более 30 миллионов копий. Книга стала рекордсменом по скорости продаж, обогнав серию романов о Гарри Поттере и «Сумерки». В июне 2012 года роман «Пятьдесят оттенков серого» стал первым произведением, разошедшимся в количестве миллиона копий на Amazon Kindle.

    Социальное чтение

    Леонид: Вот вы начали говорить о представлении не очень популярных, не очень известных книг. Вот вы упоминали с самого начала, что у вас есть такие социальные функции, которые помогают распространять информацию о книгах и социально общаться в рамках чтения. Как это все работает у вас внутри, и как будет развиваться социальная составляющая именно чтения в рамках мобильной платформы, в рамках электронного потребления книг?

    Аркадий: В общем смысле чтение – это довольно персональная история. Даже асоциальная. Есть только ты и книжка. Пока ты ее читаешь – вы наедине. С другой стороны, как только ты книжку прочитал, хоть сколько-то, даже в процессе чтения у тебя возникает собственная интерпретация и какой-то метаслой над книгами. Он уже персональный, и в этом случае книжка является еще одним мостиком коммуникации между людьми. Например, между друзьями. Довольно интересно иногда подсмотреть, что цитируют твои друзья, какие книжки они читают, что они из них выделяют, что для них важно, как комментируют, как оценивают, в какие подборки складывают. А если это незнакомый человек, то книжки, которые он читает, и цитаты, которые он делает, – это довольно серьезные маркеры, по которым можно судить о человеке. И в этом смысле это уже история про какой-то dating от книжных сервисов – нам бы хотелось, чтобы люди могли найти, если не вторую половинку, то, возможно, единомышленников, людей с общими интересами или просто друзей по книгам. И мы для этого используем… Если говорить об инструментариях, у нас есть «Цитаты», они довольно симпатично шарятся во все соцсети, включая Instagram, у нас есть «Впечатления», мы недавно запустили эту функцию, где можно оценить книгу не просто словесным отзывом текстовым, а довольно быстро просто накликать эмоджи – довольно популярный сейчас способ самовыражения эмоций. У нас есть «Друзья» как сущность в Bookmate. Естественно, на любого читателя можно подписаться, следить за тем, что он читает, все его цитаты появятся в вашей ленте. И в этом смысле Bookmate – классическая социальная сеть. Но при этом она сгенерирована из персонального читательского опыта.

    Владимир: Также эти друзья подтягиваются при логине через социальную сеть из данной сети, то есть все друзья из Facebook, кто пользуется Bookmate, отразятся у тебя как друзья на Bookmate. Это достаточно интересно. Именно с точки зрения – узнать человека с еще одной стороны. То есть внезапно узнать, что твой тиран-начальник добавляет себе какие-нибудь детские книги, – значит, он любит детей, и не такой уж он и тиран. Это как один из паттернов, их можно миллионы придумать. Ну и здорово, что книги помогают раскрыть людей еще больше, это сближает, развивает общение между ними.

    Леонид: Может же быть и наоборот, что любимая девушка, оказывается, читает Донцову…

    Аркадий: Иногда не стоит показывать все, что ты читаешь сразу. Для этого есть функция «Читать анонимно».

    Наталия: Я подумала, что, наверное, надо что-то сказать. Можно фейковые аккаунты создавать, для того, чтобы показывать то, что ты читаешь, чтобы хотели увидеть. Вот… как найти новую работу. Например, в друзьях у тебя начальник или еще кто-то. Социальная часть, социальная инженерия.

    Аркадий: Да, именно так, все правильно.

    Владимир: Также можно себе изобразить, что ты читаешь книги по астрофизике и курс MBA... Ну, это, как в любой социальной сети, еще один инструмент конструирования имиджа, конечно.

    Леонид: Книги – это такой персональный опыт, который трудно воспроизводим и трудно переносим между другими людьми. Сейчас становятся все более популярны интерактивные книги. Их уже масса есть. Как вы смотрите на их потребление, когда вам уже дается какой-то шаблон, который авторы определяют? Как вы смотрите на интерактивные книги, и будет ли у вас такой контент?

    Аркадий: Я вам могу ответить с точки зрения обыватель и профессионала. Как обыватель я с такими книгами не сталкивался, в повседневности не встречал и не взаимодействовал в смысле интерактивности какой-то. Поэтому, наверное, не могу сказать, как я к ним отношусь. Как профессионал могу свое мнение просто выразить. Я думаю, что есть ситуации, когда интерактив в книжках уместен. Например, учебники, детские книги развивающие, в которых интерактивность – это явная добавочная польза к книге как к продукту. Но если говорить о какой-то художественной литературе, где интерактив размывает то, что ты вмешиваешься в сюжет – я вижу в этом мало смысла, потому что, на мой взгляд, книга как раз тем и ценна, что ты ее читаешь взахлеб, и ее нарратив самодостаточный, я не хочу в него вмешиваться – я и так его своими глазами вижу воочию. В этом смысле у нас есть в планах, достаточно далеких пока, то есть где-то на горизонте, научиться работать с учебниками. Для этого нужно сделать довольно много технической работы. Но, если говорить о какой-то художественной литературе и связанных с ней интерактивных книгах в этом ключе, то нет, не планируем.

    Леонид: В чем ключевое отличие потребления учебников от художественных книг? Что необходимо сделать, чтобы они хорошо ложились на обучение? Какие ключевые отличия? Потому что книга – она и есть книга. Вы же бумажную не делаете другую. Что тут не так?

    Аркадий: Ровно те же самые отличия, что и в реальной жизни, с бумажными книгами. То есть учебник я читаю со множеством закладок, возвращаюсь то к одному, то к другому примеру, сравнивая какие-то вещи на разных страницах, возможно. Мне нужен гораздо более удобный инструментарий именно навигации по книге. В этом смысле художественную книгу я читаю скорее всего линейно, просто подряд, страницы друг за дружкой перелистывая. Я вижу главное отличие в этом.

    Монетизация и подписка

    Леонид: Кто покупает больше всего? Какие люди? Демографические данные вы видите… Есть какое-нибудь региональное распределение покупок? То есть, допустим, в Москве покупают больше, или, в принципе, по России в регионах распределение более-менее равномерное?

    Аркадий: В Москве покупают больше. Это порядка 45% от всех покупок. На регионы приходится еще 45%, и 10% – на Питер. Ну, то есть на самом деле две столицы забирают достаточно много. Как видите, между Москвой и Питером существенная разница – почти в 4 раза. Хотя, казалось бы, культурная столица, где, как известно, должно читать больше народа, но по покупкам распределение такое. На Россию при этом приходится порядка 85% всех покупок по миру.

    Леонид: А подписки как распределены? То есть вот у вас максимальная есть 6000 рублей, если я не ошибаюсь. Кто какие подписки покупает, и насколько они заинтересованы в продлении?

    Аркадий: У нас такая модель. У нас подписка с автопродлением по умолчанию. Это значит, что, покупая подписку, скажем, на месяц, следующее списание произойдет автоматически по окончании. И основные два тарифа у нас – это стандартный и премиум. И есть, естественно, бесплатная литература, для которой подписка не нужна вовсе. При этом каждый из этих уровней, каждую из этих подписок, можно купить на месяц и на год. Для оператора существует еще подневный тариф. Порядка 70% от всех наших подписок – это месячные подписки, самые популярные. Что радует – порядка 20% – годовых, и мы наблюдали рост в последнее время. И порядка 5% – что также довольно много уже, потому что это начинает быть существенной долей, она тоже сейчас начинает расти как раз из-за нашего выхода через операторов – это подневные подписки. Если говорить о распределении стандарта и премиума, то сейчас порядка 60% – стандартные подписки, 40% – премиум-подписки. Разница между ними в том, что премиум-подписка дает доступ ко всему каталогу, ко всей библиотеке, а в стандартную не входят как раз новинки и бестселлеры.

    Леонид: Мы неделю назад говорили с Байрамом о фишках монетизации и каких-нибудь инсайтах. Вы можете рассказать о своих каких-то секретах? Как вы завлекаете пользователей в подписку, как вы их оставляете там? Ну, не оставляете, наверное, потому что у вас автоматически оставляется… Но как вы из всего сообщества выделяете тех, кто вам платит, и увлекаете их в оплаты?

    Наталия: Перебью быстро про подписки, пока не забыла… пока оно актуально. На самом деле в Google Play (ну это не инсайт, а скорее статистика), действительно, подписки – одна из наиболее быстрорастущих моделей монетизации. Рост по сравнению между 2013 и 2014 годом – 2,5 раза. Так что модель правильная, и для многих сервисов, и вообще.

    Владимир: По поводу того, как мы привлекаем тех людей, кто готов платить за подписку и тех, кто готов много читать, тех, кому это интересно... Мы пользуемся рекламой для продвижения. Надо сказать, что большинство наших пользователей приходит к нам органически, то есть они интересуются в поисковиках, если про веб говорить или про мобильные вебы, или же интересуются в магазинах приложений Google Play, Apple Store, Windows Store. Основной момент привлечения – это все-таки оптимизация, это поисковая оптимизация, оптимизация в магазине приложений. Также мы с помощью огромного пласта инструментов, прежде всего поисковых сервисов и социальных сетей, таргетируемся на аудитории, похожие на тех, кто у нас платит, таргетируемся на тех, кто интересуется чтением, опять же, то есть выделить читающую аудиторию, интересующуюся чтением, не так уж сложно.

    В вопросах привлечения, если к вопросу креатива подходить, то мы используем различные креативы, условно их можно разделить на те, которые про пользу и про эмоцию. То есть польза – это выгода от чтения по подписке, это чтение как саморазвитие, то есть читать полезно. А второй пласт креативов про то, что читать – это классно, про то, что чтение дарит различные эмоции, чувства – чувство легкости или, наоборот, может держать в напряжении кого-то, это интересно – и скажу по опыту, эмоциональная реклама чтения работает лучше, чем рациональная. То есть людей больше привлекает получение эмоций, чем получение выгоды или пользы. Мне кажется, что это достаточно интересно. Для продвижения контента достаточно стандартно, но, тем не менее, мы сейчас делаем основной упор на то, что мы находим людей через их интересы, через их социально-демографические характеристики в том числе. И мы по сути даем им ту эмоцию, то чувство, которые они хотят получить.

    Последняя самая успешная кампания была направлена на то, что читать можно где угодно, и она очень хорошо пересекается с желанием людей путешествовать и находить новые места, и по отзывам, по тому фидбеку, который дала эта рекламная кампания, – это говорит о том, что чтение в поездке – это еще один прекрасный паттерн, на который люди готовы, который им интересен. А про то, как эти люди остаются с нами дальше и с нами живут годами, уже расскажет Аркадий.

    Аркадий: Как продать чтение человеку, который уже пришел и высказал свой интерес, поставив себе приложение, авторизовавшись в нем? Мы делали ряд исследований: качественные, количественные. И наблюдаем то, что вот у нас есть такая задача – снизить финансовый барьер при принятии решения о чтении книги. Когда ты приходишь в книжный магазин, ты видишь все эти книги и знаешь, что каждая из них сколько-то стоит, и тебе боязно – вероятность провала велика, ты не знаешь, какая из книг хорошая. Да, тебе помогают какие-то рекомендации витрины, ты смотришь бестселлеры, берешь один из них, потому что он вроде как проверен, порекомендован кем-то, приходишь домой и, возможно, разочаровываешься на второй странице. А деньги уже заплачены, причем немалые. В этом смысле подписка за условные 259 рублей – это доступ ко всему каталогу у нас сейчас столько стоит – это страховка от разочарования с одной стороны, потому что ты можешь «понадкусывать» хоть сто книг, открыть сто первую, и она тебе понравится, и ты будешь ее читать.

    В этом смысле человеку гораздо проще расстаться с этими деньгами, нужно только правильно объяснить, за что он сейчас заплатит. Потому что, да, рост подписочной модели мы наблюдаем, но, все равно, это еще не типичная модель потребления для российского рынка. Большим плюсом является, конечно, то, что появилась так называемая автовозобновляемая подписка. Она и нам сделала хорошо, и читателям в среднем, потому что человек вообще перестает думать, один раз купив подписку, что ему нужно заплатить за Bookmate, если для него это небольшие деньги. На самом деле это было причиной, по которой мы ввели два уровня подписки, чтобы человек мог сам выбрать, сколько он хочет платить и за какие книги, и сделать вывод в зависимости от того, что он читает чаще.

    О чем я хотел сказать в самом начале: чтобы человеку продать чтение, нужно просто найти ему ту самую книжку, за которую он готов заплатить. Исследования, которые мы провели, показали, что человек, как правило, принимает решение все-таки на основе той книги, в которую он сейчас вчитался. Он думает: «Хочу ли я читать ее дальше или нет?». То, что он может, помимо нее, прочитать еще весь остальной каталог, – это добавочная польза, но она гораздо меньше, чем возможность читать эту конкретную книгу. И в этом смысле для нас крайне важно эту книгу помочь ему найти, и не просто найти, а найти в течение первой сессии, потому что, если он не нашел ее, то вероятность того, что он вернется, сильно падает.

    Именно поэтому мы так активно развиваем все возможные каналы поиска, систему персональных рекомендаций книг, чтобы человеку порекомендовать эту книгу, помочь найти. У нас для этого витрина строится динамически, мы собираемся добавить туда как раз персональные рекомендации на основе книг, которые ты уже читал, какие книжки читали твои друзья или люди, похожие на тебя по темам чтения. И мы надеемся, что это поможет пользователю с большей вероятностью порекомендовать себе хорошую книжку. И не только первую, но еще и следующую. Когда я уже читал эту книгу, понятно, что я с большей вероятностью останусь, если мне скажут: «А теперь почитай вот эту», и она действительно попадет мне «в масть», в настроение.

    Леонид: Понятно. Давайте с книгами тогда уже закончим. Последний вопрос. Читают ли у вас иностранные книги в приложениях? И если читают, то очевидно, что английский больше всего. Какие еще языки потребляют у вас россияне в Bookmate?

    Аркадий: Да, конечно, читают. У нас есть несколько полок с хорошей специально подобранной литературой на иностранных языках для русскоязычных читателей, в том числе и редакторских полок. Да, все правильно, это английский язык, испанский. Это самый топ, а остальные языки представлены мало. Ну то есть намного меньше процента. Поэтому не стоит их даже упоминать. На вот все языки, которые у нас представлены на сайте в библиотеке, книги на этих языках присутствуют. Эстонский, испанский, английский… На самом деле пока четыре языка, за которые мы готовы сейчас ответить. Но мы на этом не остановимся. Да, поскольку мы сейчас выходим в Южную Азию, то там появляются книги на местных языках: на малайском, на языке, который распространен в Индонезии (сложное у него название). Дальше у нас в планах есть СНГ: Казахстан, Азербайджан и ряд других стран.

    Леонид: А почему именно Азия?

    Аркадий: Несколько факторов сошлось, наверное. Если говорить вообще о стратегических каких-то планах Bookmate, то мы видим мир в несколько инвертированном виде относительно того, как его видят крупные компании, которые собираются выйти на другие рынки. То есть мы выходим не на платежеспособные классические рынки – Западная Европа, Япония, США – а скорее, если инвертировать этот мир, то на другие рынки. Если их как-то пытаться охарактеризовать, то это те рынки, в которых мы ожидаем, видим потребность в чтении, в инструменте для чтения книг, и где при этом низкая конкуренция. То есть понятно, что на развитых рынках конкуренция намного выше, и мы пока не готовы, возможно, поспорить за это место с другими сервисами. Но постепенно мы дойдем и до этого. Сейчас хочется научиться запускаться на других рынках вообще и отладить механизм. Мы сейчас используем модель роста через операторов. Это как раз наш способ максимально дешево выйти на другие рынки, проверить, что Bookmate там вообще нужен.

    Леонид: Через операторов, это вы имеете ввиду через сотовых?

    Аркадий: Да, сотовой связи.

    Bookmate

    Наша миссия – расширить культуру чтения. И если смотреть на наших конкурентов, это игровые приложения или тот же Instagram. Конкуренция идет за время пользователя. Каждый раз, когда пользователь выбирает чтение книги вместо игры, это наша победа.

    Разработка Bookmate

    Леонид: Давайте поговорим о разработке. Как у вас организован сам процесс, сколько у вас человек в проекте, какие инструменты вы используете для разработки, скажем, Android-приложений?

    Аркадий: Да, давайте я расскажу про Android-разработку, потому что ситуация примерно симметричная с iOS-разработкой. У нас в команде трое Android-разработчиков и один мобильный дизайнер, который проектирует экраны мобильного приложения и сопровождает разработку. Мы стараемся выдерживать трехнедельный цикл разработки. Иногда мы выпускаем релиз чаще – это бывает связано с каким-то стихийным партнерством. Мы любим, на самом деле, Android-платформу, потому что она гораздо динамичнее, чем тот же самый Apple Store. Время апрува приложения гораздо меньше, на самом деле его почти нет, поэтому выпускать билды и проверять гипотезы можно куда быстрее, а это критически важно для продукта, ведь тогда мы гораздо быстрее станем еще более классным сервисом.

    Если говорить о том, какие инструменты мы используем, то здесь достаточно классический набор: Android Studio, UIAutomator Review, эмулятор Genymotion, также собираемся добавить в новую версию поддержку технологии App Indexing для того, чтобы в будущем, возможно, попасть в программу поддержки и использовать технологию Google Now. Мы внимательно следим за развитием дизайн-составляющей Android-платформы и стараемся все удачные решения принимать и внедрять у себя.

    Леонид: А какую аналитику вы используете для понимания того, как пользователи работают с вашим приложением?

    Аркадий: Основные инструменты у нас – это Mixpanel для мобильной аналитики. Достаточно мощный инструмент, достаточно дорогой, но нам с ним удобнее всего, поэтому мы не жадничаем.

    Владимир: Мы также смотрим какие-то выборки на длинном промежутке времени в базе данных, но это уже для бизнес-аналитики. То есть продуктовая аналитика, как и маркетинговая, идет через Mixpanel – самый, пожалуй, удобный и мощный инструмент на рынке сейчас.

    Леонид: Вот в Google Play появилось много функций как раз после конференции Google I/O, которая прошла месяц назад. Много всего интересного. Вы используете эти новые функции, например, A/B-тестирование и прочие?

    Аркадий: Как раз собирался сказать о том, что в ближайшее время собираемся провести A/B-тесты с листингом приложения как часть оптимизации для App Store. Да, мы хотим это использовать.

    Android Studio — это интегрированная среда разработки (IDE) для работы с платформой Android. Официальный сайт: http://developer.android.com/sdk/.

    Программа LaunchPad

    Наталия: Кстати, коллеги говорили, что всем участникам программы Google LaunchPad приходит письмо с уведомлением о раннем доступе к Android M. Воспользовались ли вы этим приглашением от Google или отложили это в некийсписок задач?

    Владимир: Как раз благодаря этому письму наше участие и попало в планы.

    Леонид: Расскажите, пожалуйста, о своем участии в программе Google LaunchPad? Что вам это дало, насколько эффективное это решение, что вы получаете в LaunchPad и как задействуете это в своей работе, развитии Bookmate?

    Наталия: Я здесь добавлю, что Bookmate – недавние, молодые участники программы, поэтому я не знаю, насколько они смогут поделиться каким-то фидбеком, помимо, например, участия в данном подкасте и превью Android M. Сейчас узнаем!

    Владимир: На самом деле вы все верно описали. Мы действительно являемся недавними участниками данной программы. Вообще ранний доступ и возможность рассказать о своем проекте – это уже достаточно большая поддержка за столь короткий срок. В частности, анонс данного подкаста был в блоге компании Google на Хабрахабре, а мы очень любим хабр-сообщество, потому что это IT, и мы также из IT. Надеемся, они нас тоже очень любят.

    В общем, хотелось сказать, что уже за такой короткий промежуток времени можно отметить положительные стороны участия в программе Google LaunchPad. Думаю, в будущем список будет становится все больше и больше.

    Наталия: Кстати, скажу, что есть также идеи с локальными программами, которые, надеюсь, я скоро начну реализовывать в конце лета с участием различных стартапов. Сегодня я также давала фидбек по поводу того, чего, на мой взгляд и взгляд участников LaunchPad, не хватает в программе. Надеюсь, мои коллеги в ближайшее время прислушаются и добавят официальные каналы, в частности, расширят возможности с Google Play. По сути, первые участники программы и формируют ее будущие бенефиты. Кстати, насчет бенефитов, вы еще можете использовать UX-ревью. Байрам в нашем предыдущем подкасте рассказал, что им выкатили хороший список доработок – есть, над чем задуматься и поработать, так что используйте.

    Аркадий: Хорошо, мы изучим, конечно.

    Леонид: Мы говорили с Whisper Arts по поводу дизайна детских приложений. Насколько материальный дизайн для чтения, для вашего приложения важен? Насколько вы его используете, и планируете ли переходить на эту новую парадигму в разрезе дизайна?

    Аркадий: На самом деле, мы уже перешли на эту парадигму с выходом версии для Android. Мне кажется, вся наша структура приложения идеально легла на логику этой дизайн-концепции. Я, на самом деле, очень люблю ее и искренне считаю, что с выходом этой платформы Android для меня стал прямо на одном уровне с темой iOS. То есть по опыту и удобству использования теперь Android не уступает iOS. Bookmate также стал более функциональнее, симпатичнее, наряднее, теперь им приятнее пользоваться.

    Леонид: На этом, пожалуй, все. С нами были Аркадий Чугунов и Владимир Тетерин, Bookmate. Спасибо вам!

    Подробнее о программе LaunchPad - на официальном сайте. Подать заявку на участие вы можете тут.