Разработка
История разработки: «Маленькие истории»
Мы называемся Diveo Media и наша цель — стать лучшим детским разработчиком в мире. В нашей команде уже 8 человек. Все работают с душой и энтузиазмом. У всех громадный опыт за плечами.
Название нашей компании (Diveo Media) пришло во сне, зимой 2014 года. Вообще, мы просто поменяли местами буквы в слове «video», так как хотели сначала заниматься именно видео-продукцией, но я изначально знал, что мы не будем себя ограничивать. Мы не знали только Diveo Studio или Diveo Media. Ответ пришёл во сне, когда на бумаге виднелась надпись www.diveomedia.com. К сожалению, сам сайт был уже занят, но он и не работал. В течение недели поисков мы нашли владельца, которым оказался американец из штата Юта по имени Райли. Он продал домен за 400 евро и так и начался путь.
Идея приложения пришла намного раньше, чуть больше двух лет назад. Я раньше делал видео и мультики, сам же их озвучивал, а мой младший брат Рафаэль очень любил их смотреть. Ему было тогда 4 года. Я понял, что его цеплял родной голос в кадре и в итоге родилась идея создать мультики, где бы он был главным героем, чтобы привить ему положительные качества.
Я рассказал об этой идеи своему другу и он посоветовал мне сделать приложение. И тут я подумал: а почему бы и нет? Спустя полгода уже была создана первая пробная сказка — «Волшебная Ёлка», но она вышла немного не такой, как задумывалась изначально. Ведь по плану должно было быть полноценное приложение с кучей сказок на iPad, а вышла одна сказка без дополнительных функций (просто история с картинками, там даже имя поменять нельзя было) на Android. Мы хотели сказку сделать платной, но тогда в Эстонии Google Play позволял делать приложения только бесплатными. Но зато мы получили 13 тысяч установок и много полезных отзывов, что позволило сделать нынешнее приложение «Маленькие истории» более качественным.
Спустя ещё полгода я стал искать команду энтузиастов, к этому времени уже был куплен сайт diveomedia.com.
Удивительно, но люди нашлись достаточно быстро, правда, не все сразу. Команда приняла окончательный состав только спустя 8 месяцев с начала поисков. Проблемы были с программистами, никак не удавалось найти опытного жизнерадостного энтузиаста, но потом всё-таки и он к нам пришёл.
И вот, 7 августа мы запустили приложение (почти два года спустя с момента возникновения идеи). Сказки сделали такими, чтобы они воспитывали детей на подсознательном уровне.
Вера в сказку
Мы называемся Diveo Media и наша цель — стать лучшим детским разработчиком в мире. В нашей команде уже 8 человек. Все работают с душой и энтузиазмом. У всех громадный опыт за плечами. Нашей особенностью является то, что мы работаем абсолютно удалённо. Ведём сотрудничество из трёх стран: России, Эстонии и Великобритании. Сам я живу в Эстонии, в городе Усть-Нарва. 90% населения здесь русские. Через реку Нарова уже видна матушка Россия.
Когда я только начинал собирать команду, то у меня сначала было желание найти единомышленников в Эстонии, потому что думал, что так вести сотрудничество будет легче. На практике оказалось, что в маленькой стране мало хороших кадров, поэтому, когда поиски обернулись провалом, я вышел сразу на Россию. Решил, что будем работать удалённо. Но я сразу стал искать лучших, потому что хотел сделать отличное приложение и ещё у меня не было бюджета, поэтому я искал лучших энтузиастов. Удивительно, но поиски не заняли много времени. Необходимых людей удавалось найти в течении двух-трёх дней. Многие думают, что найти профессионала, который готов работать на перспективу, это всё сказки, но в нашей команде в эту сказку верят 6 из 8 человек. Думаю, секретом здесь явилось то, что мне удалось эмоционально описать свой проект, плюс были уже некоторые наработки. Например, та сказка, которая вышла в Google Play. Есть ещё один хитрый момент, который кому-то может показаться абсолютно бредовым, но я попросил вселенную помочь мне найти нужных людей. Грубо говоря, притянул их мыслями.
Но не всё было гладко с поисками. Три человека отвалились по мере развития проекта, у кого-то перегорел энтузиазм, кто-то не поверил в собственные силы, а у кого-то банально не было времени. В итоге остались только самые стойкие и верные проекту люди. А что нас объединяет? Многие подумают, что люди работают бесплатно только потому, что хотят разбогатеть в будущем. Но станут ли люди работать только ради денег? Вряд ли. Нас объединяет в первую очередь любовь к своему делу. А то, что в будущем мы будем ещё и хорошо зарабатывать, даёт нам дополнительную мотивацию двигаться дальше. Все мы любим детей, у кого-то есть уже свои собственные, а кто-то только планирует. Нам нравится делать что-то полезное для общества, так что добрые дела творят чудеса.
Секреты кухни
Как шла разработка, какие были проблемы и что следует учесть при удалённой работе в команде?
Самое первое правило, которое я для себя уяснил — надо держать ритм. При удалённой работе очень легко можно потерять интерес к проекту или забыть направление, в котором нужно двигаться. Чтобы такого не произошло, надо держать всех в курсе событий и стабильно устраивать встречи. Поэтому каждый вечер воскресенья, в 20:30 по МСК, мы созваниваемся в скайпе и обсуждаем выполненные и текущие задачи, а также планируем новые. Это очень сплачивает коллектив, делает нас более дружными и все всегда в курсе событий. Если кто-то не смог прийти на нашу скайп-конференцию, то я просто составляю письменный отчёт, чтобы он потом мог прочитать все важные новости.
И второе правило, на котором хотелось остановиться, это планирование сроков. Когда только начинаешь чем-то заниматься, сложно рассчитать требуемое время для выполнения определённой задачи, но всё же нужно постараться это сделать. Например, мы планировали выпустить приложение за 4 месяца, а на самом деле потребовалось 11 месяцев. Одна сказка вместо двух месяцев рисовалась почти восемь месяцев. Так что следует при получении первых результатов спрогнозировать сроки, а то может случиться так, что у кого-то пропадёт интерес к проекту.
И третье правило — доверие. Любить и уважать свою команду это залог продуктивного сотрудничества. У нас всё честно, никаких слухов друг о друге, каждый может получить любую нужную ему информацию.
Маленькие истории
Наше приложение «Маленькие истории» представляет из себя сказки, в которых ребёнок становится главным героем, то есть иллюстрации и текст меняются в зависимости от настроек. Следовательно, для нас первой проблемой явилось склонение имён. Ведь в русском языке есть множество нюансов. Например, имена Лев и Пётр являются исключениями и по алгоритму приложения не склоняются. Пётр — у Петра — с Петром, Лев — у Льва — со Львом. Но это не сложно, сложнее было составить правильный алгоритм склонения. Наш iOS-разработчик Николай, у которого высшее математическое образование, справился с этой задачей на отлично, в чём вы можете сами убедиться. В русском языке есть ряд правил и исключений, просто их надо все собрать воедино.
Ещё у нас были проблемы с дизайном приложения. В команде дизайнера нет, есть только три художника, один из которых решил взять на себя ответственность оформить приложение. К слову сказать, отлично получилось. Но дизайн проходил несколько этапов, здесь можно посмотреть как было изначально:
И как стало теперь:
Оформление приложение заняло весь период разработки и до сих продолжается его улучшение.
Вот пример с настройками.
Было:
Стало:
Очень смешно выглядело создание самих сказок. Я их сочинял и делал раскадровки, а художники реализовывали мои задумки. Например, сказка «Волшебная Ёлка» изначально была такой:
А затем превратилась вот в такой вариант:
Музыкальное оформление тоже оказалось на редкость длительным процессом. Композитор хотел сделать главную мелодию идеальной и поэтому вместо планируемых двух недель написание мелодии заняло два месяца.
Сама сборка приложения программистом заняла 3.5 месяца. Поэтому самое длительное из всех процессов это создание самих материалов. Кстати, у дизайнера, помимо оформления самого приложения, были задачи по оформлению промо-материалов, скриншотов и иконки.
Но как таковых проблем не было, мы все знали что делаем и зачем. Трудиться в радость, поэтому всё давалось нам относительно легко. Кто-то нас поддерживал, кто-то критиковал, но нас ничего не останавливало и мы проделали очень много работы.
Теперь мы подошли к самому интересному этапу — распространению информации. Сделав небольшую рекламную кампанию мы получили 300 установок и 21 положительный отзыв (20 пятёрок и 1 четвёрка). В приложении всего 4 сказки, две бесплатные и две платные. Радует то, что люди делают покупки. В России конверсия составляет 2%, то есть только 6 из 300 пользователей сделали покупки. В среднем на одного платящего пользователя приходится по 1.6 покупки. Конечно, статистика очень скудная, но какое-то представление о ситуации нам даёт. Моя ошибка это то, что я был нацелен только на iPad, а это очень сильно ограничивает. Поэтому мы работаем над iPhone версией и начали разработку под Android. Также работаем над оптимизацией самого приложения, чтобы увеличить конверсию покупок и средний чек с одного пользователя.
Какие наши планы? К концу года иметь 10,000+ установок на iOS и выйти на Android. К весне 2016 года иметь общее число установок на обоих платформах в 100,000. Ещё надо сделать перевод приложения на несколько языков (сейчас у нас только английский и русский языки). Через год должны выйти на самоокупаемость, а к концу 2018 года планируем стать лучшим детским разработчиком в России. В 2020-2021 годах наша цель стать лучшим детским разработчиком в мире. У нас есть главное преимущество перед многими конкурентами — качественный и интересный продукт. А то, что наши приложения воспитывают детей и делают их умнее и счастливее, поможет заполучить любовь родителей во всём мире.
Наша команда:
- Алтай Зейналов — автор проекта и сказок;
- Джамиля Алескерова — художник;
- Анна Горлач — художник;
- Елена Буркова — художник-дизайнер;
- Артём Акмулин — композитор;
- Константин Жуков — переводчик, корректор, автор;
- Николай Джулай — iOS-программист;
- Артемий Терехов — Android-программист;
- Рафаэль Зейналов — маленький тестировщик приложений :).