Connect with us

Разработка

КиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмов

Владимир Бондаренко из компании Mauris рассказал нам о тернистом пути еще одного своего проекта — рекомендательного сервиса для кино.

Фото аватара

Опубликовано

/

     
     

Как известно, соорудить из интересной задумки хорошо работающее, удобное и понятное приложение под силу далеко не каждому. Собственно, поэтому наш путь от идеи до ее реализации занял несколько лет.

Наверняка каждому известно чувство “хочу посмотреть то, не знаю, что, и никто мне не поможет”. Мысль о создании киносервиса посещала нас неоднократно. Но в 2013 году, когда трудовые будни хотелось скрасить хорошей подборкой фильмов на вечер, в очередной раз стало понятно: не все то нравится, чему ставят высокие оценки. Ни рейтинг «Имхонет», ни КиноПоиск и IMDB не смогли помочь в поиске подходящих фильмов. Киноленты с высоким рейтингом были либо просмотрены ранее, либо не интересны, что, собственно, ставило в ступор. А фильмы со средним рейтингом было трудно оценить и отобрать.

Во-первых, комментарии и рецензии делились на два полноценных лагеря: за и против. Во-вторых, сам процесс подбора фильмов занимал достаточно много времени (ведь каждый год только в Голливуде выпускают больше 800 фильмов и сериалов), и в большинстве случаев времени на просмотр киноленты просто не оставалось.

Так и пришла мысль создать сайт со специальным алгоритмом, целью которого является:

А) отображение ТОПа классных фильмов под интересы конкретного пользователя, базируясь на оценках ранее понравившихся фильмов;

В) предоставить возможность ранжирования рекомендаций фильмов, учитывая дополнительные параметры.

Однако приступив к работе, мы сразу же столкнулись с рядом проблем. То, что удобно разработчику, не всегда комфортно для пользователя: программирование заняло всего 2 дня, а превращение в понятный для пользователя сервис – больше года.

КиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмов

Проблема 1. Разработка удобного и понятного интерфейса для пользователя

Запуская сайт мы столкнулись с тем, что от пользователя требовалось воспроизвести в памяти просмотренные киноленты. Когда ресурс требовал ввести в поисковую строку 10 любимых фильмов, половина пользователей впадала в ступор: они просто не могли их вспомнить.

Решение: быстрый хотфикс с постоянно обновляемой подборкой фильмов с лучшим рейтингом – хорошая подсказка для забывчивых.

Проблема 2. Функция «просмотр фильма с другом» не сработала

На FB или ВК выбиралась страница пользователя, и по ней делался перекрестный анализ – какие фильмы не смотрели ни вы, ни он. Сервис хорошо подбирал фильмы в одиночном режиме, но при перекрестном анализе возникала проблема: система выдавала фильмы, которые в большинстве случаев не были интересны обоим пользователям. В итоге комбинацией из двух списков не пользовался практически никто.

Решение: отключили функцию, решив оставить ее доработку до лучших времен, когда сервис будет иметь постоянную аудиторию.

Взлет и падение

После анонса о выходе сервиса в закрытом сообществе результаты превзошли все ожидания – за первую неделю было собрано больше миллиона оценок фильмов. Но была и обратная сторона медали: наши сервера тут же упали. На тот момент у нас не было достаточного опыта работы с большой аудиторией: при одновременном заходе на сайт более 500 пользователей скрипт не выдержал и рухнул.

Весь back-end был написан на php, а в качестве БД использовалась MySQL. Для исправления ситуации требовалось максимально ускорить ресурс – то есть:

  • оптимизировать запросы в БД;
  • изменить алгоритм;
  • изменить  конфигурацию сервера;
  • дать возможность использовать частично предварительно сгенерированные данные (batch process) и кеши данных.

…к чему мы и приступили.

Проделанную нами работу можно разделить на несколько этапов:

1 этап. Сайт был мультиязычным: имел русскую и английскую локализации. Нам пришлось внедрить memcached – систему кэширования, в которой был заложен перевод контента, а также интерфейса. В итоге, все страницы стали отображаться вдвое быстрее – за счет выгрузки из оперативной памяти и устранения запросов в БД на перевод интерфейса.

2 этап. Объединил несколько операций:

  • изменение алгоритма получения данных;
  • разбивка сложных запросов на подзапросы;
  • применение табличных индексов;
  • оптимизация обработки строк (если просто соединить таблицы между собой через JOIN, не факт, что БД выберет оптимальный вариант работы сама);
  • использование memory-таблиц. Чтобы из автоматического JOIN-a таблиц использовать ручное соединение, мы сделали ряд простых запросов – они получали те же данные, но в определенном порядке. Это уменьшило количество обрабатываемых данных.

После этого мы занялись переводом индивидуального рейтинга фильма из обычной таблицы в memory (расположенную в оперативной памяти) – в результате получили хороший прирост.

Схема оптимизации была такой: после каждых трех оцененных фильмов происходит пересчет – данные генерируются очень часто, и у нас нет необходимости их хранить. Даже если база обнулится или что-то случится с сервером, мы просто заново сгенерируем для пользователя эти данные (по большей мере, они являются служебными).

Также мы применили ручное партицирование БД: сделали разбиение – оценки фильмов определенных групп посетителей сохранялись в разных таблицах – то есть мы горизонтально разбивали оценки по n-ому количеству таблиц в зависимости от растущей базы пользователей. Размер каждой таблицы был ограничен 1 миллионом записей: это позволяло выполнять sql-запросы с необходимой нам скоростью.

3 этап. Оптимизация сервера. На тот момент мы использовали VPS, ресурсы которого были ограничены, но после конфигурирования результат не заставил себя ждать. Мы увеличили количество одновременных подключений к БД и запросов на сервер.

4 этап. Мы запустили пересчет оценок. После первых дней работы сервиса стало ясно, что динамический подсчет рейтинга фильма замедляет время загрузки страницы: мониторились сотни записей и по ним выводились средние оценки. Написанный нами новый скрипт каждые сутки в 2 часа ночи запускал обновление данных по рейтингам, за счет чего время загрузки страницы сократилось.

Выполнение этих работ заняло несколько дней. В итоге, все закончилось хорошо: после перезапуска сайта все заработало.

Кстати, когда сервер упал, над нами начали сильно подшучивать: на форуме закрытого сообщества Лепрозорий пользователи оставляли в комментариях анимированный гиф-лоадер. Но они не понимали, что отправляя огромное количество этих гифок грузили сервер еще сильнее: у нас был один веб-сервер, который обрабатывал статическую и динамическую информацию. На форуме кеширование фото в комментариях отсутствовало. Люди использовали ссылку, и каждый раз, когда кто-то открывал наш форум и запрашивал 10 таких гифок — шло 10 запросов на сервер, что грузило его еще больше.

Смена концепции

Но веб-сервис – это не только вопросы разработки и техподдержки. Появилась проблема резкого падения числа пользователей. Картина была такова: пользователь заходил на сайт, проводил 2-3 часа за оценкой фильмов и исчезал. В лучшем случае возвращался еще несколько раз. Это дало нам повод задуматься о том, что в таком формате сервис себя исчерпал.

ДУБЛЬ №2

Сервис должен был стать более понятным по формату и мотивировать пользователя к последующим посещениям. Для этого надо было:

  • оптимизировать путь пользователя при работе с сервисом (ввести обучение);
  • разработать алгоритм по «удержанию» и привлечению пользователя.

Мы начали работу, параллельно выполняя заказы клиентов – а их было очень много. Прошло несколько месяцев, затем еще и еще, и спустя 2 года мы осознали: заказов становится только больше, мы работаем на пике. Если не реализовать наш проект сейчас, этого не случится никогда.

В итоге, в декабре 2016 года, мы вновь перезапустили сервис, преобразовав его формат.

Мы видели, что перспектива развития проекта на мобильном устройстве значительно выше:

  • есть возможность напомнить о себе с помощью push-уведомлений;
  • список фильмов всегда в кармане пользователя;
  • мобильный продукт вполне успешно способен отучить посетителя напрягать память (по аналогии с Тиндер) и спокойно «вести» его.

СЛОЖНОСТИ

  • Интерфейс. Как совместить свайпы влево и вправо с большим количеством функций приложения (смотрел, не смотрел, хочу посмотреть и т.д.)? Вариант «хочу смотреть – свайп вправо, не хочу — влево», а внизу «оценка» не оправдал надежд: плей-тест показывал, что люди просто не понимают, чего от них хотят. От бездумных свайпов и оценок наугад алгоритм начинал работать хуже.

Решение пришло тогда, когда мы этого вовсе не ожидали. Устроив выездные корпоративные каникулы с катанием на лыжах в австрийских Альпах, мы, 3 киномана, подключив дизайнера и бутылку приличного виски, нашли решение.

КиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмов

Концепт стал чуть сложнее, но возможность совершить ошибку была сведена к минимуму. Свайп вправо – пользователь видит, что фильм посмотрен, и ему предлагают поставить оценку по десятибалльной шкале. Свайп влево — фильм не был просмотрен ранее, поэтому нужно выбрать один из 3 пунктов («не хочу смотреть», «хочу посмотреть», «не определился»). Мы пожертвовали удобством интерфейса ради того, чтобы процент непонимания механики свелся к нулю. В итоге, пользователь стал понимать, что и зачем он делает, более осознанно принимать решения, после чего алгоритм выдавал ему подходящие фильмы.

Первая подборка для оценки состояла из фильмов с высокими баллами топовых рейтингов – и при этом большинство из них люди просто не смотрели. После 3 свайпов «не смотрел» они разочаровывались и повально закрывали приложение. Вначале для решения проблемы просто поставили фильтры (стали показывать фильмы последних 10 лет), но это не помогло.

Проблему пришлось решать вручную: собрались командой разработчиков и за один вечер сформировали перечень из 52 фильмов, которые видело большинство. Именно их пользователи оценивают в первой выдаче.

КиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмовКиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмовКиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмовКиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмов КиноTinder, или как спасти человечество от муки выбора фильмов

Подборка была составлена из фильмов разных жанров, чтобы по их истечению у человека сформировалась разнородная картина, и приложение могло направить его в любое русло, в зависимости от предпочтений. После этого количество пользователей, «прошедших» первые 5 фильмов, составило 95%.

Что в итоге?

Мы запустили приложение, провели бета-тестирование, собрали фидбек, внедрили ряд доработок и сейчас выпустили обновленную версию, которая уже доступна в Google Play и App Store. С iOS версией все оказалось сложнее – нам пришлось пережить 5 проверок от придирчивых модераторов: сотрудники компании Apple тщательно тестируют каждое приложение на всех iOS гаджетах. Они смогли отловить баг при запуске iPhone приложения на iPad, который состоял в том, что при свайпе карточка не уходила, ее нужно было вести пальцем до конца экрана. Основная часть проблем была юридического характера, а именно связана с авторским правом на постеры, которые используются в приложении. Нам пришлось потратить много времени на составление обращения к правообладателям, подбор постеров с определенным типом лицензии, а также разработку механизма, который помогает быстро исключить фильм в случае запроса от правообладателя.

В обновленной версии пользователей ожидает множество фич:

  1. Ежедневные подборки фильмов на разнообразные тематики — отличная альтернатива свайпанью и получению рекомендаций. Мы ожидаем, что это мотивирует людей чаще пользоваться приложением.
  2. Расширенный профиль со статистикой по своим оценкам и определением любимых жанров, а также система достижений пользователя. Также теперь в выдачу можно добавить сериалы.
  3. Поиск фильма: можно сразу найти кино и добавить его в список «хочу посмотреть» или оценить просмотренные ранее фильмы. Добавлена функция «поделиться фильмом с другом» (ссылка, при переходе по которой открывается страница фильма).
  4. PRO-режим — возможность получить полный доступ к фильмам (в рекомендациях представлены скрытые фильмы) и увидеть расширенную статистику по своим оценкам.

В ближайших планах:

  • выпустить обновление с фильтрацией фильмов по актеру;
  • добавить возможность комментировать фильмы и сериалы;
  • создать ленту, в которой можно будет следить за обновлениями и оценками друзей.

Качайте в App Store и Google Play, ставьте оценки, оставляйте отзывы. Будем признательны за любую обратную связь о проделанной нами работе!

The app was not found in the store. :-(
The app was not found in the store. :-(
Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Наши партнеры:

LEGALBET

Мобильные приложения для ставок на спорт
Telegram

Популярное

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: