Разработка
Отдохнувший разработчик = эффективный разработчик
Предполагается, что хороший разработчик настолько любит свою работу, что либо вообще не нуждается в отдыхе, либо спустя пару дней после начала отпуска начинает видеть сны о написании нового приложения.
Предполагается, что хороший разработчик настолько любит свою работу, что либо вообще не нуждается в отдыхе, либо спустя пару дней после начала отпуска начинает видеть сны о написании нового приложения.
Все это, конечно, полная ерунда. При любой, самой чудесной работе, спустя какое-то время даже самый стрессоустойчивый специалист утомляется и начинает работать в разы менее эффективно, допускать глупые ошибки в коде, потреблять большее количество кофе и чаще злиться на глупых коллег. При этом ему самому может казаться, что все в порядке. Поэтому важно успеть вовремя отправить уставшего сотрудника на законный отдых.
Важный момент: у разработчика должна быть возможность быть на связи на случай форс-мажорной ситуации, например, он единственный программист на проекте, на котором гипотетически внезапно может обвалиться сервер. С другой стороны, программист на отдыхе должен по максимуму ограничить время и ситуации, при которых у него может возникнуть потребность или возможность заняться работой.
Какую бы сильную любовь эта работа ни вызывала, как бы разработчики ни утверждали, что проще вовсе не выпадать из рабочего процесса, чем мучительно вникать в него после окончания отпускного периода — любой специалист обязан периодически устраивать перерывы в ней. Накопившаяся усталость в конечном итоге может привести к крайне нежелательному “профессиональному выгоранию”, и разработчик может даже преждевременно покинуть проект.
Помимо долговременного отпуска — не зря по ТК любому работающему человеку предоставлено в год не менее 28 отпускных дней, из которых 14 должны быть использованы единовременно — очень важно, чтобы разработчик имел возможность делать кратковременные перерывы в течение остального рабочего года.
Все мы знакомы с работой в режиме стартап, когда приходится заниматься написанием кода 24/7 на протяжении длительного времени. В 95% случаев это действительно бывает необходимо. Однако через тот или иной (и обычно не самый значительный срок) наступает момент, когда даже самый трудолюбивый разработчик больше не хочет писать код, а хочет смотреть в потолок и грустить.
Именно поэтому работодателю будет полезно отслеживать, чтобы даже при повышенной загруженности у разработчика была возможность периодически брать выходной. В том числе при найме специалиста полезно обращать внимание на наличие у него хобби, увлечений или семьи. При грамотной расстановке приоритетов обладание дополнительной личной жизнью вряд ли скажется на результатах работы. Зато за счет частой смены деятельности может увеличиться как производительность специалиста, так и срок работы над данным проектом.
Как именно отдыхают разработчики? В идеале подойдет максимальная смена деятельности. Любой способ отдыха, подходящий для обычного специалиста, отлично подойдет и для разработчика:
- По мне так, это полная смена деятельности, подальше от компьютера, с нормальной тёлкой, заняться чем-нибудь требующим физической нагрузкой — гулять, съездить куда-нибудь, погреть булки на пляже.
- Выезжаю на шоссейном велосипеде, на выходных, где то на 100-200км.
- Отлично прочищает мозги неделя без связи, интернета и любых устройств. Для записи инсайтов и идей — бумажный блокнотик.
- Яхта, батут, вечерами пытаюсь на муай-тай сходить, раз в неделю йога, и раньше каждую неделю в баню ходил. По пятницам зову коллег на ужин к себе домой, где готовлю или стейки, или рыбу.
- Отдых необходимо проводить в путешествиях, полных впечатлений и новых ощущений. Плюс должна быть хорошая еда.
- Я предпочитаю читать что-нибудь из индустрии/околоиндустриальное, если на это остаются силы. А если устал вконец, то тут как у всех — сериалы, кино, путешествия, если отпуск.
Как мы видим, вопреки столь приятным для руководителей стереотипам, в большинстве своем программисты не слишком любят совмещать отдых и работу.