Разработка
Синдром гиперактивности: удержите внимание пользователя
Изменение внешних обстоятельств привело к трансформации характеристик внимания. Теперь на любимую игру мы тратим не полчаса, а всего 40 секунд, а прочтение твита занимает не более 2 секунд.
Наталья — психолог, пресс-аналитик. Занимается изучением поведенческих факторов в мобильных приложениях. Наталья планирует написать цикл статей о психологическом восприятии мобильных приложений и начинает с интересного синдрома гиперактивности.
Инструкция: на ближайшие 5 минут вам необходимо сконцентрироваться и постараться не переключать внимание. Если же ваше время ограничено всего несколькими минутами, рекомендую перейти к последнему абзацу.
Сперва небольшая предыстория.
Наш продукт — анонимный мессенджер, который позволяет отправлять сообщения, оставаясь инкогнито.
Перед релизом мы решили проверить идею, запустив бета-версию мессенджера среди учащихся американского колледжа. Выборку составили молодые люди в возрасте 18-19 лет.
Для сбора аналитических данных воспользовались специальным сервисом Appsee.
Этот инструмент позволил записать видео-ролики, подробно отображая поведение пользователя во время каждой сессии. Таким образом, нам удалось проследить совокупность действий посетителей: клики, свайпы и скорость перемещения между контролами. Мое внимание привлекла одна общая черта, которая прослеживалась практически во всех записанных образцах: спонтанность, импульсивность и хаотичность движений, плохая концентрация внимания пользователя.
Углубившись в поиск причинно-следственных связей, я нашла массу исследований так называемого синдрома гиперактивности и недостатка внимания (СДВГ) с весьма неутешительной статистикой. Результаты гласят — диагностируются почти у 40 процентов учеников!
А теперь отойдем от психологических теорий и медицинских терминов, остановимся на секунду и оглянемся вокруг. Что мы видим? Что слышим? Что чувствуем? На данный момент я сижу в кафе и моей целью является написание этой самой статьи. У меня имеется заголовок, а также ворох мыслей в голове, который жужжит отдельными фразами, требуя логического структурирования. Звук разбившейся посуды привлекает мое внимание и я оглядываюсь по сторонам. Проскальзывая по образам посетителей, зрительно сканирую обстановку. Замечаю растяпу официанта, а в месте с тем и огромную плазму над его головой. В следующие несколько минут мое внимание полностью поглощено просмотром видео-контента, который бесконечным потоком льется из монитора. Сама того не замечая, трачу минут пять на бездумное поглощение ярких рекламных картинок, сменяющихся с космической скоростью. Эффект мерцания притягивает, магическим образом зомбирует. На лицах рекламщиков расплывается блаженная улыбка победителя.
Дзынь-дзынь, — в поле моего зрения попадает телефон. Опа, два сообщения из разных социальных сетей, Брыньк — пуш-уведомление от обучающей программы, Пиу — нотификейшн от игры. Я лезу читать, отвечать, комментировать и лайкать, отвлекаюсь еще минут на 10.
Опомнившись, оглядываюсь вокруг и прихожу к пониманию, что я не одна такая, а нас процентов 90! И являемся мы активными участниками всемирно-известного клуба по интересам «Виртуальный мир» :).
А теперь вернемся к нашим баранам.
Как бы не пытались ученые и врачи навешивать ярлыки, проявление гиперактивного поведения не что иное, как адаптация личности к новому формату информационного контента. А пока психологи бьют тревогу, игры типа Flappy Bird и Croossy Road рвут чарты.
Изменение внешних обстоятельств привело к трансформации характеристик внимания. Теперь на любимую игру мы тратим не полчаса, а всего 40 секунд, а прочтение твита занимает не более 2 секунд. Бесконечные новостные ленты в социальных сетях, также не способствуют концентрации внимания. Все нам интересно! И все мы по верхам, да между строк — и как будто в курсе всего и везде.
Для того, чтобы как-то нивелировать потерю концентрации внимания, рекомендуем воспользоваться единственным правилом:
Упрощать
Максимально упростить концепцию программного продукта
Ваше приложение должно решать максимум 3 задачи, а в идеале одну при нажатии большой красной кнопки :). Эта категория пользователей напоминает бегунов с девайсами в руках, которые пытаются на лету ответить на сообщение.
Максимально упростить интерфейс пользователя
Кабина управления от ТУ-134 вам не подходит! Данная группа юзеров, а их не менее 40%, мгновенно принимает решения, не задумываясь жмет на кнопки. Чтобы удержать их внимание и постараться сохранить интерес, каждый интерфейс должен содержать максимум 3 контрола.
Максимально укоротить печатный контент
Меньше букв — больше схематических картинок.
Не забывайте про размер контролов, область нажатия и обязательно учитывайте женские красивые ноготки.
И еще несколько подсказок.
При создании приложения постарайтесь ответить на следующие вопросы:
- Что случится, если пользователь случайно нажмет на кнопку?
- Что произойдет, если этой кнопки вообще не будет?
Учитывайте новый поведенческий фактор при разработке программного продукта и будет вам счастье!