Новости
Яндекс подал заявление в ФАС против Google
Мы считаем, что сервисы для пользователей — такие как поиск, карты, почта и т. д. — необходимо отделить от операционной системы Android. Нам кажется важным вернуть конкуренцию в область качества продукта — когда побеждает не тот, у кого больше рычагов давления, а тот, кто делает лучший сервис.
«Яндекс» подал заявление в Федеральную антимонопольную службу России на предмет проверки нарушения российского антимонопольного законодательства компанией Google, сообщают «Ведомости». О нечестной конкуренции говорил еще Аркадий Волож в своем интервью, в начале декабря прогнозируя поход в ФАС.
Мы считаем, что сервисы для пользователей — такие как поиск, карты, почта и т. д. — необходимо отделить от операционной системы Android. Нам кажется важным вернуть конкуренцию в область качества продукта — когда побеждает не тот, у кого больше рычагов давления, а тот, кто делает лучший сервис, — говорится в сообщении компании. Там же отмечается, что в Европе Еврокомиссия тоже уже расследует ситуацию с доминированием Google на Android.
Начальник управления информационных технологий ФАС Владимир Кудрявцев подтвердил «Ведомостям», что служба получила заявление от «Яндекса» сегодня утром. Обычно ФАС в течение месяца принимает решение о том, стоит ли возбуждать дело о нарушении антимонопольного законодательства. Но в этот раз ФАС постарается побыстрее рассмотреть заявление «Яндекса», так как служба и раньше следила за ситуацией на рынке поиска и жалоба компании не является для нее новостью, рассказывает Кудрявцев.
Правда, заявление «Яндекса» довольно объемное: оно содержит около 200 страниц вместе с приложениями, продолжает он. Кроме того, службе, возможно, понадобится запрашивать дополнительную информацию от других компаний, так как эта ситуация затрагивает не только «Яндекс», но и Google, и другие работающие в России компании, резюмирует сотрудник ФАС.
«Яндекс» доминирует на российском рынке поиска с долей 58,9% (данные Liveinternet за январь 2015 г.), доля Google — 32,8%. Однако за год доля «Яндекса» на этом рынке снизилась на 3 п. п., тогда как доля Google, напротив, выросла — на 6 п. п. Дело прежде всего в росте популярности операционной системы Android от Google, которая установлена на более чем 80% работающих в России смартфонов.
По мнению «Яндекса», открытость Android осталась в прошлом. Основой устройств на Android стал закрытый пакет технологий Google Mobile Services (GMS), включающий магазин приложений Google Play и ряд других компонентов. Зависимость производителей смартфонов и разработчиков от GMS выросла настолько, что Google может диктовать им правила игры. «Если производители не соглашаются продвигать на своих устройствах сервисы Googlе, в частности устанавливать по умолчанию поиск Google, они могут лишиться доступа к компонентам платформы Android, от которых зависит успешность их смартфонов», — говорится в сообщении.
Сам «Яндекс» ощутил остроту этой проблемы в прошлом году, когда Google запретила предустановку всех сервисов «Яндекса» на мобильных устройствах его партнеров — Fly, Explay и Prestigio. Тогда представители этих компаний сообщили «Яндексу», что больше не могут работать с российской компанией из-за того, что такое условие поставила Google.
«Яндекс» считает, что у производителей должен быть выбор — какой поиск по умолчанию будет установлен на их смартфонах и планшетах и вообще какие сервисы им предустанавливать, говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков. По его мнению, установка сервисов для пользователей не должна быть связана с предоставлением Google Mobile Services и Google Play. «И уж тем более компания Google не должна запрещать предустановку приложений конкурентов. Именно поэтому мы говорим о необходимости отделить операционную систему Android от поиска Google и других пользовательских сервисов», — говорит представитель «Яндекса» Очир Манджиков.
Что говорят эксперты
Эльдар Муртазин так комментирует это дело:
У меня нет никаких сомнений, что у Яндекса есть только один шанс победить – это если политики решат наказать американскую компанию Google. Но сделать это красиво и юридически оправданно, невозможно. Впрочем, это настолько маловероятно, что даже обсуждать это не имеет смысла. И еще одно – у Google всегда есть возможность убрать все сервисы и поставлять чистые аппараты, чтобы пользователи затем выбирали какие сервисы они хотят. Что-то мне подсказывает, что это не будут сервисы от Яндекс. Это мы уже проходили.
Григорий Бакунов, директор по распространению технологий компании Яндекс:
К сожалению, Google перешли границу нормальной конкуренции, напрямую в контрактах с производителями железа указав “не работать с Яндексом”. И это точное описание того, что делать нельзя. Ни по российским законам, ни по американским.
Герман Клименко:
А ведь казалось бы Яндекс настолько прав в истории с Гуглом, что его все бы должны были поддержать. Но всегда есть нюансы. И время. Надо было бы раньше. И обстоятельства дела. И личность пострадавшего. Яндекс и в банковский сектор залез, и в кино, и в маркет, и в такси. Там везде могли бы быть вопросы к ФАС. Вот ГетТакси мог бы в ФАС уж точно сходить. Или Альберт Попков мог. Даже я бы мог. И сложно от тех, кто пострадал от Яндекса, требовать не хихикать тихонечко и не давать ехидных комментариев. И да, довод, что Яндекс по прежнему самый пушистый на основании лишь того, что в поисковой выдаче дает ссылки на поисковики конкурентов несколько жалок.
Наблюдаю, что народ откровенно стебет Яндекс за обращение в ФАС против Google. Не знаю, ситуация реально Microsoft и IE. Все верно делают.
— Wylsacom (@wylsacom) February 18, 2015
Сегодня тот день, когда Яндекс пробил дно. Не в силах конкурировать с Google в честной борьбе, они решили использовать принуждение через ФАС
— Тупо Аналитика (@DumbAnalytics) February 18, 2015
Яндекс в один день подаёт в ФАС на Гугл, ибо тяжко страдает, и отчитывается о супердоходах, которые выше, чем раньше. Может, крестик снять?
— Владимир Харитонов (@v_x) February 18, 2015