Интервью
Алексей Лазоренко (BlaBlaCar): быть глобальным локально
Одним из ведущих сервисов такого рода в России является BlaBlaCar, предлагающий совместные поездки, райдшеринг. Мы поговорили с Алексеем Лазаренко, главой компании в России, о причинах популярности таких сервисов и о том, как живет и развивается BlaBlaCar в нашей стране.
Во всем мире стремительно растет совместное использование ресурсов, шаринговая экономика. Одним из ведущих сервисов такого рода в России является BlaBlaCar, предлагающий совместные поездки, райдшеринг. Мы поговорили с Алексеем Лазоренко, главой компании в России, о причинах популярности таких сервисов и о том, как живет и развивается BlaBlaCar в нашей стране.
В чем причина такой любви людей к шаринговой экономике в последнее время? Все говорят о том, что сейчас поколение людей, которые делятся машинами, квартирами, жизнями своими … Почему так и в чем основа этого?
На мой взгляд, ответ довольно-таки простой. Несмотря на моду Sharing Economy, несмотря на то, что все это воспринимается, как трендовое и модное течение, причина на самом деле фундаментально очень простая — это выгода. Это элементарно выгодно, и на этом можно экономить существенные деньги. В нашем случае, водители, которые расшаривают свободные места, практически на 100% компенсируют расходы на поездку. Пассажиры получают проезд, который стоит в два раза меньше, чем проезд на поезде. Поэтому фундаментальная причина — рациональное использование ресурсов и экономия денег. Все! Фундамент — это деньги. При этом, конечно же, есть дополнительные производные из этого — снижение нагрузки. Те, кто заботится о своей карме, снижают нагрузку на ресурсы планеты Земля. Это тоже здорово.
Мне было бы страшно пускать кого-то в свой дом, в свою машину. Что изменилось за последние 10 лет, что люди стали так активно предлагать свои вещи, которые и составляют личное пространство?
Это тоже объяснить не сложно. Явление само по себе не возникло из ниоткуда. Оно постепенно завоевывало сердца и умы. В первую очередь, конечно, на Западе. И сегодня уже можно констатировать, что такое взаимодействие пользователей статистически доказало, что в этом нет ничего страшного. Количество поездок на том же BlaBlaCar исчисляется десятками миллионов. Годами доказано, что это безопасно, это работает, это выгодно, это удобно, это быстро. И, вообще-то, наверное, это главный аргумент. При этом, механизм, который используется, довольно-таки понятный. Это взаимные оценки после каждого взаимодействия в сообществе. Они позволяют формировать костяк и определять надежность участника движения, и BlaBlaCar не исключение здесь.
Если вы новичок, и у вас сомнения относительно того, с кем безопасно и с кем не безопасно, просто выбирайте водителя, у которого наработанная репутация, в надежде, что он захочет поехать с новичком. И, таким образом, вы формируете свою репутацию.
Уже после первой звездочки у вас появляется мысль: ага, наверное, это фундамент моего портрета. Благодаря таким взаимным отзывам, формируется большое комьюнити – появляются надежные пользователи.
Но минус в том, что нельзя очень быстро его сформировать. Это как снежный ком, который катится по какому-то региону – за полгода обычно формируется та критическая масса, которая начинает доверять, и которая сама собой начинает наращиваться.
Скептицизм, конечно же, присутствует. Но после того, как несколько операций проходит удачно, все начинают сервису доверять и понимают, что люди на самом деле — не волки и с ними можно взаимодействовать, и получать еще какую-то выгоду от этого. Это здорово, потому что, действительно, более рациональное пользование. Мне кажется, что глобальная экономика должна уже от такого классического потребления переходить к более рациональному потреблению. Если 5-7 лет назад объёмы всей шаринговой экономики были близки к нулю, потому что она только появлялась, то сейчас объём только интернет шаринговой экономики, которая базируется на интернет сервисах, существенно вырос.
Экономика шаринга уже входит в повседневную жизнь, по крайней мере, в западных культурах это уже не воспринимается как что-то необычное. Для нас пока это, действительно, ещё новое и что-то необычное. Как же так — делиться своими вещами с посторонними и пускать кого-то в салон автомобиля. Попробуйте… Два раза попробовали и у вас сработало. Ничего страшного в этом нет. Я сэкономил столько-то денег и еще я познакомился с интересными людьми.
BlaBlaCar, когда приходил в Россию, просто купил ваш проект «Подорожник» и запустился на его основе?
Да, мы «Подорожник» запустили в 2010 году. В конце 2011 — в начале 2012 мы получили первые инвестиции от российского инвестора. Наработали за эти почти три года самостоятельного функционирования на рынке России и Украины свою экспертизу. Поняли самое главное — что это востребованная штука на нашем рынке. Выстроили какие-то взаимоотношения с партнерами. Мы работали с музыкальными фестивалями, мы делали какие-то эксперименты рекламные. Мы поняли, за какие вещи нужно дергать для того, чтобы расти. И, в общем-то, в контексте уже такого нашего опыта BlaBlaCar было выгодней всего поглотить какую-то команду, у которой есть опыт, у которой есть уже аудитория, у которой есть наработанные контакты и партнеры.
Нам, понятное дело, это тоже было выгодно. Я все время привожу такой пример — когда мы вскапываем лопатой огромное поле и подъезжает трактор с огромной бороной. Мы понимали, что самостоятельно быстро и эффективно окучить такой огромный рынок, как Россия, Украина, Казахстан, Белоруссия — очень сложно. Элементарно, даже из-за географии. И мы поехали вместе с удовольствием. Экспертиза BlaBlaCar, ресурсы BlaBlaCar, нам действительно были нужны, как ракетное топливо.
У нас изначально была голубая мечта сделать так, чтобы шаринг в России заработал. И BlaBlaCar как раз позволял нам реализовать свои амбиции. Никто не сопротивлялся приходу BlaBlaCar, мы были только рады. Переговоры были довольно непростыми, они длились довольно-таки долго. Но, в конечном счете, сейчас Россия для BlaBlaCar — самый быстро растущий регион.
Сейчас в Индии они запустились?
Да, в Индии. В первые же дни страна показала очень крутую динамику. Индия очень большой, но и очень специфический рынок, потому что там есть много культурных особенностей, которые мы, конечно же, учитываем. Придя в Россию, BlaBlaCar практически ничего не менял в коммуникациях. По большому счету, тут ментальность людей не сильно отличается. Закрытость, замкнутость людей — на самом деле всё это оказалось не больше, чем стереотипами, которые мы сами себе внушаем. По крайне мере, в контексте нашего сервиса.
А вот с выходом в Индию есть определенные особенности. Например, там в попутчики разрешено брать только семейные пары, то есть парень-девушка, чтобы женщина чувствовала себя там более защищенной. Россия же, по большому счету, оказалась таким логичным продолжением европейского сервиса без каких-то серьезных изменений.
Кроме Европы, России, где еще есть BlaBlaCar?
В Турции сервис был запущен пару месяцев назад. Ближайшее планы — это Латинская Америка: Мексика, Бразилия. Это тоже очень интересные регионы со своими особенностями, но, тем не менее, это ближайшие горизонты. В целом, BlaBlaCar уже стал глобальной компанией.
Есть, конечно, такие необычные и сложные рынки, как Китай, США. Для выхода на них, действительно, нужна очень серьезная подготовка, потому что эти рынки просто «ломают зубы». Они специфические, они в какой-то степени дорогие, они имеют свои особенности и на законодательном, и на континентальном уровне.
Что касается России. У вас есть служба поддержи пользователей и водителей. Насколько я понимаю, она работает из Парижа. Как это организовано?
Все верно. Люди базируются в Париже. Но это русскоговорящие сотрудники, которые являются выходцами либо из России, либо из Украины. Они прекрасно понимают суть запросов, они прекрасно владеют языком, могут учитывать какую-то там специфику… Это касается не только России. У нас довольно-таки большая служба поддержки, которая работает с каждым отдельным регионом — Италией, Испанией, Польшей и другими странами.
А какие самые частые вопросы в службу технической поддержки России?
Довольно все банально и скучно. В основном, это технические вопросы: мне не пришла SMS по телефону с подтверждением моего номера, а я потерял контакт водителя, не могу ему оставить отзыв. Каких-то из ряда вон кейсов, чтобы мы их запомнили, и они вызвали какие-то эмоции, наверно, не было.
Но в целом, есть не очень ординарные истории. Например, водитель, который приехал на Bugatti Veyron, предлагал организовать поездку «Москва – Париж» за 4 тысячи рублей всего лишь. То есть ему просто было скучно ехать. Или на Porsche Panamera водитель, причем уже с наработанной репутацией, с огромным количеством отзывов, за 500 рублей регулярно возит людей в Петербург. Ну, просто скучно. Пятьсот рублей он просто символически берет на чипсы. Такие случаи есть. Они интересные. А вот касательно обращений пользователей… Все упирается в какие-то технические моменты, которые люди недопоняли или, действительно, была какая-то проблема с нашей стороны.
Если я, допустим, еду из Москвы в Барселону. Нахожу попутчика через BlaBlaCar и еду. И через первую тысячу километров он мне активно уже не нравится. Его нельзя же выкинуть? Как быть здесь?
Поэтому мы стимулируем пользователей оставлять о себе максимум информации: возраст, болтливость… У нас есть замечательные индикаторы, где можешь отметить уровень болтливости. Бла-бла-бла… Отсюда и название сервиса. И если вы, как водитель, предпочитаете, чтобы вас не особо напрягали или беспокоили, то выбираете пассажиров, у которых в профиле указано бла, а не бла-бла. Тогда, наверняка не будет никаких проблем. Он будет себе спокойно спать или любоваться пейзажами. Если вы предпочитаете болтать, то опять же нет никаких проблем изучить детально профиль. Если вам что-нибудь непонятно о вашем попутчике потенциальном, по телефону, в конце концов, можно согласовать какие-то нюансы. Скажем, по общению в течение двух минут можно понять, чего примерно ожидать. Плюс у вас есть фотография, возраст. То есть, можно составить представление, с кем будете ехать.
Фактически водитель берет деньги за поездку, а как с юридической точки зрения это в России работает?
Когда вы подвозите своих друзей, которые дают деньги на бензин, это сложно запретить. По большому счету, придраться с точки зрения законодательства можно к чему угодно. Законы очень уникальны и, действительно, трактовать их можно по-разному. Но в нашем случае предпринимательскую деятельность усмотреть в таком вот разовом подвозе, когда пассажир компенсирует расходы, действительно, очень сложно.
Если у водителя есть какие-то сомнения, то, в конце концов, ему никто не запрещает даже не брать деньги в руки, а просто пассажир на заправке идет и соответствующую сумму оплачивает за заправку. В таком случае даже деньги не передаются. И это тоже один из способов этим самым осторожным водителям получать свою компенсацию и при этом не беспокоиться, что кто-то может трактовать его действия не совсем так, как это следует делать.
Более того. Наш проект (тогда еще «Подорожники») был замечен правительством города Москвы, и нас приглашали на круглый стол к господину Собянину в рамках Дня программиста, как социально значимый стартап, как проект, который реально позволяет снизить нагрузку на дорожно-транспортную инфраструктуру города Москвы. Даже чиновники видели в нашем проекте не что-то противозаконное, а что-то социально полезное. То, что действительно помогает людям деньги экономить. И для дорог это выгодно, полезно, рационально.
Я понимаю, что «Подорожник» был такой городской проект. А BlaBlaCar – это межгород. Я живу за городом и часто езжу на интервью, на встречи. Имеет ли смысл мне на 15 км искать попутчика на Баблакаре или все-таки это немного не ваша тема?
Скажу честно, что это немного не наша тема. «Подорожники» были в равной степени как для межгорода, так и для пригородных поездок. У BlaBlaCar же фокус намного четче. Исключительно межгород. Потому, что мы понимаем, что для поездок по городу — это GetTaxi, это Uber, это обычное такси. Что угодно. Сценарий использования и сам продукт должен быть немного другой.
Например, чувствительность задержки в рамках BlaBlaCar. Если водитель опоздал на пятнадцать минут, то они, в конце концов, или компенсируются в дороге, либо, если он приедет из Москвы на 15 минут позже, то для пассажира это не будет трагедией. Если же пассажир едет на работу, и водитель опоздал на 15 минут, то уже начинается истерика. Поэтому тот сценарий, который заложен в рамках BlaBlaCar, подразумевает более длинные дистанции, и говорить о том, что BlaBlaCar будет отлично работать для поездок в вашем случае на 15 км….
Он будет работать, но мы не гарантируем, что вы получите 100% удовлетворение от нашего сервиса. Потому что все-таки фокус на межгород. Межгород — это наш конек.
Вы упоминали, что изначально в «Подорожниках» у вас разработчики были украинские. Сейчас они все в едином офисе — в едином центре. Как они реализуют или реализуют ли вообще ваши задачи российского отделения в большой компании? Как задачи вообще опускаются сверху-вниз или, наоборот, поднимаются снизу-вверх?
BlaBlaCar в целом — это довольно универсальный продукт, примерно, как Facebook. Есть глобальный роадмеп, то есть, дорожная карта. Которая подразумевает глобальное развитие проекта. Конечно, могут быть какие-то доработки. Допустим, мы знаем, что в России надо эту кнопку перекрасить не в оранжевый цвет, а в синий. Не проблема сделать какие-то изменения. Но глобально продукт, как универсальное решение, глобальное, формируется в Париже, он утверждается, конечно же, со всеми командами/регионами в Париже. И тут нет необходимости пока что, по крайне мере, каких-то региональных доработок продукта. Он, действительно, универсальный. При этом, мы абсолютно вольны использовать текстовый контент в рамках нашего продукта — названия блоков, кнопок — что угодно. Так как это действительно лучше для России. Здесь нет каких-то жестких правил.
Сейчас BlaBlaCar в России не монетизируется?
Все правильно, стратегия компании такая, что в первую очередь формируется фундамент, становится легитимность, накапливается критическая масса. До той поры, как мы понимаем, что сервис полноценно заработал, что у нас совершается достаточное количество поездок для того, чтобы констатировать, что пассажиры в 99% случаев находят себе водителя, а водитель находит себе пассажира.
Когда мы понимаем, что по любому направлению достаточно предложений, мы включаем невидимые средства монетизации. А сейчас, в принципе, Россия близка к этому моменту, когда можно констатировать, что действительно сервис состоялся и он уже является полноценной альтернативой привычному транспорту. И, наверно, уже не так-то и просто найти какие-то направления, по крайне мере, в городах с населением больше 100 тыс. человек, где бы у нас не было достаточно предложений со стороны водителей.
Мы довольно тем, как плотно покрыли всю Россию. Уже недалек тот момент, когда мы начнем изучать процесс монетезации, потому что сервис состоялся в России. Сейчас сервис монетизируется действительно только во Франции и Испании, Португалии и Польше. Потому, что это самые старые страны для BlaBlaCar. Там не осталось ни одного человека в возрасте от 21 до 40 лет, который не знал бы про BlaBlaCar. Там уже, мне кажется, при мысли о междугородной поездке, в первую очередь, думают о BlaBlaCar, а потом уже о поезде или автобусе. И там уже не только количественно сервис состоялся, но и качественно. Он завоевал сердца людей, и люди любят это потенциальное состояние. В России, действительно, количеством он уже достиг очень внушительных результатов. Больше миллиона людей зарегистрировано за первые 10 месяцев работы в России. Это самый быстрый рост. Констатировать, что мы завоевали сердца и умы, в какой-то степени можно, но еще, наверное, рановато. Могу сказать точно, что в ближайшие 6 месяцев это не произойдет. Но в перспективе двухлетнего интервала — однозначно.
Ваш план основной – это брать проценты с транзакций. В России известно недоверие к онлайн платежам – как вы с этим будете бороться?
На самом деле, Россия — не единственный регион в BlaBlaCar, в котором есть такая особенность. Та же Польша, более того, та же Германия…Люди в этих странах, они не так любят платить картами, как во Франции и Испании, где все происходит через банковскую карту. Даже в Германии предпочитают за многие вещи рассчитываться наличными. Конечно же, мы понимаем эти особенности. Я сейчас не буду вдаваться в подробности. Но схема есть. Конечно же, она будет со своими особенностями, учитывая вот эти нюансы. Мы не хотим доставлять дискомфорт нашим пользователям. Все будет максимально удобно. И мы знаем об этом. Хотя стоит еще отметить, что количество транзакций, которые происходят в онлайне через кредитные карты в России, стремительно растет. Понимаем, что, если мы начнем монетизацию в 2015 – 2016 году, то мы должны очень серьезно учитывать тот момент, что люди все еще платят кэшем. А если это горизонт 2017- 2018 года, то есть понимание, что уже на этом этапе можно смело внедрять ту же схему, которая работает во Франции. Естественно, мы будем учитывать особенность у людей любви к наличным.
Как выразить в одном-двух предложениях то, что делает BlaBlaCar? Какая у вас миссия?
Быть глобальным локально. Это означает, что глобальный BlaBlaCar в каждом регионе своего присутствия строит полноценную транспортную сеть. Локальную. BlaBlaCar окутывает сегодня всю планету Земля. И не проблема уже проехать BlaBlaCar от Владивостока до Лиссабона. Скорее всего, придется поменять пару драйверов, пару водителей, и, тем не менее, BlaBlaCar позволяет уже совершать такие чуть ли не кругосветные путешествия. В этом как раз и заключается наша миссия — быть глобальным и локальным.
Спасибо, хороших вам поездок!
-
Интегрированные среды разработки2 недели назад
Лучшая работа с Android Studio: 5 советов
-
Новости4 недели назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.43
-
Новости3 недели назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.44
-
Исследования2 недели назад
Поможет ли новая архитектура React Native отобрать лидерство у Flutter в кроссплатформенной разработке?