Разработка
Интернет вещей: двигайтесь туда, где будет рынок
Тоже самое справедливо и для Интернета вещей: через пять лет рынок IoT будет совершенно другим. Будущие победители катятся туда, где он будет, а не где он находится сейчас.
[pullquote align=right]
Михаил Вакуленко (VisionMobile) пишет о том, каким будут будущее рынка Интернета вещей
[/pullquote]
Компании из области Интернета вещей, которые сосредотачиваются на неправильных инновациях, останутся позади. Уэйн Гретцки, легендарный спортсмен, так объяснил то, почему он побеждал в такой быстро меняющейся игре, как хоккей:
Я качусь туда, где будет шайба, а не туда, где она была.
Мобильный рынок прекрасный пример того же подхода — Nokia, BlackBerry, Microsoft, Palm и множество других компаний пропустили изменения на рынке и остались позади. Тоже самое справедливо и для Интернета вещей: через пять лет рынок IoT будет совершенно другим. Будущие победители катятся туда, где он будет, а не туда, где он находится сейчас.
Интернет вещей: создавайте рынок или исчезайте
Профессор Гарварда Клейтон Кристенсен в «Дилемме капиталиста» объясняет, что инновации приходят тремя разными способами: через улучшение характеристик (их поддержание), через эффективность или через создание рынка.
История мобильных телефонов это прекрасная иллюстрация того, как инновации, создающие рынок, вызывают рост и перекраивают огромные рынки в течение нескольких коротких лет.
До 2010 года Nokia и Research in Motion были на вершине. У Nokia было 40% всего мирового рынка телефонов, 2.6 миллиарда долларов в 4 квартале 2007 года. Fortune назвал RIM самой быстро растущей компанией в мире в 2009. Но затем ситуация изменилась: инновации Apple и Google полностью изменили индустрию, сметя все ранее могущественные компании.
Вместо конкуренции с Nokia и RIM в поддерживающих и эффективных инновациях, Apple и Google создали новый рынок мобильных компьютеров. На этом новом рынке спрос обуславливается приложениями, отвечающими на все потребности и запросы. Точнее, спрос на мобильные компьютеры обусловлен предпринимателями, разработчиками приложений, которые работают над открытием и решением все новых бесконечных вариантов использования. Движимый такими предпринимателями спрос создает огромные новые рынки, которые в несколько раз больше того, чем мог когда-либо стать существовавший рынок мобильных телефонов.
3 миллиона IoT-инноваторов
Данные исследования VisionMobile Developer Economics за первый квартал 2015 года, в ходе которого было опрошено более 4,000 разработчиков из области Интернета вещей, показывают, что инновации создания рынка уже в самом разгаре. Уже более половины мобильных разработчиков (53%) вовлечено в разработку для Интернета вещей. Можно предположить, что всего в мире сейчас более 3 миллионов разработчиков, которые занимаются этой областью.
Эволюция мобильной индустрии дает понятный урок для компаний, присматривающимся к возможностям IoT. Как и в мобайле, инновации создания рынка будут определять то, где рынок Интернет вещей окажется в будущем. И как и в мобайле, компании, которые сосредоточены на поддержке и эффективности, останутся позади, катясь туда, где рынок уже был.
Сегодня аналитики предсказывают миллиарды подключенных устройств на рынке к концу десятилетия. Но количество устройств – правильная ли это метрика? Как и в случае смартфонов, количество IoT это лишь конечный результат, а не движущая сила рынка. Как и в мобайле, спрос на IoT продукты придет от армии разработчиков/предпринимателей, открывающих и решающий тысячи потребностей и возможностей для потребителей и таких же предпринимателей. Как и в мобайле, разработчики/предприниматели будут решать кому жить, а кому умирать на формирующемся рынке Интернета вещей.
Те же компании, что возглавляют мобильный рынок, теперь используют свои наработанные практики в инновациях создания рынков для построения экосистемы разработки поверх своих IoT платформ. Отчет VisionMobile IoT Developer and Platform Landscape 2015 показывает, что Apple, Google и Samsung (который купил SmartThings) являются явными лидерами в привлечении большей части разработчиков к умным домам, носимым компьютерам, приложениям для здоровья и подключенных машин.
В будущем рынок Интернета вещей не будет похож просто на увеличенную версию сегодняшнего рынка. На нем будут преобладать платформы, ориентирующиеся на разработчиков, оперирующие новыми бизнес-моделями, решающие проблемы, которые мы не можем предсказать сегодня, и обслуживающие новые категории потребителей. Чтобы выиграть, нужно катиться туда, где рынок Интернета вещей будет: работать с разработчиками, играть на потребительском рынке и пробовать новые бизнес модели.