Обучение
Дмитрий Волошин (Mail.Ru Group): навыки разработки – это фундамент, на котором в дальнейшем можно что-то построить
Директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин рассказал об образовательных проектах компании для разработчиков, стажировке в Mail.Ru Group и возможностях для построения карьеры в компании.
Директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group Дмитрий Волошин рассказал об образовательных проектах компании для разработчиков, стажировке в Mail.Ru Group и возможностях для построения карьеры в компании.
Тема нехватки программистов — одна из самых острых, она у всех на слуху. Есть ещё и вторая проблема: у ребят, которые учатся на IT-специалистов, часто нет возможности попробовать себя в деле. Условный студент, у которого есть в арсенале отличная идея, вынужден все шишки набивать при воплощении этой идеи в жизнь, потому что ему просто негде набраться опыта.
Мы, естественно, заинтересованы в том, чтобы крутых разработчиков в России было как можно больше — причем не только в штате Mail.Ru Group, но и на рынке в целом. Мы подошли к решению этой задачи основательно. Во-первых, организовали и проводим четыре крупных IT-чемпионата для разработчиков. Во-вторых, реализуем совместные образовательные проекты с ведущими российскими вузами – МГТУ им. Н. Э. Баумана и МГУ им. М. В. Ломоносова.
Но обо всем по порядку.
Чемпионаты — для тех, кто начинает
Чемпионаты — очень важная в плане мотивации инициатива. Для кого-то они становятся поводом выбрать профессию, кому-то дают возможность оценить свой уровень на фоне других участников. У каждого из чемпионатов есть призовой фонд: где-то это ценные призы, где-то – деньги, для самых талантливых чемпионаты заканчиваются хантингом — или как минимум дают им солидную строчку в резюме. Но главное, что получают победители и участники — опыт и возможность участия в интересных проектах.
Каждый из наших IT-чемпионатов имеет свою специфику и, соответственно, целевую аудиторию. Russian Code Cup – это олимпиада по спортивному программированию. В рамках Russian Design Cup соревнуются веб-дизайнеры и разработчики веб-интерфейсов, решая интересные задачи, с которыми сталкиваются сотрудники лучших интернет-компаний. Участники Russian AI Cup разрабатывают искусственный интеллект на примере игровых стратегий – например, в 2014 году участникам нужно было запрограммировать хоккейную команду.
В ходе ещё одного соревнования, Russian Developers Cup, участники объединяются в команды и создают оригинальные проекты с нуля. По окончании соревнований финалисты могут продолжить работу над проектом в преакселераторе Фонда Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) — программе для повышения инвестиционной привлекательности проекта.
Технопарк и Техносфера — для тех, кому мало вузовской теории
Проекты Технопарк Mail.Ru и Техносфера дают возможность студентам МГТУ и МГУ параллельно с обучением в вузе осваивать тонкости веб-разработки под руководством экспертов из ведущих российских IT-компаний — специалистов в области программирования, мобильных технологий и управления проектами. Самый, пожалуй, важный момент: упор в обучении делается на получение практического опыта разработки. Программа строится на реальных примерах из жизни крупных компаний и высоконагруженных проектов.
Цель Технопарка и Техносферы – подготовка квалифицированных веб-разработчиков и системных архитекторов. У Техносферы есть особенность: в рамках этого проекта мы готовим программистов-исследователей, аналитиков, способных создавать алгоритмы обработки большого количества данных для решения различных производственных задач (например, связанных с таргетированием рекламных кампаний).
На сегодняшний день в Технопарке и Техносфере обучается около 500 студентов, дисциплины (большая часть из которых – практико-ориентированные) преподают более 70 специалистов. Ежегодно эти проекты выпускают порядка 100 человек.
Пока они функционируют только в Москве, но в планах компании – масштабирование этого опыта, разработка аналогичных дистанционных проектов. За пределами столицы очень много талантливых ребят, и им тоже нужно дать шанс проявить себя, повысить квалификацию и стать первоклассными разработчиками.
Стажировка — для тех, кому не терпится приступить к работе
Еще одна возможность для студентов Технопарка и Техносферы – стажировка в Mail.Ru Group. Самым талантливым и упорным студентам мы предлагаем поучиться у лучших наших специалистов.
Наша стажёрская программа в первую очередь ориентирована на разработчиков, мы стремимся привлекать именно таких специалистов, поскольку навыки разработки – это некий фундамент, на котором в дальнейшем можно что-то построить. Другими словами, если человек умеет программировать, то в будущем он может стать хорошим продакт-менеджером, QA-специалистом и так далее.
Стажировка в Mail.Ru Group длится год. В течение этого времени стажёр проходит пять «контрольных точек» — аттестаций, по результатам которых его функциональный руководитель и наставник проверяют, выполнены ли задачи, поставленные на тот или иной этап стажировки.
Наставник есть у каждого стажёра (как правило, это опытный разработчик). При этом каждый наставник работает только с одним стажёром. Это оптимальное решение как с точки зрения загруженности наставника, которому, помимо обучения стажера, необходимо выполнять и свои обязанности, так и с точки зрения его общения с подопечным. Мы стремимся к тому, чтобы наставники становились для стажёров не только учителями, но и друзьями, приятелями, потому что, придя в компанию, стажёр сначала какое-то время учится, а потом – работает.
Результаты стажировки целиком и полностью зависят от стажёра. По итогам стажировки ему может быть предложена работа на начальной позиции или даже на позиции ступенью выше – одному нашему сотруднику такое предложение было сделано уже после трех месяцев стажировки. А другой молодой специалист, проработав какое-то время после стажировки в Mail.Ru Group, ушел развивать ВКонтакте на должности ведущего разработчика.
Эти примеры очень хорошо характеризуют эффективность нашей стажёрской программы. А если говорить о цифрах, то около 80% стажеров по окончании стажировки остаются работать в Mail.Ru Group – это запредельно высокий показатель по отрасли.
Сложно сказать, какими качествами обладает идеальный по меркам Mail.Ru Group разработчик. У нас работают очень разные люди. Главное – это интерес и любовь к тому, что ты делаешь, постоянное стремление развиваться в профессии и фанатизм (в хорошем смысле этого слова). Например, разработчик игр должен сам любить в них играть – без этого невозможно создать качественный продукт, который заинтересует остальных.
Обучение внутри компании — для тех, кто хочет постоянно идти вперед
Однако учиться и «расширять горизонты» в Mail.Ru Group могут не только стажеры, но и сотрудники компании. Для этого есть масса возможностей: курсы, тренинги, семинары как для повышения профессионального уровня, так и просто для души. Любой человек может обратиться в HR-департамент со своим предложением или идеей, например, «Хочу, чтобы мастер-класс по разработке диалогов для игровых персонажей провел Ник Перумов» — и, если идея действительно классная (как с тем же Перумовым), она будет реализована.
Кроме того, мы получили совершенно неожиданный эффект от «Технопарка» и «Техносферы». Специалисты, которые там обучают студентов, начали… обучать коллег. Они организовывают в офисе мероприятия на различные темы и делятся своим опытом с коллегами. Это очень напоминает кружки качества, популярные в азиатских компаниях. Таким образом, образовательные проекты дали нам дополнительный бонус. Людям, которые начали преподавать, делиться своими знаниями со студентами, стало этого не хватать, и они перенесли этот образовательный процесс внутрь компании.