Интервью
Артем Коновалов (Corner): Приложения должны работать везде
О том, как создать креативное функциональное приложение, о путях завоевания внимания пользователей, а также о разнице между российским и зарубежным рынком мобильных приложений мы поговорили с генеральным директором и со-основателем сервиса Corner Артемом Коноваловым.
Тревел-приложений, в том числе тех, которые помогают купить авиабилет, в любом Store множество. Казалось бы, придумано все: есть строка «куда», есть строка «откуда», и обязательный календарь с выбором дат вылета и прилета. Изменять что-то – изобретать велосипед? Как показала практика – нет. стандартная форма поиска авиабилетов может удовлетворить далеко не все потребности путешественников. Сервис Corner подошел к решению этой задачи принципиально иначе. Он позволяет не только избавиться от утомительного просмотра тысяч вариантов, предлагая вместо этого несколько самых выгодных и удобных, но и помочь выяснить, куда можно полететь на определенную сумму.
О том, как создать креативное функциональное приложение, о путях завоевания внимания пользователей, а также о разнице между российским и зарубежным рынком мобильных приложений мы поговорили с генеральным директором и со-основателем сервиса Corner Артемом Коноваловым.
Расскажите, как начался ваш проект Corner?
Предыстория такова: долгое время я занимался спортом – плаваньем, — а в двадцать два года решил закончить с этим и найти работу. Параллельно я учился в институте и понимал, что найти работу отнюдь не просто. Так получилось, что я прочитал об американском проекте «Каяк.com» — первый более или менее серьезный агрегатор по авиабилетам. Я приехал в Москву, чтобы встретиться со своим товарищем, и мы подумали: «Почему бы нам не сделать такой же проект в России?», тем более, что на тот момент на рынке не было ничего похожего.
Мы собрали свой проект, он назывался Airban (по аналогии с Автобаном, тут сказалась наша неопытность!). Через год нами заинтересовалась компания Афиша, которая позднее объединилась с Рамблером. И уже они приобрели нас и наш проект, после чего мы начали разрабатывать проект по поиску авиабилетов «Рамблер-авиа». Параллельно мы создавали и развивали проект по покупке билетов в кино «Рамблер-касса». Этим мы занимались почти три года, но потом Афиша и Рамблер объединились с компанией SUP. Фирма начинала разваливаться, и как раз в это время к нам обратились инвесторы, которые хотели бы сделать что-то новое в сфере продажи авиабилетов. Я достаточно долго думал над этим предложением, тем более, что мой партнер к этому времени уже покинул проект. Через некоторое время я принял решения попробовать построить новый сервис. Вместе со своим коллегой Мерданом Агаевым и техническим директором Афиши Дмитрием Паньшиным начали строить Corner.
Скажите, не страшно было покидать крупную компанию и начинать с нуля свой проект?
Знаете, во второй раз уже не так страшно, как в первый. В первый раз, с Airban, было страшно, потому что было совершенно не понятно: что делать? как? А во второй раз я уже примерно представлял себе все те барьеры, которые стоят на пути у любого, кто захочет создать свою компанию, свое дело, поэтому уже не очень сильно переживал. К тому же, я знал, что и я, и мои коллеги смогут, при желании, в любой момент найти себе работу в крупной компании, потому что у нас уже было достаточно опыта. Единственный страх был: а получится ли? Сможем ли мы создать продукт, который действительно будет нужен и полезен людям, которым будут пользоваться. Авиабилеты – среда, в которой достаточно много приложений, и нам потребовалось много времени, чтобы придумать, как не быть похожими на остальных, найти тот формат, благодаря которому люди будут скачивать именно наше приложение.
Вы упомянули барьеры, с которыми сталкивается желающий создать свое дело. Что это за барьеры?
Первый барьер – придумать, что делать. Второй барьер – придумать, на чьи деньги ты собираешься это делать. Третий – понять, с кем ты хочешь это делать, потому что развивать свое дело одному невозможно. Причем нужно выбирать в свою команду людей, которые лучше тебя в каких-то областях, например, в дизайне или в программировании. Только тогда получится симбиоз, а вот если люди близки друг другу по направлению деятельности, например, оба занимаются развитием бизнеса, то они очень быстро начинают сталкиваться головами, им становится тесно. Кроме того, идти делать вместе проект, просто основываясь на хороших дружеских или приятельских отношениях, — неверно.
Как ваш проект Corner выглядел изначально?
В разных интервью часто говорят: «Вот, у меня была одна идея, и я решил попробовать ее воплотить в жизнь». У нас ничего похожего не было. Я сам занимаюсь авиабилетами уже более пяти лет, мои коллеги тоже давно работают в этой среде, поэтому наш проект – результат накопленного опыта. Мы долго смотрели и изучали, как люди пользуются существующими сервисами, какие у них есть плюсы и минусы, с какими бизнес-проблемами эти сервисы сталкиваются. В какой-то момент у нас оказалось достаточно знаний для того, чтобы решить, какого типа проект нам нужно построить.
Сейчас Corner существует как на российском, так и на зарубежном рынке. Расскажите о выходе на международный рынок.
В нашем случае этот выход был запланирован. Еще когда мы только решали, какого типа продукт мы хотим получить, мы сразу определились, что в современных условиях делать приложение, которое работает только на одном рынке, это странно. Приложения должны работать везде. Поэтому мы сразу решили, что все, что мы построим, должно быть такого качества, чтобы привлечь аудиторию в любой стране, где бы мы ни запустились.
Была ли разница между запуском в России и за рубежом?
Наверное, единственное различие в том, что за границей больше людей, которые работают в сфере разработки. С одной стороны, интерес к новым вещам гораздо выше, но, с другой стороны, и конкуренция гораздо выше, потому что на каждое приложение, выходящее в России, появляется пятьдесят в одном только Сан-Франциско.
Поэтому для того, чтобы выделяться, нужно создавать действительно что-то уникальное. А потом рассказывать про это так, чтобы заинтересовать людей.
Как вы думаете, что нужно, чтобы пользователи обратили внимание именно на ваше приложение?
Сейчас у пользователей в любой сфере очень большой выбор, поэтому, думаю, необходимо очень быстро и очень понятно объяснять, в чем выгода твоего приложения. Тем более, что множество приложений очень похожи. Например, если взять все тревел-приложения, посвященные покупке авиабилетов, то все они начинаются одинаково: выберите, откуда вы полетите, куда полетите, выберите дату. В таком случае, чтобы привлечь пользователей, нужно от них отличаться. Иногда бывает, что в какой-то сфере приложений нет, и тогда первое появившееся приложение начинают скачивать все, потому что нет альтернатив. Пример тому – наш второй проект в Рамблере, «Рамблер-касса» . Тогда на рынке был всего один конкурент, но он был маленький, про него никто не знал, а мы сделали приложение, которое решало свою задачу полностью. Это два основных подхода.
Чем Corner отличается от конкурентов?
Если говорить о самой услуге, то все мы продаем авиабилеты. С другой стороны, все прочие сервисы построены на том, что пользователь точно знает, куда и когда он полетит. А вот вопрос «куда бы мне поехать?» они не решают. Кроме того, у нас вообще нет конкурентов в том, что касается выбора из небольшого количества оптимальных вариантов вместо просмотра тысячи билетов. Что касается тревел-приложений, то они сейчас сосредоточены на своих отельных предложениях и на продаже дополнительных услуг. Поэтому прямых конкурентов у нас нет, мы специально именно так задумывали наше приложение.
А партнеры у вас есть?
В России мы официально работаем с тремя компаниями – OneTwoTrip, Sinbad и Посошок, а также мы работаем напрямую с Аэрофлотом. В Америке, где мы запустились недавно, мы работаем с агентом Expedia, который является почти монополистом на американском рынке по продаже авиабилетов.
Сейчас Corner можно скачать в App Store, а будет ли оно когда-нибудь доступно пользователям гаджетов по Android и Windows Phone?
Когда-нибудь будет. Когда ты небольшой стартап, то тебе необходимо решить, что именно ты хочешь делать. Чтобы не распыляться, мы решили, что, во-первых, будем разрабатывать мобильный продукт, а во-вторых, что будем делать его под iOS. По нашему опыту, примерно 85% пользователей, которые совершают покупки через смартфоны, это владельцы Apple-девайсов. В этом нет ничего удивительного, потому что Apple с первого дня работы у нового владельца приучает его к покупкам через телефон. Поэтому мы предпочли гнаться не за скачиваниями, а за пользователями, которые готовы совершать покупки.
Как вы видите Corner в будущем?
Куда бы ты ни прилетел на Земле, ты мог бы открыть Corner, мы определили бы, где ты находишься, и предложили бы, куда можно полететь дальше, и продали билет.
Спасибо! Хороших вам путешествий!
-
Видео и подкасты для разработчиков1 месяц назад
Lua – идеальный встраиваемый язык
-
Новости1 месяц назад
Poolside, занимающийся ИИ-программированием, привлек $500 млн
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.40
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.41