Connect with us

Разработка

Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером (и почему вы тоже продукт)

Что из этого читать в первую очередь, где искать следующий совет? Здесь полезно рассмотреть самого себя как продукт, который хочет выйти на рынок.

Опубликовано

/

     
     

Мне предложили ответить на вопрос «Что почитать, чтобы стать классным product-менеджером?» для медиастартапа The Question. В итоге я так увлекся ответом, что получился почти лонгрид.

Вряд ли какой-то продакт-менеджер станет отвечать на такой вопрос в лоб, приводя перечень книжек. Отсутствие готового мнения по абстрактным поводам — это профессиональная черта. Для ответа продакт-менеджеру просто слишком мало вводных: нужно понимать, работаете ли вы уже продактом, хотите им стать в ближайшее время или в непосредственном будущем. Полезно знать, что вы имеете в виду под “классным” и почему для достижения этого хотите именно читать, а не делать что-то еще. Выглядит смертельным занудством, но умеренное, легко включаемое и выключаемое занудство — полезная черта для продакт-менеджера; время, потраченное на уточнения на ранней стадии проекта, компенсирует сотни часов тяжелой работы потом.

Три главных составляющих работы менеджера по продуктам

1. Не бывает сферических продакт-менеджеров в вакууме. Вы занимаетесь конкретным направлением конкретного бизнеса. В первую очередь нужно знать предметную область — для кого ваш бизнес, о чем он, с помощью чего он создается.

Продакт-менеджеры из разных отраслей могут не иметь между собой ничего общего. Это не просто модное название для должности, которое сложно объяснить своей бабушке, а древнее и уважаемое занятие. В диджитале продакт-менеджеры появились поздно (раньше их роль выполняли либо маркетологи, либо разработчики), в страховании, финансах, производстве — куда раньше. Если вы создаете банковский продукт, вам нужны одни знания, если мобильную free-to-play игру — другие. В книге Cracking The PM Interview есть много подробностей, как сильно отличается роль продакта даже в больших технологических компаниях вроде Facebook и Google.

Для примера, у нас в Tribuna Digital нужно разбираться в достаточной степени:

  • в разных видах спорта (как в устройстве игр в широком смысле, так и в потреблении спорта болельщиками);
  • в веб- и мобайл-разработке;
  • в контенте и его потреблении;
  • в устройстве сообществ и социальных сетей;
  • в UX в целом;
  • в устройстве рекламного рынка в диджитале;
  • в диджитал-аналитике и рекомендательных системах.

Часто могут помочь эксперты, работающие рядом, но если вы не понимаете общего устройства мира, то не сможете использовать экспертов эффективно.

В ответе Серафима Ореханова уже были хорошие примеры того, что читать про цифровые медиа. Скорее всего, вы будете делать продукты для пользователей, поэтому стоит побольше узнавать о поведении людей и о human-computer interaction. Самое свежее причем не обязательно будет самым полезным: Норман и Нильсен занимаются интерфейсами больше, чем мне лет, но рассылка их компании по-прежнему очень полезна. Мне в свое время понравились книги «Hooked» Нира Эйяла, «Seductive Interaction Design» Стивена Андерсона и курс Human-Computer Interaction на Coursera. Интереснее всего даже не книги и не сайты, а персональные блоги — я не пропускаю посты на gopractice.ru, ben-evans.com, mondaynote.com и mobilemediamemo.com.

2. Продакт-менеджер — это всегда менеджер. Вам нужно разбираться в менеджменте и уметь делать вещи чужими руками. Вам придется иметь дело с людьми внутри и снаружи компании и добиваться с ними общих целей без всякого формального авторитета. Вы будете получать множество вводных с разных сторон, в том числе от людей, которые авторитетнее и профессиональнее вас в своей теме, постоянно принимать решения и определять приоритеты.

Книг, статей и сайтов про менеджмент и собственную продуктивность очень много, ищите подходящие вашей ситуации. Я часто читаю Harvard Business Review, на русском — Идеономику и ЦП, плюс огромное количество всего на эту тему попадает ко мне само собой — в соцсетях, агрегаторах, по ссылкам друзей.

3. В идеале продакт-менеджер работает над полноценной бизнес-единицей как генеральный директор своего участка. Вам придется разбираться в бизнесе — в маркетинге (это обязательно), в финансовых моделях, в конкурентной борьбе. Вам придется освоить продажи — как минимум своих идей и своим коллегам. Книг о том, что такое бизнес и как им заниматься, тоже очень много, я здесь не совсем специалист. Короче и яснее всего на русском — в цикле лекций Морейниса «Антистартап».

Вы тоже продукт

Что из этого читать в первую очередь, где искать следующий совет? Здесь полезно рассмотреть самого себя как продукт, который хочет выйти на рынок. Есть ли этот рынок вообще, насколько он насыщен и какие у него ограничения (попросту говоря — есть ли вам где работать и куда расти)? Где «бутылочные горлышки»”, которые останавливают ваш рост? В каком направлении развиваться будет быстрее и эффективнее (скажем, одни люди пишут лучше, чем говорят, другие — наоборот)? Какие метрики помогут понять прогресс, как вы можете за ними следить?

Найдите ответ — и вы уже станете классным продакт-менеджером как минимум самого себя.

Источник

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Популярное

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.