Дизайн и прототипирование
Арнфинн Хусховд (Opera): Мы не просто браузер, мы – интернет-компания!
О новой айдентике и идеологии, о смысле названия Opera, а также о чудовищных ошибках начинающих ИТ-дизайнеров мы поговорили с креативным директором компании Opera Арнфинном Хусховдом.
Известный браузер Opera Software провел бренд-айдентику, в ходе которой сменился логотип компании, а название утратило вторую часть – «software». Это не первая смена бренда крупной компании в 2015 году – свои логотипы изменили Google и Facebook, однако компания Opera решила пойти против современной тенденции к упрощению фирменного знака. Теперь логотип компании выглядит как объемная круглая «О». Изменилась и идеология компании.
О новой айдентике и идеологии, о смысле названия Opera, а также о чудовищных ошибках начинающих ИТ-дизайнеров мы поговорили с креативным директором компании Opera Арнфинном Хусховдом.
Новый логотип означает еще и новую миссию компании. Какие изменения произошли в работе браузера?
Новый логотип означает не только смену визуального оформления нового бренда, но и новую идеологию. Теперь Opera сможет делать больше. И это не только новые сервисы обработки и сохранения данных, улучшенная защита, но и новые возможности для пользователя. Например, возможность после идентификации в любой момент получить доступ к своим данным в браузере с различных устройств, в том числе и с мобильных.
Чем была вызвана необходимость переработать бренд-айдентику?
Первая причина заключается в том, что мы никогда раньше этого не делали. На самом деле, мы уже не просто браузер, мы полноценная интернет-компания. Мы были просто браузером в течение долгого времени, но мы выросли из этого. У нас появились дополнительные сервисы, например, различные решения для мобильных операторов, производителей оборудования. Сейчас хорошее время для того, чтобы меняться и показывать свои изменения. Раньше мы были Opera Softwаre, но теперь мы больше, чем просто софт. Смена логотипа – возможность открыть себе дорогу к новым возможностям и дальнейшим изменениям.
Какие нововведения предполагает отказ компании от слова Software в названии?
Отказ от Software подразумевает, что мы делаем не только софт-продукты, но у нас есть и рекламный бизнес, и еще ряд продуктов, которые не входят в рамки понятия «софт». Убрав слово софт из названия, мы просто подчеркнули, что стали интернет-компанией.
Насколько трудным был процесс создания нового визуального решения бренда Opera? Почему в итоге новый логотип не обладает значительными отличиями от старого?
На самом деле, визуальные изменения проблем не вызвали. Это был предлог, по сути дела. Смена логотипа – это изменение значения всей компании и нашего понимания ее идеологии. Когда пользователь нажимает на иконку браузера, он хочет не просто попасть в интернет. У него есть определенная цель – зайти в социальную сеть, посмотреть фотографии, связаться с кем-то. Задача Opera – расширить возможности пользователя в интернете.
Что касается процесса работы над новым логотипом, то сначала мы внимательно изучили отношение к нам в мире и поняли, что, с точки зрения пользователя, у бренда Opera есть определенная задача. Конечно, мы могли бы сильно изменить логотип, например, на голубую звезду, но люди узнают именно нашу красную букву «О» и доверяют этому логотипу. Мы могли изменить логотип более существенно, но очень много времени и денег ушло бы на то, чтобы убедить наших пользователей в том, что синяя звездочка – это мы, а у нас не так много ресурсов для этого! Мы оставили в логотипе красную «О», но внесли небольшие изменения в ее внешний вид и изменили ее значение.
Как вы считаете, что отличает Opera от других браузеров?
Opera не похож на стандартный американский продукт, этот браузер не типичен. Дизайн Opera характерен для шведских и норвежских, а не американских продуктов – это и легкие цвета, и форма навигации.
А вообще, я просто люблю браузер Opera! Он круто выглядит, и логотип у нее отличный! И иконка приложения классно выглядит! Да, это – главное!
Почему вы выбрали именно ИТ-дизайн? Что вас привлекает в этом направлении?
В мире не так уж и много компаний, у которых есть возможность взаимодействовать с 350 миллионами человек. Это потрясающе. Сложно представить? Давайте подумаем, какие это компании. Facebook, Google, Twitter. Как видите, их не так уж и много. И Opera – одна из таких компаний. Это значит, что у нас есть уникальный шанс работать в небольшой компании примерно в полторы тысячи человек и при этом охватывать огромную аудиторию — у нас более двенадцати миллионов подписчиков на Facebook, и, если у нас есть классная идея, то мы можем мгновенно поделиться ею с людьми! Это удобно. Кроме того, мне нравится, что люди в Opera отдаются своей работе со страстью и получают удовольствие от того, что они делают.
Какие возможности перед современным дизайнером раскрывает ИТ-сфера? В чем основные трудности работы в этой сфере?
ИТ – это очень конкурентное направление. Это одновременно и преимущество, и недостаток. Проблема заключается в том, что создать просто хорошее приложение – мало. Чтобы ваше приложение попало в топ магазина приложений, где люди смогут его найти, нужна реклама и большие вложения, нужны публичные презентации. О приложении должны услышать. Сейчас очень много приложений, поэтому как-то выделиться среди них очень непросто.
Может ли хороший дизайн спасти плохую идею?
Бренд вообще не может спасти компанию, но он может ей помочь. Хороший логотип или красивый дизайн не заставят людей пользоваться плохим приложением.
Однако если у вас есть бренд, которому люди верят, то ваш продукт будет востребован, и не обязательно потому, что пользователи нуждаются в вашей продукции, а просто потому что иметь у себя приложение или вещь от вашего бренда – это модно.
В ситуации, когда компания испытывает финансовые затруднения, может ли ребрендинг или смена айдентики повысить коммерческий успех?
Безусловно. Важно понимать, что бренд – это ваша репутация. Когда компания меняет бренд, она как будто говорит: «Да! Мы видим, где мы ошиблись! Мы исправляемся!». Людям нравится верить бренду, и ребрендинг возвращает им утраченную веру, они возвращаются к компании, чтобы получить подтверждение качества.
Какие общие тенденции наблюдаются в современном дизайне? Google сменил логотип, Facebook, Opera – есть ли что-то общее в этих изменениях?
Если говорить о Google и Facebook, то они меняют цвет и форму написания логотипа. Кстати, стоит различать смену бренда и смену айдентики. Бренд – это личность. Меняется бренд – меняется все содержание компании, а не только внешний вид. А изменение айдентики – это как смена одежды. Человек тот же, но костюм на нем новый.
В случае с Opera мы поменяли буквально все: идеологию компании, функционал, визуальную составляющую и, в том числе, логотип. Google и Facebook изменили только дизайн логотипа. Но и в этом наши изменения не похожи. У этих двух компаний логотип стал плоским, у Opera – объемным. Это связано, в первую очередь, с тем, что мы не хотим быть похожими на других. Нам нравится отличаться.
В чем заключается мода современного ИТ-дизайна?
Если не считать плоских логотипов, то мода как для больших, так и для маленьких компаний сейчас состоит в том, чтобы казаться важнее, чем ты есть на самом деле. Все бренды заявляют, что они делают этот мир лучше. Людей это привлекает.
Какие бы вы дали советы разработчикам, которые создают ИТ-проект? Как сделать хороший дизайн?
Чтобы сделать хороший дизайн, не начинайте с дизайна. Часто люди пытаются сделать приложение красивым, не думая о том, что именно оно будет делать. Создавая дизайн приложения, спросите себя: что это за приложение? Какие у него задачи? Потом создайте каркас, безо всякого дизайна, просто чтобы работало, и протестируйте его на друзьях, бабушке и любимой кошке. Только после того, как вам стала понятна механика взаимодействия пользователя с приложением, приступайте к созданию интерфейса, причем начинайте с цветов, кнопок навигации, анимации и т.д. К сожалению, очень часто дизайнерские решения красиво выглядят, но совершенно неудобны в использовании. И в итоге у нас на рынке большое количество разнонаправленных продуктов – электронных книг, прогнозов погоды и сборников рецептов, – которые выглядят совершенно одинаково. У каждого приложения должен быть свои стиль, свой путь общения с пользователям. И этот стиль должен получить свое отражение в дизайне.
Часто начинающие разработчики экономят на дизайне, считая, что создать его может любой, кто владеет программой Adobe Photoshop. Что, по-вашему, отличает профессионала от любителя (кроме образования, разумеется)?
Иногда любители делают вещи, которые кажутся фантастически красивыми, но дизайнеры понимают, что думать нужно не о красоте, а о функциональности. Дизайнер знает, что не всегда самое красивое – самое удобное. И это самая большая ошибка не-дизайнеров. Не нужно делать красивый логотип, нужно сделать его правильно. Логотип не должен быть локальным, нужно стремиться к интернациональности. Кстати, есть вещи, которые я просто терпеть не могу! Это когда зачеркивают буквы в слове. Например, в одном известном бренде английских кафе в названии буква «о» перечеркнута по диагонали, так что получается «Ø». Для англичан значение слова не изменилось, для них это по-прежнему буква «о», а вот для меня, как для норвежца, это уже совсем другая буква. И значение названия полностью меняется.
Кстати о названия брендов. Какой смысл основатели вкладывали в название Opera? Изменился ли этот смысл сейчас?
Основатели браузера просто любили оперу, поэтому назвали его оперой! Они не хотели использовать в названии слова «интернет» или «поисковик», или «навигатор», поэтому они выбрали название «Опера». И сейчас это по-прежнему означает просто «опера».
Некоторые россияне при слове «опера» вспоминают сразу браузер, а не музыкальное произведение. Считаете ли вы это успехом бренда?
Это действительно так? Безусловно, считаю! Это успех!
Как креативный директор компании, как вы видите дальнейшее развитие Opera?
Компания Opera никогда еще не была лучше, чем сейчас. У нас множество новых разработок, новых идей. В будущем вы все это увидите. Opera будет становится все лучше и лучше.
Как вы видите будущее ИТ-дизайна? Какие технические новшества нужно будет учитывать в будущем?
Думаю, будущее вполне очевидно, и оно связано с тем, что приложения нужны не только на смартфоне или компьютере, но и на холодильнике, часах, в машине и так далее. Приложениям понадобится возможность запускаться на различных устройствах, причем дизайн будет нужен разный, но он должен быть узнаваем.
Спасибо, хорошего вам дизайна!