Разработка
Кто зарабатывает в экономике Amazon Alexa
Кто создает навыки для Alexa? В этой статье Cnet исследует экосистему Amazon и выясняет, можно ли заработать на создании скилов для голосовых помощников.
Джоэл Уилсон начал разрабатывать навыки для Alexa в прошлом январе — забавы ради. После нескольких недель кодинга, он запустил два навыка — это такой термин Amazon для голосовых приложений — Question of the Day и Three Questions. Оба они — это викторины о науке литературе и поп культуре.
“Я не думал о доходах, я делал это просто ради удовольствия”, — говорит Уилсон, CEO небольшой маркетинговой аналитической компании в Вашингтоне.
В мае он получил email от Amazon, в котором компания извещала его о получении доходов в рамках новой программы, выплачивающей деньги разработчикам популярных навыков. За первый месяц Amazon отправил ему 2,000 доллар. Потом стало еще лучше — он стал получать чек на 9,000 долларов каждый месяц.
Неожиданно для себя Уилсон присоединился к новой экономики Alexa — небольшой, но быстрорастущей сети независимых разработчиков, маркетинговых компаний и создателей инструментов. Все они работают над созданием голосовых обзоров, игр и рецептов для колонок Amazon Echo, главных домашних устройств Alexa. Делая это, они надеются по-своему расширить трехлетнюю платформу Alexa и заработать деньги на растущей популярности голосовых сервисов.
Два года назад мало что можно было делать с Alexa и рынок создания скилов для неё оценивался не более, чем в 500,000 долларов. Сейчас, с более чем 25,000 навыков, ожидается, что рынок достигнет 50 миллионов в 2018 году, согласно данным аналитической компании VoiceLabs. Конечно, экономика мобильных приложений с ее 50 миллиардами гораздо больше, но навыки Alexa растут намного быстрее.
Потребители редко платят этим разработчикам и маркетологам напрямую, но они заинтересованы в их усилиях. Их успех или неудача определяет количество и качество навыков, больших и сложных игр, лучших средств управления умными домами и сервисов от компании, вроде Lyft или Domino’s Pizza.
Alexa становится всё более важным бизнесом для Amazon, который расширяет присутствие помощника на миллионы подключенных к интернету гаджетов и вторгается в рабочее пространство. Привлечение большего количества разработчиков к Alexa поможет компании продавать больше устройств и усилит лидерские позиции в голосовом пространстве. Сейчас Amazon продал более 20 млн колонок Echo в США и занял 70% рынка, что сделало Alexa самой большой и активной экосистемой для разработчиков.
“Каждый навык делает Alexa умнее или полезнее”, — говорит Роб Пулциани, директор Amazon Alexa. “Мы не можем делать всё сами и хотим, чтобы инди разработчики внедряли инновации и расширяли возможности Alexa быстрыми темпами. Если сообщество разработчиков преуспеет, то и мы преуспеем”.
Ранние дни
Экономика Alexa только начинает формироваться, говорится в десятках интервью независимых разработчиков, маркетологов, аналитиков и самого Amazon.
Почти все скилы, доступные сегодня, бесплатны для потребителей, так как Amazon не разрешает разработчикам взимать плату с пользователей или работать с рекламой. Это означает, что большинство разработчиков — многие из которых любители и имеют другую настоящую работу — почти не получают денег, даже если они производят популярные навыки. Лишь немногие, как Уилсон, получают оплату через систему вознаграждений Amazon Alexa Developer Rewards. Однако Amazon работает над тем, чтобы дать компаниям больше способов заработать.
Между тем большая часть серьезных денег поступает в маркетинговой компании, которые зарабатывают от 10,000 до 200,000 долларов на создании навыков для больших брендов и групп, таких как Purina, Nestle и AARP. Хотя последняя цифра может и звучит внушительно, но она, конечно, намного меньше того, что компании обычно зарабатывают на более зрелом рынке мобильных приложений. Кроме того такие большие выплаты и работы случаются нечасто.
При этом успех Amazon совсем не гарантирован. Разработчики легко могут переключиться на конкурирующие голосовые помощники, такие как Google Assistant или Microsoft Cortana, смогут найти еще больше вариантов, когда нормально заработают Apple Siri и Samsung Bixby. Кроме того, как Google, так и Apple, могут использовать свои огромные пользовательские базы и более крупные магазины приложений, чтобы побудить разработчиков работать на своих помощников, говорит Джули Сэкс, аналитик Forrester.
«Я думаю, здесь все только начинается», — добавляет она.
Инди
История Уилсона — редкий случай. Более типичным финансовым результатом является Дариан Джонсон. Ему 40 лет, он живет в Далласе и работает в качестве управляющего директора в Accenture.
Джонсон начал работать с Alexa на хакатоне по созданию навыков. Если вы когда-либо играли в шахматы через Alexa, используя скил Chess Master или использовали Black History Facts, то вы работали с одним из семи его доступных навыков.
Помимо ежемесячного кредита в размере 100 долларов, который Amazon предоставляет для покрытия серверных расходов, Джонсон не зарабатывает деньги на своих навыках, и он не расстраивается. Он счастлив вернуться к своим корням разработчика — чего ему не хватает на работе, — и ему нравится признание в Accenture его экспертизы в Alexa.
«Это отличное хобби. Мне это нравится”, — говорит Джонсон, но добавляет: «Я думаю, что вы просто должны все заранее понимать».
Для некоторых разработчиков, заинтересованных в создании бизнеса на Alexa, ситуация не столь радужная.
52-летний Джозеф «Jo» Джакинта, ведущий разработчик IBM, сказал, что он провел последние два года — обычно, работая два часа каждую ночь — пытаясь превратить свои навыки Alexa в прибыль. Он расстроен, что этого так и не получилось.
Джакинта создал более дюжины навыков, включая основанную на Dungeons & Dragons игру 6 Sords, космическую фантастическую игру Starlanes и более глупые навыки, такие как Zombie News, где слушатели могут «услышать вдохновляющие стоны зомби».
Надеясь выжать из этих навыков хоть какие-то деньги, он опубликовал две книги, сделал футболки Starlanes, купил рекламу через Google AdWords, чтобы привлечь пользователей, и тестировал рекламу в своих навыках, хотя теперь реклама в Alexa строго запрещена.
Он получил 5,000 долларов США через программу вознаграждений Amazon в один месяц, но в последнее время эта сумма сократилась вдвое, несмотря на рост числа пользователей, говорит он. Сейчас он планирует свернуть свою работу с Alexa.
«Для разработки качественных навыков нужны качественные разработчики и много времени», — говорит Джакинта. «Если нельзя на этом зарабатывать деньги, то никто не будет серьезно этим заниматься».
Другие разработчики также сталкиваются с проблемой непрозрачности и непредсказуемости выплат в программе вознаграждений Alexa. В конце концов, сложно построить бизнес-модель, когда вы не знаете, заработаете ли вы 1,000 или 9,000 долларов в месяц.
Проблема с программой монетизации в том, что в ней нет уверенности. Мы не знаем, как это работает, — говорит один из анонимных разработчиков.
Руководящая рука Amazon
Отвечая на эти опасения, Пулциани из Amazon заявляет, что компания «неустанно исследует» способы совмещения увлекательного пользовательского опыта и «создания voice-first бизнеса» разработчиков. Он добавил, что вознаграждение учитывает множество факторов, в том числе «минуты использования, новых клиентов, постоянных клиентов, оценки клиентов и т.д.».
С октября Amazon представил два новых способа заработка. Он предлагает встроенные в навыки покупки, которые позволяют некоторым разработчикам продавать премиальный контент или подписки в навыках. Это означает, что Sony, которая сделала умение Jeopardy, может продавать подписку на Double Jeopardy, которая предлагает больше подсказок. Amazon также добавила свою услугу Amazon Pay к навыкам, поэтому, например, клиенты TGI Friday могут оплачивать свои заказы на еду через Alexa. Обе функции по-прежнему имеют ограниченную доступность, но Amazon заявляет, что больше разработчиков получат к ним доступ в 2018 году.
Amazon также говорит, что уже заплатил миллионы долларов разработчикам через свою программу вознаграждений, которая расширяется для большего числа стран в 2018.
Помимо этих вариантов, Amazon окучивает разработчиков хакатонами и вебинрами (объединившись с такими образовательными платформами, как Codecademy), создает программу Alexa Champions, в которой подчеркиваются успехи инди-разработчиков, таких, как Джонсон. Компания также запустила конкурс Alexa Prize для учащихся колледжей, в котором выплатит победителю 500,000 долларов.
«Они вкладывают огромные суммы в развитие экосистемы», — говорит генеральный директор VoiceLabs Адам Марчик. «Они много делают, и они платят людям».
Одно потенциально прибыльное направление — реклама — пока так и не заработала. VoiceLabs в мае представила рекламную программу, в которую вошли ESPN, Progressive и Wendy’s. Но она остановилась после того, как Amazon ужесточил свою рекламную политику. Марчик добавил, что у него есть один клиент, готовый тратить по 20,000 долларов в месяц на рекламу, но отметил, что в целом Amazon прав в своей осторожности и нежелании раздражать пользователей.
Навыки не дешевы
В прошлом году Ахмед Бузид совершил прорыв в экономике Alexa. Сначала он работал в команде Amazon Alexa, а потом ушел, создав свой голосовой стартап для работы с e-commerce гигантами.
«Все сигналы указывают на то, что это должно взлететь, — сказал он, — и чем раньше вы начнете, тем лучше».
В феврале он запустил свою компанию Witling и теперь у него около 10 сотрудников. Его компания разрабатывает и размещает голосовые приложения для Cortana, Google Assistant и Alexa — в клиентах у него AARP и Motley Fool. Его компания взимает плату за разработку простых навыков из шаблонов в размере от 300 до 1,000 долларов, зарабатывая деньги на абонентской плате от 100 до 500 в месяц на их поддержание.
Другие компании предлагают более сложные, индивидуальные навыки, но это стоит больших денег. Немногие крупные бренды готовы их вкладывать, но маркетологи полагают, что ситуация вскоре изменится, так как все больше компаний узнают о голосовых платформах.
«Эту отрасль, я уверен, ждет взрывной рост, как когда-то веб-разработку», — говорит Пэт Хигби, генеральный директор XAPPmedia, который берет сотни тысяч долларов за навыки. «Это произойдет в следующем году».
Possible Mobile, принадлежащая рекламному гиганту WPP, делает навыки за 30,000-100,000 долларов. В эту сумму входит проектирование, кодинг и QA-проверка, говорит Даниэль Рубенштейн, креативный директор. Тем не менее, навыки Alexa составляют всего около 5 процентов от общего объема бизнеса Possible Mobile, и эти проекты обычно являются частью более крупных маркетинговых кампаний для клиентов.
Mobiquity, бостонское агентство, которое сделало навыки для Purina и Nestle, также получает лишь 5-10% своего дохода от голосовых приложений — в общей сумме это несколько миллионов долларов — но видит в голосе возможности роста, говорит Энди Норман, главный операционный директор.
«Я действительно, искренне верю, что голос близко”, — сказал Рубенштейн. «Это неотвратимо, как зима».
Готовясь к прыжку
Когда вступили в действие новые правил Amazon, Уилсон сосредоточил большую часть своих сил на создании нового стартапа под названием VoicePress.AI, который разрабатывает и размещает навыки для компаний, аналогично тому, что делают Witlingo или Possible Mobile. Он также говорил с некоторыми венчурными капиталистами о потенциальном финансировании голосовых стартапов.
Но спустя два месяца он решил разделить свое время между работой с Alexa и его существующей маркетинговой аналитической компанией с ее более предсказуемыми выплатами. Amazon не дал ему доступа к новым программам по заработку денег, и он сомневается, что они все равно будут работать с его навыками. Он надеется, что когда-нибудь сможет показывать рекламу.
Его неуверенность в работе на Alexa в полную силу иллюстрирует риски молодой платформы и, возможно, необходимость Amazon делать еще больше для распределения доходов.
«Это сложная ситуация», — сказал он о программе вознаграждения, — «потому что от этой программы Amazon может отказаться в любой момент».