Интервью
Марат Башлыков (Roadar): наш продукт сможет заменить водителю… всё
RoadAR создан для того, чтобы помогать водителям на дороге. Приложение включает в себя функции видеорегистратора, распознавания дорожных знаков и предупреждения о зоне их действия. О том, то еще интересного предлагает продукт, AppTractor поговорил с одним из его создателей — Маратом Башлыковым.
RoadAR создан для того, чтобы помогать водителям на дороге. Приложение включает в себя функции видеорегистратора, распознавания дорожных знаков и предупреждения о зоне их действия. О том, то еще интересного предлагает продукт, AppTractor поговорил с одним из его создателей — Маратом Башлыковым.
Почему вы решили создать именно такое приложение?
В свое время мы часто ездили на машинах и столкнулись с тем, что ни один навигатор или видеорегистратор не предупреждает о знаках. Какие-то из существующих продуктов предупреждают, конечно, но только о некоторых знаках — причем часто делают это неправильно. Мы долго искали подходящий сервис, но так и не нашли. И… решили сделать его сами.
Как искали разработчиков и других сотрудников?
Изначально в команде было двое: я и Евгений, по образованию он программист. Но по специальности особо никогда не работал. Мы пришли к его сокурснику — он очень классный разработчик, и вместе с ним взяли еще несколько классных специалистов.
Вообще, как показывает практика, хороших разработчиков можно найти где угодно. Чаще всего получается найти их через знакомых, но иногда и совершенно незнакомые люди приходят к нам. Например, как-то раз на дне открытых дверей в IT-парке к нам пришел парень и сказал: «О, круто! Вы делаете какую-то прикольную штуку! А можно я буду с вами»? В итоге он в нашей команде до сих пор, причем придумывает абсолютно невероятные с точки зрения реализации вещи. Если все говорят: «Это невозможно сделать!», мы идем к нему. И он делает.
Сейчас у нас в штате девять человек, и мы если и ищем разработчиков, то с нестандартным, интересным мышлением.
А что насчет инвестиций?
Сначала мы вложили свои деньги, потом продали машины ради вложений, а потом уже привлекли инвестиции. Всего было вложено порядка $50 тысяч — это из наших личных сбережений.
Что было самым сложным?
Да сложности начались почти сразу! Сначала мы пошли с идеей в бизнес-инкубатор Казанского IT Park’а, прошли отбор и встретились с инвесторами из Москвы — те пообещали нам деньги. Мы обрадовались, набрали команду, причем большая ее часть тут же ушла с работы, чтобы полностью окунуться в проект. И тут… инвестор сказал, что передумал. Но делать нечего, пришлось продавать машины, чтобы не подводить людей — и так мы жили примерно год. Через год получили первые инвестиции.
При этом первый прототип мы выпустили через четыре месяца, а релиз произошел месяцев через десять. Хотя нам часто говорили (и, в частности, в бизнес-инкубаторе), что большинство наших задумок технически невозможно воплотить. Например, на телефоне в режиме реального времени распознавать знаки. Но мы все это сделали, и это только первый этап. Сейчас мы работаем над навигацией в дополненной реальности. Предполагаем, что наш продукт сможет заменить водителю… всё.
Как обстоят дела с монетизацией продукта?
Приложение бесплатное, и мы сейчас предлагаем за дополнительную плату некоторые «фишки». Например, по умолчанию все оповещения сопровождаются звуковыми сигналами, но если вы хотите вместо них слышать приятный женский голос — заплатите немного денег, и тогда все будет. Но это приносит мало денег — копейки, можно сказать. Еще один реализованный на данный момент вариант монетизации — премиум-аккаунт. Ситуация там такова: вы сейчас платите деньги за все функции, которые будут реализованы потом. Соответственно, потом они предоставляются вам по умолчанию.
Изначально я очень скептично относился к этой идее: мол, кто станет покупать кота в мешке. Но результат меня шокировал: подавляющее большинство людей действительно доверяют нам настолько, что готовы платить деньги за то, что получат в будущем. Это, конечно, очень приятно и лестно.
Также думаем монетизироваться за счет расширения функционала — тут планов много. Еще у нас самая обширная база дорожных знаков в России — ее можно продавать логистическим компаниям.
По поводу рекламы: мы спрашивали наших пользователей, как они к ней относятся. Большинство из них отреагировали положительно, но при условии, что эта реклама будет действительно им полезна. То есть реклама с привязкой к местоположеню человека, геотаргетированная реклама. К примеру, мы видим, что человек каждый день останавливается возле детского сада. Логично предположить, что у него есть ребенок, значит, реклама детских товаров может быть ему интересна.
Спасибо, хороших вам поездок!