Connect with us

Разработка

Обсуждение в Facebook: Геймдева больше нет

Сейчас в интернете нет подотрасли с большим кризисом (не кадров), а именно кризисом в целом, чем геймдев. Это усугубляется еще и тем, что геймдев, как подотрасль, привык жить очень широко.

Avatar photo

Опубликовано

/

     
     

Алена Владимирская в своем посте в Facebook поделилась своим впечатление о состоянии игровой индустрии:

alena

Сначала общий тезис: сейчас в интернете нет подотрасли с большим кризисом (не кадров), а именно кризисом в целом, чем геймдев. Это усугубляется еще и тем, что геймдев, как подотрасль, привык жить очень широко. Поэтому рецессию и стагнацию переживает особенно неприятно (нет привычки экономить).

  1. Зарплаты внутри геймдева не растут прежними темпами уже более полутора лет.
  2. Время вкусных опционов прошло: отрасль уже достаточно старая, поэтому первая самая сладкая волна опционов прошла, а второй и третьей (я про значительные опционы) не возникло из-за того, что отрасль после нескольких мировых неуспехов не пошла на IPO и не случилось очень громких продаж стратегам. Отсюда потеря еще части значительных денег — геймдев стал значительно менее интересен инвесторам любого уровня.
  3. В отрасль мало идут умные кадры извне: прежде всего, из-за первых двух пунктов, но еще и из-за того, что отрасль находится в ментальном кризисе все ищут новую модель, но пока ее нет, отрасль не привлекательна для безумных гениев -новаторов, какие массово туда шли 15 лет назад.
  4. Отрасль впервые стала испытывать конкуренцию за кадры не только внутри (что было всегда). но и извне.

Кто конкурирует с разработкой игр за кадры?

Года три назад впервые большой интернет обнаружил, что в геймдеве есть очень качественные кадры. абсолютно необходимые другим отраслям. И это НЕ ПРОГРАММИСТЫ.

  1. Маркетологи, которые умеют монетизровать. Их стал забирать е-коммерс, крупные стартапы на стыке он-лайна и оф-лайна, крупные не онлайн компании, которые пошли в он-лайн (банки, ритейл).
  2. Продюсеры. Их стали забирать крупные стартапы и он-лайн образование.
  3. PRщики. У них оказался бесценный опыт выхода на азиатские рынки, который сейчас остро необходим.
  4. Аналитки. Забирают все: от порталов и банков, до телекома и пригосударственных медиа.
  5. Ну и мобильные разработчики, конечно

Что надо делать индустрии?

Геймдев перестал быть таким привлекательным и одновременно уже выбрал (фактически выкупил) ресурс провинциальных студий, за счет которых решал кадровую политику в последние годы.

Вывод:

  • держать людей опционами;
  • выводить отрасль из кризиса смысла — только тогда начнут приходить качественные люди.

Среди ответов есть, конечно, и несогласные.

Сергей Романенко (PlayFlock):

1

1) Зарплата не растёт, как раньше?

А почему она должна расти, как раньше? Ситуация была аномальной, рынок рос взрывообразно, сейчас этого нет, поэтому сейчас рост зарплат нормальный, обычный и лучше чем в целом по РФ.

2) Время вкусных опционов прошло.

Здесь аналогично. Да, прошло, вместе с завершившимся периодом взрывного роста.

3) Мало умных кадров извне?

Кадры из другой сферы приходят, но их здесь уже не ждут, здесь уже хватает людей с опытом именно в геймдеве. Ничего плохого здесь нет.

4) Конкуренция за кадры извне.

Причина в том, что индустрия еще не постарела, но в ней уже накопились опытные кадры и они интересны и в других отраслях. Нюанс в том, что кто хочет делать игры не уйдет, им еще и платят за это достойно, и это тоже нормально, каждый должен быть на своем месте.

5) Тезис «люди уходят, а притока нет».

Уходят те, для кого это был очередной интересный тренд, они так и будут прыгать по трендам, это просто стиль жизни. Остаются те, для кого геймдев сам по себе был целью. На тот объем проектов, что сейчас есть, тех, кто остался вполне хватает. В итоге, приток появится вместе с проектами, а они появятся вместе с тем, как растут спецы внутри компаний.

И да, люди едут за пределы РФ, но геймдев здесь совсем не особенный, это в целом для страны сейчас так.

А теперь немного о другой, позитивной стороне медали.

  1. Объем российского рынка в деньгах растет, где быстрее, где медленнее, но растет.
  2. У тех, кто работает на зарубежных рынках, все шикарно. У варианта фифти-фифти, тоже все хорошо, ибо ФОТ в рублях, а заработки в зарубежной валюте в том числе. Те, кто работает только в России ошибся в стратегии, и к рынку это имеет мало отношения.
  3.  не могу привести пример отрасли в РФ, где все сейчас все гладко. Или хотя бы лучше, чем в геймдеве.
  4. Во времена кризиса люди играют больше, что нивелирует потери от того, что они меньше платят. Держать сильных людей опционами, ну так это всегда и везде верно, к геймдеву и текущей ситуации это имеет мало отношения.

Так что, на мой взгляд, слишком много черных красок в этой заметке.

Сергей Орловский (Nival):

orl

Игры должны делать люди, которые без этого жить не могут. Это как с писателями. Можешь не писать — не пиши. А то, что на локальном всплеске последних десяти лет, вызванном приходом новой бизнес-модели, в индустрию пришло много людей за деньгами, и то, что индустрия готова была их платить — это аномалия. Люди, которые пришли за деньгами, должны уйти. Люди, которые без игр не могут жить, останутся. И всем будет счастье.

Сергей Бруй (Vizor Interactive) поддерживает его точку зрения:

brui

Проблемы в индустрии с кадрами нет (то есть не так — эта проблема перманентна, но как константа не особо меняется), как нет и кризиса (для того, чтобы был кризис, должен был быть взлет, что-то подсказывает, что сейчас индустрия на пике заработков).

Есть смена бизнес-моделей, лидеров рынка и, как следствие, миграция кадров. Из индустрии уходят случайные люди, абсолютно поддержу Сергея Орловского.

Нам в Минске на 99% не интересны дорогие динозавры, строившие банковские системы в эпаме, не интересны их продажники и прочее. Их маркетологи не помогут продвинуть наши продукты и так далее. Геймдев — это пунктик, если он в человеке есть — его можно вытянуть откуда угодно.

Основой успеха игровых компаний становится умение находить и воспитывать кадры, а не переманивать дорогих людей с огромным багажом (релевантного-то багажа почти ни у кого и нет).

Алексей Пациорковский:

pia

В геймдев еще и стремительный отток кадров за пределы РФ параллельно идет, программисты в первую очередь, но и художники с бизгаями не отстают. В последние лет пять поехали уже такие ребята, которые ранее даже и не думали об отъезде, скорее всего.

Сергей Галенкин написал целый пост о состоянии дел в геймдеве:

gal

Старички-руководители плачутся про отсутствие нового поколения, которое придет к ним делать фермы за еду и гордиться причастностью, но не видят их и делают вывод, что нового поколения нет, все пропало.

Никуда оно не пропало, нового поколения хватает, просто оно пилит проекты на западный рынок и делать фермы за еду не идет. А если идет, то чтобы набраться опыта и перейти куда-то не за еду или делать не фермы.

В наших странах за последнее время выпущено порядочно небольших и средних проектов, которые показывают хорошие результаты на том же Steam, но вы не знаете о том, что это наши, потому что с переводом на английский у них все в порядке, постсоветского лубка в дизайне нет, и еще они не читают киноты на КРИ, потому что КРИ, ну вы в курсе.

Хотите увидеть новый постсоветский геймдев? Приходите на DevGAMM, где его хватает (но он не торгует лицом, как старая школа), но лучше приезжайте на западные конференции.

При этом это неправильно называть постсоветским геймдевом, потому что спустя двадцать пять лет после смерти СССР, выросло наконец-то поколение разработчиков, которые видят себя частью мирового геймдева, а не локального.

Ему же вторит Евгений Пономарев-Розенфельд (Walt Disney):

ponomarev

Очень странное видение игровой индустрии. Игры делают все те же люди, что и 10 лет назад. Никто никуда не уходил. Раньше индустрия была ограничена границей, но сейчас это уже одна индустрия без границ. И тенденция очевидна.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement

Мероприятия

май, 2023

Telegram

Популярное

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: