Разработка
Замахнуться на малое: как писать приложения для Apple Watch
Артемий Соболев, разработчик в Parallels, рассказал о трудностях, с которыми неизбежно столкнется разработчик приложения (причем приложения для любых умных часов, а не только именно «яблочных»).
«Умные часы» от Apple буквально ворвались на рынок этой весной: уже в первый день начала предзаказа их продажи превысили количество проданных Android Wear, а с момента официального старта продаж вообще заняли второе место на рынке носимой электроники (сразу после фитнесс-браслетов Fitbit). Благодаря такой популярности (и официальному разрешению Apple) часы заинтересовали не только производителей ремешков, но и разработчиков приложений. Ведь это не только возможность дать пользователю несколько новых полезных функций, но и новая, экспериментальная среда, со своими новыми правилами. Артемий Соболев, разработчик в Parallels (недавно компания как раз анонсировала поддержку Apple Watch в своем мобильном приложении удаленного доступа Parallels Access), рассказал о трудностях, с которыми неизбежно столкнется разработчик такого приложения (причем приложения для любых умных часов, а не только именно «яблочных»).
Очень маленькие
Главная особенность Apple Watch в том, что они не просто маленькие, а крохотные – причем во всех отношениях: относительно слабенький процессор, небольшая память по меркам современных смартфонов, совсем крохотная батарейка и маленький экран. Это нестандартно для разработчиков мобильных приложений, которые привыкли к уже сравнительно большим экранам и высокой производительности смартфонов, позволяющими и обрабатывать приличные объемы данных (включая графические) и «развернуться» с точки зрения интерфейса. Но помнить об истинных размерах Apple Watch нужно с самого начала — это станет краеугольным камнем при разработке функциональности приложения и определении его полезности для пользователя.
Очень мало времени
Еще одна вещь, о которой разработчик должен позаботиться с самого начала (с момента проектирования приложения), – это время взаимодействия с этим приложением, и оно предполагается достаточно коротким. Пользователь проводит в нем всего несколько секунд, что серьезно ограничивает сценарий использования: человек не должен нажать 10 кнопок, чтобы получить желаемое. Иначе в процессе достижения он обязательно либо отвлечется, либо потеряет терпение, либо попросту запутается и не справится.
Без авторизации
К сожалению, в этом отношении умные часы не могут быть на 100% самостоятельным инструментом. Дело в том, что для подавляющего большинства сервисов необходима авторизация пользователя, а ее практически невозможно пройти на часах (нет клавиатуры, а ввести пароль голосом не получится). Поэтому часы покрывают максимально простые случаи использования телефона и об этой стороне процесса необходимо помнить с самого начала.
В необычных местах
Нужно помнить, что пользователь возьмет часы туда, куда обычно не берет даже телефон. Поэтому сценарии использования часов могут быть самыми неожиданными: на остановке, по пути домой, в пробке и даже в душе. И это гораздо шире, чем сценарии использования смартфона. Некоторые даже спят в часах, что может определять для вас поведенческие мотивы и, соответственно, возможности применения приложения.
Это не телефон на ремешке
Приложения для умных часов не заменяют собой ни телефон, ни планшет, ни компьютер. Не нужно писать приложения, держа в голове картину мира, где все эти девайсы равнозначны, нужно подумать, какая функция будет проста и возможна именно для часиков, и при этом учитывала, что у человека есть и другие устройства. Например, приложение для заказа Uber-такси в Apple Watch – пример такого идеального сценария: человек выходит из аэропорта, заходит в приложение и нажимает одну кнопку вызова такси. В самом приложении он проводит максимум пару секунд. Но при этом вся информация для того, чтобы вызвать такси, есть на телефоне (при условии, что человек хоть раз пользовался приложением ранее).
Без дубляжа
Приложение на часах не должно полностью дублировать приложение на телефоне. Если ваше приложение позволяет заказывать пиццу, и у вас огромный ассортимент, то показывать все наименования одним списком будет большой ошибкой. Представьте, что у вас 100 товаров, а пользователь должен будет крутить этот список на малюсеньком экране! Это не значит, что сервисы доставки пицц не должны делать приложения для Apple Watch. Просто им нужно продумать, какое действие пользователь совершает чаще всего. Примером тут может быть доставка самой любимой пиццы. Вместо того, чтобы показывать весь список, приложение, допустим, показывает две наиболее часто заказываемые пользователем пиццы и одну новую популярную.
По этому же сценарию разработки мы и пошли, когда создавали свое собственное приложение для Apple Watch: сейчас пользователь мобильного приложения удаленного доступа Parallels Access может видеть прямо на экране «умных часов» список своих удаленных компьютеров, может с часов в один клик инициировать подключение к ним или «разбудить» удаленный компьютер, если он находится в спящем режиме.
А вдруг оно не нужно?
При проектировании и выборе сценариев разработчик должен сразу ответить за пользователя на один простой вопрос: а не быстрее ли будет достать телефон и сделать ровно то же самое? Если снова взять пример с доставкой пицц (или любых других товаров), то логично, что полное меню все-таки нужно демонстрировать на большом экране телефона: тогда будут доступны большие красивые картинки и разборчивый шрифт. Ответ на этот вопрос может коренным образом поменять сценарий использования.
«Усложнялки»
В умных часах присутствуют программные надстройки для циферблатов, которые называют «усложнялками» (complications). Среди них — будильники, погодные виджеты, хронографы, напоминания о встречах, интерактивные анимации и многое-многое другое. Этот список каждой пользователь определяет для себя самостоятельно в зависимости от важности и приоритетности информации «усложнялки». Нажав на нее, пользователь открывает соответствующее приложение. Для каждого варианта оформления предлагаются дополнительные опции настройки виджетов-«усложнялок». При разработке своего приложения вы можете сделать «усложнялку» частью приложения и завоевать свою аудиторию через простое и понятное дополнение к циферблату.
Glances
Эти экраны используются для того, чтобы показать более актуальную информацию, предоставляемую приложением, на одном экране. Например, это может быть график акций за неделю или песня, которая сейчас проигрывается, вместе с кнопками play/pause. Пользователь может выбирать, какие приложения будут показаны в Glances. Это тоже поле для творчества и момент, на который нужно обратить внимание при планировании своего приложения.
Уведомления
Эти всплывающие экраны показываются при приеме уведомлений. Например, о том, что кто-то написал вам письмо, или что какая-то функция в игре восстановлена, и можно «рубиться» далее. Эту функциональность также можно использовать при разработке своего приложения, но, как и везде, нужно показывать максимально простой интерфейс с большими кнопками.
Digital Crown
Размер пальца сопоставим по размерам с экраном часов, поэтому при прокрутке пальцем закрывается значительная часть экрана. Вообще в целом при разработке приложения факт соотношения пальца и экрана нужно постоянно иметь в виду. Мы с этим столкнулись, еще когда делали самую первую версию Parallels Access (для iPhone), и это выросло в большую серьезную функциональность, позволяющую более точно кликнуть пальцем в нужный мелкий элемент интерфейса (так, например, появились «увеличительное стекло», видоизменяющийся курсор и многое другое). А в вопросах прокрутки стоит помнить, что для замены пальца есть колесико digital crown.
Приложения для рынка носимых гаджетов считаются одним из самых перспективных направлений мобильной разработки. Но все-таки всегда стоит помнить главное: «умные» часы – это продолжение вашего смартфона и адаптированная с учетом вышесказанного функциональность его приложений.