Connect with us

Исследования

Brand Analytics: Мессенджеры в России – цифры и тренды

Уже сейчас можно говорить о том, что каналы в мессенджерах стали удобным источником потребления контента для многих пользователей соцмедиа.

Леонид Боголюбов

Опубликовано

/

     
     

Звонки в Telegram, секретные чаты в Viber, исчезающие статусы в WhatsApp – последнее время новости о мессенджерах появляются буквально ежедневно, и вызывают активные обсуждения не только в профессиональной среде, но и среди рядовых пользователей. Тренд очевиден – мессенджеры становятся все более популярным каналом коммуникации, захватывая в том числе и публичное пространство с помощью чатов и каналов.

Компания Brand Analytics провела исследование обсуждений мессенджеров в социальных медиа и поделилась данными о темпах роста внимания к ним и о последних трендах.

Популярность мессенджеров в динамике: февраль 2017 против марта 2016

По данным мобильных операторов в России мессенджер номер один – WhatsApp, им пользуются 68.7% клиентов Билайна и 47.6% среди абонентов Мегафон. На втором месте Viber – 45.7% и 39.7% соответственно. Доля пользователей Телеграма пока не так существенна – этим мессенджером пользуются всего 7.5% абонентов Билайна. Исследование Brand Analytics по упоминаемости мессенджеров в социальных медиа коррелируют с этими данными.

Обсуждения мессенджеров и доля упоминаний каждого из них – наглядный показатель популярности среди пользователей. Анализ обсуждений каналов коммуникаций позволяет выявить какие из них наиболее востребованы, а какие – теряют свои позиции. Наибольшая доля сообщений в феврале 2017 года содержит упоминания WhatsApp – 30% и Viber – 27%. SMS занимают третью строчку рейтинга с долей 16%, у Skype – 14%. Доля упоминаний Телеграма составила 11% от общего объема. В категорию «Другие» попали такие мессенджеры как Snapchat, ICQ, iMessage и Facebook Messenger, доля каждого из которых в сообщениях пользователей социальных медиа составила менее 1% от общего объема упоминаний.

Если сравнить свежие февральские данные с данными годичной давности за март 2016 года, то нельзя не отметить рост суммарного объема упоминаний мессенджеров в 1.7 раза – с 4.4 млн до 7.6 млн упоминаний в месяц. При этом существенно изменилось распределение долей обсуждений различных мессенджеров.

В порядке распределения мест в рейтинге одно, но очень принципиальное изменение – Skype потерял первую позицию и переместился на четвертую, пропустив вперед тройку лидеров – WhatsApp, Viber и SMS. Сразу за Skype и дышит ему в спину – Телеграм.

Абсолютным лидером роста по числу упоминаний по сравнению с данными марта 2016 года стал Телеграм. Этот мессенджер показал четырехкратный рост – с 49 000 до 194 000 упоминаний в месяц.

Наиболее резкое падение объема упоминаний – у Skype – в 1.6 раз по сравнению с прошлым годом и у ICQ – в 2 раза. Последний включен в «другие» данных за февраль 2017 года.

Как используются мессенджеры: анализ контекста упоминаний в соцмедиа

Упоминания мессенджеров в социальных медиа позволяют не только оценить долю и темпы роста каждого из них, но и проанализировать контекст обсуждений. У лидеров рынка – WhatsApp и Viber основная масса упоминаний связана с обменом контактами для приобретения товаров и услуг, при этом часто используются оба канала коммуникации, но можно отметить, что WhatApp больше используется интернет-магазинами, тогда как Viber – в качестве средства коммуникации между заказчиками и исполнителями различных услуг – от фотографов до визажистов.

Что же касается Телеграм, то пользователи соцмедиа часто делятся ссылками на каналы и чаты и обсуждают публичный контент в мессенджере.

Использование мессенджеров не только для личного общения, но и для общения в публичных чатах и чтения публичных каналов – один из трендов 2017 года. Чаты и каналы превращают мессенджеры в социальные медиа и привлекают новых пользователей. Тренд-сеттером тут безусловно является Телеграм, что, вероятно, и помогает мессенджеру расти столь высокими темпами.

Топ-30 публичных каналов в Телеграме

Мы проанализировали наиболее популярные русскоязычные каналы Телеграма по размеру аудитории и выяснили, что наиболее успешные из них делают ставку на уникальный авторский контент, актуальный в режиме реального времени. В Телеграме популярны каналы юмористической и развлекательной тематики и в этом предпочтения аудитории Телеграма похожи на интересы пользователей ВКонтакте. А особенностью аудитории Телеграма является повышенное внимание к каналам, посвященным политике и экономике, образовательному и профессиональному контенту – изучению английского, науке, психологии, маркетинговой, digital и PR-тематикам.

Топ-30 каналов Телеграма по объему аудитории

В Топ-30 всего 2 канала официальных СМИ – @meduzalive на 14 месте и @rt_russian на 27 строчке рейтинга. Согласно каталогу самого Телеграма, новостных каналов в топе больше, однако они не принадлежат официальным СМИ. В частности, и Медузу и RT в Телеграме обходит канал-агрегатор «Интересные статьи», впрочем канал Медузы имеет все шансы обойти его в ближайшее время. Отставание канала RT – более серьезное, его также превосходят по числу подписчиков Лентач, Freakbook и Давыдов.Индекс. Не попали в Топ-30, но ведут активные Телеграм-каналы с аудиторией более 5 000 человек такие проекты, как: Сноб @snobru (15 356 подписчиков), Телеканал дождь @tvrain (9 562 подписчика) и Российская Газета @rgrunews (8 363 подписчиков).

Уже сейчас можно говорить о том, что каналы в мессенджерах стали удобным источником потребления контента для многих пользователей соцмедиа. В потреблении новостного контента пользователи Телеграма предпочитают подборки с анонсами новостей от агрегаторов и те каналы, которые публикуют контент 1-2 раза в сутки – аудитория у них значительно шире, чем, например, у СМИ, бомбардирующих подписчиков новостями в течении всего дня.

Однако на данный момент потребление контента в каналах носит скорее закрытый характер и не способствует его распространению. За пределами Телеграма даже самые популярные каналы практически не упоминаются, а обсуждение и распространение контента зачастую остается внутри мессенджера. Контент же развлекательных каналов, таких как Хардкор, Анекдоты, Ты не поверишь и других – выходит за пределы мессенджера. Делятся этим контентом в основном пользователи Фейсбука (около 60% репостов контента из каналов Топ-30 публикуется именно в этой сети) и ВКонтакте (около 20%).

Резюмируя, можно отметить, что тренд роста внимания к мессенджерам продолжается. На общем фоне двукратного роста объема упоминаний, лидером роста с четырехкратным показателем стал Телеграм. Рост внимания к Телеграму связан, в том числе, с активным использованием публичных каналов – за год число пользователей русскоязычных каналов увеличилось в разы – с сотен до десятков тысяч. Наиболее активный рост показали каналы с уникальным авторским контентом – развлекательным, образовательным, и каналы с актуальной информационной повесткой дня и политикой.

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
 

Наша рассылка

Нажимая на кнопку "Подписаться" вы даете согласие на обработку персональных данных.

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.