Исследования
Опубликована «Золотая Cотня российского Digital» 2015 года
Сегодня опубликованы результаты главного рейтинга Ruward 2015 года — Золотой Сотни российского Digital, комплексного чарта агентств из всех сегментов агентской digital-отрасли.
Сегодня опубликованы результаты главного рейтинга Ruward 2015 года — Золотой Сотни российского Digital, комплексного чарта агентств из всех сегментов агентской digital-отрасли: веб-разработок, SEO, контекстной рекламы, PR/SMM, mobile-разработки, комплексных digital-услуг.
Золотая Сотня — уникальный аналитический продукт. Все существующие на рынке рейтинги проводят ранжирование в рамках локальных сегментов рынка интерактивных коммуникаций. Методика агрегации Ruward позволила создать первый чарт, который отражает текущую ситуацию на всем рынке, а не только в отдельных его сегментах. Сотня 2015 учитывает результаты агентств в 56 различных локальных топах, опубликованных в течение прошлого года разными аналитическими структурами рынка.
Ситуация на рынке в 2015 году
Кризисный 2015 год стал ожидаемо сложным для российского digital-рынка. Активный рост объемов наблюдается только по сегменту мобильных разработок и маркетинга, а также направлению контекстной рекламы. Остальные сегменты рынка показывают незначительный рост или незначительное падение объемов, а рынок медийной интернет-рекламы показал в первые месяцы 2015 существенное падение (по данным АКАР за январь-март 2015).
Основываясь на результатах ряда собственных исследований рынка, аналитических данных и опросах руководителей крупных агентств, компания описала ряд важных трендов/факторов, которые оказывают существенное влияние на рынок в течение 2015 года:
- Резкие перепады на валютном и фондовом рынках, внешнеэкономические и внешнеполитические риски формируют высокий уровень неопределенности на рынке digital-коммуникаций. Увеличивается процент «отказа» клиентов от работ по текущим и новым, только что подписанным, контрактам, бюджеты перетекают из одних клиентских отраслей в другие, зачастую агентства сами нагнетают обстановку на эмоциональном уровне.
- Если же говорить про реальные показатели, то в большинстве своем агентства демонстрируют стагнацию или незначительный рост по оборотам, и довольно оптимистично описывают перспективы развития своего бизнеса (вместе с тем, ряд агентств уже столкнулся с действительно серьезными финансовыми проблемами). В чем почти единогласно сходятся большинство представителей агентств — так это быстрый рост дебиторской задолженности по уже выполненным работам, и это, наверное, единственный статистически подтвержденный кризисный фактор финансового характера.
- «Средние расценки» на различные каналы digital-коммуникаций уже достигли определенного уровня взросления и насыщения, и уже не являются однозначно более привлекательными, чем аналогичные каналы оффлайн-коммуникаций. Поэтому, по сравнению с кризисом 2008-2009 года не стоит ожидать повального перетекания клиентских бюджетов из оффлайна в онлайн в 2015 году.
- Ключевым трендом, о котором, так или иначе, упоминают все эксперты рынка является «измеримость». Измеримость метрик по каналам, измеримость ROI и других KPI, измеримость всего процесса взаимодействия агентства с клиентом в широком смысле этого слова.
- В продолжение разговора об измеримости — одним из наиболее значимых трендов стало развитие идеологии Performance Based Marketing и акцент на этой схеме работы с крупными заказчиками многих ключевых агентств рынка. Также нужно констатировать возросшее внимание крупных агентств к CRM/eCRM инструментам и наращивание компетенций в этой области, а также активное развитие RTB-инструментов и идеологии Programmatic Buying.
- Продолжается активный процесс M&A (слияний и поглощений), описанный нами впервые как важный тренд в прошлом году. Кризис только способствует объединению комплементарных агентств (за счет возможного снижения издержек), а разнонаправленные вектора на рост и падения у различных агентств только подогревают привлекательность поглощений и приобретений крупными игроками более мелких агентств.
- Как и прошлом году, усиливается процесс давления на сегмент небольших агентств, работающих в низком ценовом диапазоне, со стороны SaaS-сервисов, стремительно набирающих популярность в сегменте СМБ.
- Уже несколько лет подряд за счет постоянной ротации кадров со стороны агентств на сторону клиентов растет уровень компетентности конечного заказчика, и это не может не радовать.
Список наиболее острых проблем агентского рынка остается почти неизменным. Это низкий порог входа на рынок, большая ротация «агентств-однодневок», мелко-дисперсное распределение игроков (более 10 000 действующих агентств в России), низкий средний уровень клиентского сервиса и поддержки, слабый уровень стратегической экспертизы, частое отсутствие компетенций в собственном маркетинговом аспекте агентств. Разве что кадровый голод и общий уровень перегретости зарплат постепенно идет на спад.