Интервью
Алексей Шереметьев (Planner 5D): учимся делать сложные вещи доступными
Planner 5D – один из лучших российских «программных» стартапов, был создан разработчиком Сергеем Носыревым и дизайнером Алексеем Шереметьевым. Planner 5D прошел инкубатор Farminers, получил награду Start Fellows и сейчас активно развивает свои продукты.
Мы побеседовали с основателем компании Алексеем Шереметьевым о мобильных приложениях компании, их разработке и бизнесе, связанном с ними.
Вы можете обрисовать, чем занимается приложение PhotoPlanner, что оно делает для пользователей, насколько оно уникально?
Все просто: приложение позволяет человеку спланировать интерьер с помощью камеры телефона. Работает это следующим образом: человек берет iPhone или iPad, устанавливает приложение, и может примерить мебель в комнату, перед покупкой или просто при планировании помещения. Он фотографирует место, где должен стоять, например, диван, потом из каталога, который прилагается к приложению, выбирает диван, который ему нравится, и устанавливает его на эту фотографию. И, учитывая перспективу и все прочее, этот 3D диванчик встает в нее, и можно получить видение будущего дивана, но в настоящей комнате.
Прекрасно! На Android такого нет?
В данный момент нет, но разработка планируется. Сейчас есть на iOS, под iPhone и iPad.
А как каталог мебели формируется? Произвольный предмет я же не могу сфотографировать и вставить?
Пока что он формируется нами, мы сами нагенерировали кучу мебели, в данный момент каталог совпадает полностью с каталогом Planner 5D, но в будущем мы планируем привлекать реальные бренды, которые будут рекламировать там свои предметы интерьера. Как раз не назойливым образом, а очень полезным, юзабельным для пользователя – когда вы можете взять реальную мебель реальной компании, примерить ее, и если она вам подходит — приобрести.
Это одно из основных направлений монетизации, и в данный момент PhotoPlanner не монетизируется?
В данный момент да, он не монетизируется. Мы его запустили как эксперимент, посмотреть, насколько это интересно, насколько это работает, и в будущем мы собираемся его монетизировать таким путем. Помимо этого, есть еще варианты такие, как WhiteLabel – то есть для компаний PhotoPlanner’ы личные. Есть такая компания, допустим, как ИКЕА, она полностью свой каталог может в таком виде представить пользователю – как мобильное приложение, с помощью которого можно фотографировать и планировать.
Какие технологии заложены в приложение? Насколько я понимаю, это достаточно сложно – сделать трехмерную модель комнаты, чтобы туда можно было вставлять мебель. Сколько длилась ваша разработка?
Разработка длилась месяц, на самом деле – это не особо сложно, во-вторых, мы использовали уже готовую технологию другого нашего приложения, Planner 5D, поэтому опыт создания таких интерьерных вещей уже был. В-третьих, сама комната не моделируется. Комната берется как фотография, а потом сверху накладывается, условно говоря, сетка перспективы, с помощью которой размечается, на каком уровне стены, потолок и так далее. И в зависимости от этого, 3D модель, которую мы добавляем туда, становится как родная.
Сколько человек разрабатывало это приложение? Вы сказали – за месяц, по-моему, это очень хороший срок.
Да, это, действительно, быстро. Мы довольно опытные, и у нас идет постоянная разработка Planner 5D, поэтому было довольно просто. Разрабатывали 1 программист и 1 дизайнер. Программист тот же, который делал Planner 5D, мобильное приложение.
Planner 5D пока тоже только под iOS?
В данный момент – да, но тоже идет разработка под Android.
Я пробовал пользоваться Planner 5D, это – составление схем помещения и, соответственно, трехмерное его представление…
Это чуть более глубокое приложение, а идея та же. Приложение для людей, которые столкнулись с переездом, покупкой жилья, мебели, выбора декора, интерьера и так далее. К примеру, вы собираетесь купить дом, вам нужно спланировать, как он будет выглядеть снаружи, изнутри, какие будут планировки, как мебель будет стоять, и используете Planner 5D для этого. То есть, это такой Автокад или Архикад для непрофессионалов. Ключевая фишка в том, что нет необходимости иметь специальные навыки для этого. Обычная домохозяйка может сесть и сделать интерактивную 3D модель помещения, выбрать материалы, добавить мебель, все, что угодно – и получить такой результат, как будто это делал профессиональный дизайнер интерьера или 3D модельер.
Я – ваша самая целевая аудитория, я живу за городом, у меня как раз новый дом. Пытался использовать Planner 5D, но сломался на прорисовке помещений – это достаточно долго и нудно. Как бы совместить PhotoPlanner и Planner 5D?
Тут разные аудитории. Есть те, кому необходимо сделать планировку, и люди спокойно справляются. Смысл такой: когда вы пробуете что-то сделать, у вас появляется задача – вы строите дом, делаете ремонт, нужно сделать перепланировку – ищете какой-нибудь софт, находите что-то сложное, вроде Архикада, открываете и не можете разобраться. А потом находите Planner 5D. А Planner 5D работает, как игра Sims – там все в игровой манере, очень просто, поэтому после этого нельзя сказать, что там что-то сложное есть. Опять же, зависит от того, насколько нужно. Создание планировки, естественно, довольно нудный процесс, потому что нужно разбираться с размерами, но если задача стоит, то вы это сделаете. А если вам не особо нужна планировка, и вам нужно только примерить диван или любую другую мебель — тогда это PhotoPlanner, как более поверхностная планировка. Planner 5D – это основательная задача, когда вы делаете всю планировку, подбираете материалы, пол, потолок, стены, расставляете окна, двери, выбираете обои, и потом только доходите до мебели. То есть, это долгий путь и разные задачи. Аудитория, в принципе, одна и та же.
А на Planner 5D сколько времени у вас ушло на разработку?
У нас есть веб-версия и мобильная версия. Мобильная версия пока что только на iPad, будет позже – на iPhone, Android, Windows Phone и все, что угодно, но в данный момент только два вида. В принципе, веб-версию мы сделали где-то за полгода, и мобильную примерно так же, потому что надо было делать с нуля, на мобильной все по-другому. Но в целом, не так долго, как могло бы быть.
Я правильно понимаю, что у вас кодовая база веб и мобайл различается, то есть, вы не используете никаких кроссплатформенных решений?
Мы пытались их использовать, но пришли к тому, что гораздо проще и удобнее делать под мобильные нативные приложения, а не смешивать.
А на чем пытались?
У нас веб-сервис на HTML5, мы пытались его перенести в мобильное приложение при помощи WebView, не очень удобно получилось. У нас для 3D используется WebGL, а в iOS используется браузер Сафари, который не позволяет WebGL отображать, поэтому нужно было отдельно оболочку делать на HTML5, а когда дело доходило до 3D-режима — включать нативное. В итоге, все это неудобно, и мы сделали просто полностью нативное приложение. Под Android было бы проще, потому что там Хром, и его можно использовать без приложения – зайти с любого телефона или планшета, открыть браузер, и там будет и 3D, и 2D, и все прочее. Но опять же, это немножко другой рынок, нужно выходить на сам маркет, поэтому мы все равно будем делать отдельное приложение.
У вас есть примеры какого-то необычного использования Planner 5D? Может, построение каких-нибудь необычных моделей?
Есть. У нас там три миллиона зарегистрированных пользователей за полтора года, создано 8 миллионов различных проектов, а так как проект международный – у нас 8 языков, каждая страна по статистике когда-нибудь использовала или скачивала Planner 5D. У нас впереди по количеству пользователей Америка, Россия, Бразилия, Европа, и, например, забавно сравнивать. Если смотреть российские планировки, то там, в основном, маленькие ущербные квартирки с маленькими кухнями, такие стандартные, а когда смотришь американские или бразильские – то там огромные виллы. Мы находили планировки баптистских церквей, были рестораны, бары. Но самое забавное – чувак на Бали спланировал себе крытую плантацию марихуаны, сделал все полностью в Planner 5D. Он использовал растения наши, немножко поменял их, и получилось похоже на коноплю. И это реальные кейсы, когда люди используют Planner 5D.
При трех миллионах пользователей, какой бэкенд используется? Он выдержал это?
Еще больше выдержит. У нас грамотная команда. До того, как делать Planner 5D, мы занимались различными проектами, высоконагруженными и не очень, поэтому для нас это не было сложностью.
Как вы делаете локализацию – какими-то услугами сторонними пользуетесь или сами?
Нет, мы стараемся делать так, чтобы локализация заключалась только в переводе. Мы используем минимальное количество текста, чтобы не очень заморачиваться с переводом. Поэтому просто нанимали переводчиков. Недавно на литовский перевели.
Сейчас туда Game Insight переехал….
Да, переехал, и мы там тоже офис открыли.
Чем Литва хороша?
Экономически особого интереса не представляет, но это перевалочный пункт между Россией и Западным рынком. Потому что это – уже ЕС, но при этом здесь дешево, все говорят по-русски, и близко до всех стран ЕС. Находясь в России, очень тяжело какие-то партнерские отношения строить с Европой, потому что далеко, а здесь сел на самолет за 50 долларов, долетел в Германию и пообщался. И плюс, здесь удобнее выход на Европейский рынок. Если – ты российская компания, то возникают сложности с переводом денег, всякие бюрократические заморочки. А когда есть открытое юр.лицо европейское, то гораздо проще все становится. Плюс еще европейский климат инвестиционный, конечно, интереснее.
Компания ваша вышла из академии Farminers. Что дало вам это, советуете ли остальным проходить этот формат или советуете самим развиваться?
Конечно, советуем. Это сумасшедший опыт, особенно, когда люди не очень опытные начинают заниматься этим – создают стартапы. Конечно, это удобно и полезно, когда ты попадаешь в среду экспертов, которые уже что-то сделали и могут тебе помочь. Во-вторых, система программного инкубирования, подразумевает такое совместное обучение. Там нас набралось 12 или 15 команд, мы вместе учились, перенимали, делились опытом. Конечно, зависит от инкубатора.
Farminers был в этом плане довольно сильный, я имею в виду, в экспертизе. Там были стартапы и были «академики» — то есть люди, которые уже состоялись в IT-сфере – тот же Игорь Мацанюк, Алиса Чумаченко, и так далее. Ряд людей, самих бизнесменов, топ-менеджеров успешных компаний, и они давали свою экспертизу и помогали в любой момент, по просьбе и не по просьбе, проводили семинары. У каждого стартапа был свой куратор, который помогал проекту и давал советы. Опять же, это не в принудительной форме, а такая открытая дверь к знаниям, куда можно прийти пообщаться по поводу монетизации, например – к Мацанюку, про маркетинг – к Чумаченко Алисе. Особенно, когда в смежных сферах эксперты. Кто играми занимается – для них это вообще кладезь. Вообще, любой инкубатор – это очень полезно. Это постоянный нетворкинг с такими же, как ты, смотришь, как это все происходит. То есть, ты не находишься в вакууме каком-то, а постоянно принимаешь участие в чем-то. Безусловно, если есть возможность, то нужно пользоваться.
Тогда обратно к приложениям. Вы маркетингом особо не занимаетесь, приложение не продвигаете?
Да, у нас есть серьезные показатели, в виде тех же 3 миллионов зарегистрированных пользователей за полтора года, у нас меньше чем за год зарегистрировался первый миллион, и это все без маркетинга и каких-то особых вложений в рекламу. Отчасти это потому, что мы не особо из маркетинга люди, мы — основатели Planner 5D — больше технические, продуктовые, и маркетингом особо никогда и не занимались. Мы организовали партнерские программы для Planner 5D, которые помогли привлечь пользователей и набрать популярность. Конечно, сейчас мы начнем использовать и маркетинг тоже, потому что объем бесплатного источника трафика потихоньку кончается. Вообще – да, маркетингом мы особо не занимались.
Если сейчас будете, то какие предполагаемые направления продвижения?
Различные совершенно. Начиная от какого-нибудь AdWords и заканчивая партнерскими программами с более серьезным подходом. Плюс также промоушен в App Store на западные рынки и так далее, потому что у нас мобильная версия при аудитории 80% русских и 20% иностранцев, а платящая аудитория на 80% — европейцы и американцы.
Если в России мы находимся в топах приложений, при этом денег мы практически не зарабатываем, то в Америке мы находимся на 150 каком-то месте, и это место дает нам 80% всей прибыли. Поэтому, если бы мы там вышли в топ, то это была бы совсем другая история. Но, опять же, американский рынок и App Store гораздо сложнее и больше, поэтому там выйти бесплатно в топы довольно сложно. Мы в App Store, кстати, тоже ничего специально не делали. Перед запуском приложения – оба приложения мы запускали 1 мая – мы их запускали, уезжали на две недели на каникулы, думая, что никаких скачек не будет, а когда возвращались, увидели сто тысяч скачиваний, топ-фри и второе место в российском App Store после Angry Birds. Опять же, разница попадания в топ в России и в Америке по части денег – разительная.
Как Planner 5D монетизируется?
У нас там два пути. Само приложение бесплатное, но оно работает по системе фримиум –дополнительные возможности являются платными. Изначально доступен каталог из 1000 объектов, чтобы получить 3000, нужно заплатить. Фотореалистичный рендеринг тоже платный. Плюс загрузка собственных текстур… Ряд таких фич, которые не обязательны, они просто дополняют и дают расширенные возможности. Люди, которые бесплатно пользуются – спокойно могут работать, программа выполняет все свои задачи. Это для более искушенных пользователей, либо для тех, кто играет. Есть люди, которые воспринимают это как игру – скачивают Planner 5D, строят себе там домики.
Что люди больше покупают – у вас есть статистика?
Больше покупают доступ к полному каталогу. Сначала у нас все обновления идут в вебе, а потом переходят на iPad, с опозданием где-то на месяц. Сейчас у нас будет обновление, где можно будет делать профессиональные рендеры так, как будто вы 3D художник.
Как в дальнейшем будут развиваться приложения? Какие глобальные планы по развитию PhotoPlanner и Planner 5D?
У Planner 5D будет развитие в сторону Европы – как компания, мы выйдем на европейский и американский рынок. В плане продукта тоже будут изменения. Мы внесем некоторые элементы более профессиональных программ, но, опять же, доступные простым пользователям. То есть, можно будет изменять толщину стен, делать круглые окна и так далее. Надо сделать что-то более серьезное, потому что нас постоянно об этом просят, а мы изначально делали специально так, чтобы было максимально просто без заумных штук, потому что, чем серьезнее становится программа, тем она заумнее, а мы хотели этого избежать. Но мы потихоньку учимся делать сложные вещи, но доступно, не вызывая затруднений. Поэтому мы будем добавлять серьезные вещи. В PhotoPlanner – научим его красить стены, потолки и полы, то есть не только добавлять мебель, но и отделку изменять. В общем, планов много, все по улучшению.
Сколько в компании работников?
В данный момент 11 человек.
Раз уж мы про игры заговорили, вы не думали выпустить игру?
Думали. Но в данный момент – это идейно слишком далекое будущее, потому что еще не все сделали с Planner 5D. Но да, идеи есть – когда домик уже полностью оборудован, хочется туда кого-нибудь заселить. Но я думаю, что мы проведем исследование, посмотрим – сколько людей, которые воспринимают это, как игру, и если их достаточное количество, начнем делать шаги в эту сторону, но это все не в ближайшем будущем.
А вы тестирование, A/B-инструменты какие-то используете или сами для себя решаете, как это будет выглядеть, и так и выкатываете в продакшн?
Так и решаем. Когда мы начинали, стратегия и философия была – делать как можно быстрее, не затягивать, не обсуждать без лишней надобности. Изначально весь проект был сделан вдвоем, и уже перед запуском веб-версии мы начали нанимать людей – 3D модельера, например.
Так как мы делали очень быстро, то нам удавалось оперативно все решать. Условно говоря, встречались на парковке перед офисом, обменивались идеями, и к обеду они уже были реализованы. Поэтому мы стараемся так делать и дальше. Конечно, когда продукт развился и имеет кучу фич, тестировать его вручную сложнее. Я думаю, мы придем к академичному этапу тестирования, потому что это здорово, когда можно легко и быстро тестировать, но на больших системах это уже не работает. У нас был случай, когда мы выпускали приложение и быстро его откатывали обратно, и выкладывали другую версию, потому что баги пропускали. Но это неизбежно, к сожалению.
Были какие-то эпические промахи в ходе принятия решений, когда вы думали, что оно сработает так – а оно работало не так или вообще не работало?
Именно таких промахов не было. Наши ожидания разбивались о реальность в другую сторону – когда мы выпускались, мы думали, что у нас нишевый продукт – ну, сколько человек делает ремонт? Вроде, как и все, но это же раз в жизни. Мы думали, что будет маленькое количество пользователей и будем потихоньку расти. Оказалось, что 100 тысяч пользователей было через 2 месяца после запуска, а через полгода – уже миллион. Только так наши ожидания не оправдались – в хорошем смысле.
Спасибо!
-
Новости1 месяц назад
Видеозвонки с Лили, Приключения и пианино — обновления Duolingo
-
Новости1 месяц назад
Видео и подкасты о мобильной разработке 2024.39
-
Видео и подкасты для разработчиков1 месяц назад
Lua – идеальный встраиваемый язык
-
Новости1 месяц назад
Poolside, занимающийся ИИ-программированием, привлек $500 млн