Статьи
Акселератор от 500 Startups и Сбербанк: личный опыт WINDY.APP
Наше приложение WINDY.APP существует с 2015 г. Осенью 2018 года без дополнительных внешних сторонних инвестиций мы вышли на самоокупаемость, и нам надо было решать, куда двигаться дальше. Идей было много, но не было четко сформулированного пути развития компании, миссии. Возник кризис идей, и главный вопрос — венчурная ли мы компания или просто обычный бизнес?
6 сентября 2018 г. 500 Startups и Сбербанк объявили о наборе в акселератор в Москве. Что получают участники?
- Обучение по программе 500 Startups, включая полный цикл лекций, семинаров непосредственно от менторов 500 Startups.
- Возможность получить посевные инвестиции от Сбербанк — до 10 миллионов рублей.
- Возможность привлечь венчурные инвестиции.
- Возможность выйти на рынок США.
На участие в акселераторе было подано более 800 заявок. Отбор прошли только 30 стартапов, 7 из которых по результатам акселерации и демо-дня в Москве отправятся в Сан-Франциско на 3 этап — акселерацию и питч-ивент в Кремниевой Долине в рамках 500 Startups.
Программа рассчитана на 3 месяца — 3 этапа. Первые 2 этапа проходят в Москве. Третий — в Кремниевой Долине.
Наше приложение WINDY.APP существует с 2015 г. Осенью 2018 года без дополнительных внешних сторонних инвестиций мы вышли на самоокупаемость, и нам надо было решать, куда двигаться дальше. Идей было много, но не было четко сформулированного пути развития компании, миссии. Возник кризис идей, и главный вопрос — венчурная ли мы компания или просто обычный бизнес?
Появилась необходимость в получении новых мнений извне, от людей, которые понимают, что важно, а что нет. Тогда было принято решение подать заявку на участие. Шли мы в акселератор без особой надежды. Думали, что придут преподаватели из российских вузов и будут нам рассказывать, как бизнес делать.
Тем не менее, мы поставили перед собой 3 основные задачи:
- Поиск новых идей для развития бизнеса.
- Общение с другими стартапами для обмена опытом, нетворкинг.
- Оценка актуальности идей, которые мы презентовали потенциальным инвесторам, – понять, что важно, а что нет.
Акселерация в Москве проходит в 2 этапа. Первый этап посвящен продукту, маркетингу, продвижению, продажам. На втором этапе акселерации основная тема — это общение с инвесторами. Стартапам рассказывают, что такое фандрайзинг, учат презентовать свой продукт разным инвесторам и в разном формате – публичные выступления на большую аудиторию, встречи один на один, презентации на узкий круг.
Сейчас на втором этапе уже можно сделать некие выводы об участии. Сам опыт акселерации уже полезен стартапу. Все 3 задачи мы выполнили уже сейчас, не дойдя до конца второго этапа, получили даже больше, чем ожидали. Нам есть с чем сравнить, мы были в Startup Sauna, в Хельсинки, — в одном из ведущих акселераторов. И сейчас мы видим разницу между европейским подходом и американским. Американский подход гораздо более динамичный. Расти или умри. Но быстро. Очень быстро.
Основное, что получили в акселераторе, — это менторы. Это люди из реального бизнеса, которые прошли тот путь, по которому мы идем. Для многих из них — это не первая компания, они прошли и подъем инвестиций, и банкротства, а кто-то продал бизнес.
Второе — это программа. Ощущение у нас, что мы на трех работах работаем. Первая — учимся в акселераторе, Вторая — обсуждаем между собой идеи, третья — управляем компанией.
Нетворкинг в акселераторе также работает отлично: кто-то в одном разбирается, кто-то — в другом. Одному из участников акселератора нужен был специалист по международной логистике, а у нас как раз были такие знакомые — мы их и свели. Кому-то мы дали контакты бизнес-ангелов, с которыми общались ранее. С нами также поделились контактами компаний для будущего партнерства. В акселераторе происходит постоянная взаимопомощь.
Про питчи для инвесторов тоже узнали много нового. Ранее в сообщениях инвесторам и потенциальным партнерам мы постоянно делали акцент на наших локальных чатах, на том, как здорово, что у нас есть свое комьюнити, где люди общаются, помогают друг другу. Оказалось, что инвесторов это не очень интересует. Им важно, что у нас 5 миллионов пользователей, встроенный работающий marketplace, что наши пользователи — профессионалы своего дела, увлеченные спортом и ветром люди. И что мы растем. Это важно.
Новые идеи, пути развития появляются постоянно в процессе общения с менторами, гостями и другими участниками акселератора. Менторы помогают фокусироваться, находить направления развития, не бояться проблем и двигаться дальше. Наша задача — быстро это проверять. На коленке, как угодно, но не бояться. Хороший совет нам дали — хотите увеличить выручку в 2 раза?? Увеличьте в 2 раза цены!
Но самое главное, работа в акселераторе показала, что высокая скорость роста — это ключевое, что помогает стартам и отличает их от устоявшихся компаний. Чем быстрее можешь формировать гипотезы, проверять и делать выводы, тем быстрее появятся и новый вектор, и новые пути развития компании.
Цифры:
- Месячная выручка увеличилась после 1-го месяца активной работы в акселераторе на 25%. Кстати, мы вняли совету. И увеличили цену на 25%. В 2 раза духу не хватило.
- Сложно сказать, связано это или нет с акселератором напрямую, но факт есть факт — рост на 25% не в сезон.