Connect with us

Статьи

Европейский VAT: что ждет разработчиков в Европе

Продажи игр и игрового контента в странах Европы всегда – а в сегодняшних рыночных условиях особенно – выгодны для разработчиков и издателей. И, если в вопросах непосредственно разработки игр под пользователей с отличным от российского менталитетом, выхода на иностранный рынок и маркетинга на иностранном языке у разработчиков достаточно собственных знаний, то в юридических и финансовых тонкостях им нередко необходима консультация.

Xsolla

Опубликовано

/

     
     

Продажи игр и игрового контента в странах Европы всегда – а в сегодняшних рыночных условиях особенно – выгодны для разработчиков и издателей. И, если в вопросах непосредственно разработки игр под пользователей с отличным от российского менталитетом, выхода на иностранный рынок и маркетинга на иностранном языке у разработчиков достаточно собственных знаний, то в юридических и финансовых тонкостях им нередко необходима консультация.

Налог в Евросоюзе

В странах Евросоюза с нового года вводится новый механизм расчета и уплаты VAT. Елена Сакова, специалист по международному стратегическому развитию Xsolla рассказывает о том, на кого распространят свое действие новые правила и какие технические трудности могут возникнуть перед российскими компаниями в результате этой реформы.

Кого коснутся поправки в налоговое законодательство ЕС?

С 1 января 2015 года в силу вступают новые правила, регулирующие порядок определения и уплаты VAT в странах Европейского Союза. Ставка VAT для всех осуществляющих B2C продажи компаний будет зависеть не от места регистрации продавца, а от места нахождения потребителя. То есть, при продаже одного и того же виртуального предмета ставка налога будет разной для игроков из разных стран ЕС. Помимо ставки, изменения также коснутся порядка уплаты и последующего возмещения VAT.

Поправки, внесенные в Директиву 2006/112 / EC, направлены на регулирование рынка электронных товаров и услуг. Изменения ставят перед собой целью создание равного налогового режима для европейских и иностранных компаний и, как следствие, должны привести к честной конкурентной борьбе за Европейских пользователей.

vat-rates-1938x1940

На кого распространятся новые правила?

Каждая компания, осуществляющая продажи европейским пользователям (B2C), обязана пройти регистрацию в установленном порядке и получить так называемый VAT номер.

Требование о регистрации и уплате VAT не зависит от числа продаж или величины полученных доходов и распространяется на всех продавцов электронных товаров и услуг. Другими словами, если хотя бы один житель ЕС перечислил вам деньги за виртуальный предмет, именно вы несете ответственность за правильное исчисление и уплату VAT с данной покупки.

Директива детально раскрывает перечень продуктов, относящихся к электронным товарам и услугам, в частности к ним относятся программное обеспечение, цифровой контент, скачиваемые компьютерные, мобильные и онлайн игры. Полный перечень содержится в разъясняющем документе.

Кто несет ответственность за уплату налога?

Согласно Директиве, ответственность за правильный расчет суммы VAT и его уплату в отношениях B2C несет поставщик электронных товаров и услуг.

Именно поэтому крайне важно четко определить, является ли транзакция B2C, особенно при работе с Европейскими посредниками.

Особое внимание хочется обратить на тот факт, что даже в случае сотрудничества с платежными провайдерами в странах ЕС, ответственность за уплату налогов несут непосредственно разработчики и издатели игр, если они указаны на чеке в качестве поставщика.

Оказание европейскими компаниями услуг исключительно по переводу денежных средств от пользователей не предполагает их ответственности за исчисление и уплату VAT.

Еще одной немаловажной особенностью нововведений является тот факт, что страны ЕС в разной форме приводят свое национальное законодательство в соответствие требованиям Директивы, что выражается в создании различных административных режимов и мер ответственности за ее несоблюдение. В частности, например, в Бельгии предполагаются самые высокие штрафы – до 200% от суммы налога.

Как привести деятельность в соответствие с новыми правилами?

У зарубежных поставщиков имеется два варианта регистрации в качестве плательщика VAT, если у них нет действующего VAT номера и постоянного представительства в странах ЕС:

  • Игровая компания может на свое усмотрение пройти процедуру регистрации в каждом из государств, на территории которых осуществляются/планируются продажи.
  • Можно воспользоваться упрощенной формой регистрации MOSS, которая позволяет выбрать любое из государств-членов ЕС для регистрации и последующей отчетности и уплаты VAT.

Регистрация MOSS уже доступна на порталах налоговых органов государств ЕС.

Компании, зарегистрировавшиеся до конца 2014 года смогут уже с начала 2015 подавать отчетность и платить VAT в выбранной стране. Если же заявление на регистрацию будет подано в 2015г., по общему правилу, оно вступит в силу с начала следующего календарного квартала. Однако, если вы планируете осуществлять продажи европейским пользователям до момента вступления в силу регистрации в рамках MOSS, вам необходимо уведомить государство регистрации до 10 числа месяца, следующего за датой совершения первой продажи. В противном случае отчитываться по VAT за продажи, совершенные с начала 2015 года и до вступления регистрации в силу, придется в каждом из государств, где покупки имели место.

Какие технические трудности могут возникнуть?

Несмотря на очевидные плюсы, которые призвана привнести Директива, она также породила ряд проблем для поставщиков электронных товаров и услуг:

1) Особенной подготовки требует реализация механизма определения местонахождения пользователя. Существует примерный перечень информации, которая может использоваться для определения местонахождения игрока и презумпций его положения, однако техническая разработка и запуск подобного механизма требует дополнительных затрат (в том числе и временных). Специально с учетом грядущих изменений в законодательстве ЕС, Xsolla разработала умный алгоритм идентификации местонахождения пользователя. Он автоматически определяет ставку VAT непосредственно в момент совершения покупки.

2) Необходимо получать, обрабатывать и хранить (сроком до 10 лет) информацию, идентифицирующую пользователя. Это представляет ещё большую сложность для игровых компаний, ведь мало построить необходимую инфраструктуру, нужно еще и обеспечить её соответствие европейскому законодательству в сфере защиты персональных данных.

Что делать с ценами?

Довольно долгое время крупные российские компании открывали представительства в странах с наиболее благоприятным налоговым режимом: Кипр, Люксембург (ставки VAT одни из самых низких в Европе). Это помогало оптимизировать величину подлежащего уплате VAT, оставляя цены одинаковыми и низкими для пользователей всех стран ЕС.

Новые правила вынудят издателей либо платить VAT в большем размере, оставляя цены для пользователей на прежнем уровне, либо повышать цены для игроков, что может негативно сказаться на объемах продаж.

По данным опроса, проведенного KPMG, 75% респондентов, на которых распространятся нововведения ЕС с 2015 года, планируют поднять цены для пользователей. Кстати, с помощью технического решения, разработанного Xsolla, настраивать и изменять цены в игровом магазине стало очень просто.

На сегодняшний день сложно прогнозировать, как изменения в европейском законодательстве скажутся на работе российских игровых компаний за рубежом. Тенденция к увеличению цен и дополнительные издержки на поддержание работы компаний, несомненно, наблюдается, однако, я полагаю, это не повлияет на спрос на игры и, соответственно, не приведет к снижению доходов разработчиков.

[icon-box icon=laptop width=1]

Примечание редакции

Для разработчиков, представленных в Apple App Store и Google Play, ситуация выглядит по-разному. Обе компании будут сами собирать и выплачивать НДС в Европе. Но делать это будут диаметрально противоположными методами.

В случае App Store компания фактически сама выступает вашим покупателем – то есть сначала вы ей продаете свое приложение, а потом уже компания продает его потребителям. Таким образом, Apple может включать налог в стоимость продаваемого товара, так что цены для конечных пользователей будут скорректированы, а выплаты разработчикам не уменьшатся. Сейчас, например, Apple работает в Люксембурге, где ставка VAT составляет 3%. С нового года, если покупатель вашего приложения пришел из, например, Великобритании, то для него цена увеличится на 20%.

В случае Google Play ситуация иная – вы напрямую продаете свои товары пользователям. Да, Google Play будет автоматически собирать VAT и выплачивать его Европе, но вычитать его будут из ваших денег. То есть кроме законных 30% вы можете еще заплатить до четверти остатка (27% для Венгрии) в виде налогов.
[/icon-box]

Если вы нашли опечатку - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Advertisement
 
9 комментариев

9 Comments

  1. Mihael Isaev

    25.12.2014 at 00:04

    То есть при продаже мобильных приложений и in-app в AppStore, всей этой ерундой занимается Apple?

  2. Александр Верещак

    14.01.2015 at 16:16

    1) “Сейчас, например, Apple работает в Люксембурге, где ставка VAT составляет 3%.” – странно. На карте в этом посте указана ставка НДС в Люксембурге 15%
    ?
    2) “Существует примерный перечень информации, которая может использоваться для определения местонахождения игрока и презумпций его положения”
    Дайте, пожалуйста, линк на информацию относительно этого перечня. Спасибо!
    3) “Xsolla разработала умный алгоритм идентификации местонахождения пользователя. Он автоматически определяет ставку VAT непосредственно в момент совершения покупки.” вопрос, понимаю, практически риторический, ибо касается ноу хау. Но все же задам его: каков этот “умный механизм”?

You must be logged in to post a comment Login

Leave a Reply

Популярное

X
X

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.