Разработка
Инкубатор «Лаборатории Касперского”: возможность для начинающих предпринимателей развивать свою идею
Вартан Минасян,руководитель направления по инвестициям и инновациям «Лаборатории Касперского», рассказывает, как компания запустила стратегическую инициативу по работе с IT-стартапами, и к чему это привело.
Вартан Минасян,руководитель направления по инвестициям и инновациям «Лаборатории Касперского», рассказывает, как компания запустила стратегическую инициативу по работе с IT-стартапами, и к чему это привело.
Любая крупная корпорация, существующая на рынке несколько десятков лет, рано или поздно начинает развивать программы внутренних инноваций, как, например, внутреннее предпринимательство. В этом случае у компании два пути:
- улучшение своей операционной эффективности, например, создание продуктов для внутренней автоматизации;
- создание бизнес-продуктов для выхода на новые рынки.
“Лаборатория Касперского” выбрала второй путь — на собственной базе создала бизнес-инкубатор и разработала модель “внутренних предпринимателей”.
Что такое бизнес-инкубатор и для чего он вам нужен
Бизнес-инкубатор — это стартап внутри компании. Мы всесторонне поддерживаем новаторов и обеспечиваем финансирование перспективных проектов, открываем их лидерам доступ к собственным технологиям и экспертным знаниям, накопленным за годы работы в сфере информационной безопасности.
Мы привлекаем предпринимателей как изнутри “Лаборатории” (за два года их пришло около 200 человек), так и в открытом рынке. Из внешних разработчиков нам интересны те, у кого еще нет своего стартапа, но есть идея или уже сделаны первые шаги. Во внешнюю воронку за 2 года к нам попало около 1000 проектов.
С одной стороны, мы обычный департамент в стенах “Лаборатории Касперского”, с другой — сильно выделяемся на фоне всей компании, особенно с точки зрения бюрократии. Руководители проектов фокусируются на развитии своего стартапа и не занимаются бумажной работой.
Наш внутренний бизнес-инкубатор примечателен тем, что мы согласны работать с человеком просто на уровне идеи. Люди в моей команде обладают опытом в различных отраслях, и мы можем оценить, способен ли человек довести идею до рынка или нет. Нам не нужны доказательства того, что человек что-то сделал. Нам нужно видеть перспективность проекта, с которым он пришел к нам.
В бизнес-инкубаторе работает семь человек, которые анализируют идеи проектов, людей и комбинации, готовят проект к презентации на инвестиционном комитете.
Наш проект — возможность для начинающих предпринимателей развивать свою идею в команде экспертов. Пока рано делать громкие выводы, но мы стараемся внедрять мировые практики и делаем первые шаги в развитии не только внутренних проектов, но и этих, что приходят к нам за помощью извне. Наша задача — обработать все идеи и помочь воплотить их в жизнь.
Как это работает
Есть несколько стадий запуска проектов:
- Личная встреча с потенциальным руководителем проекта.
- Рассмотрение и анализ идеи.
- При положительном решении проводится несколько встреч для ответа на базовые вопросы: какую проблему мы хотим решить, сколько на это нужно денег, какой путь наиболее оптимальный.
- Подготовка документов: презентация проекта и финансовый план.
- Презентация идеи на инвестиционном комитете, в который входят топ-менеджеры.
- Принятие решения о запуске проекта и выделении финансирования.
- В случае одобрения лидер переходит работать в инкубатор и набирает себе команду. С этого момента начинается работа внутри инкубатора: эксперты из числа сотрудников компании помогают разработчикам в развитии идеи в реальный, жизнеспособный проект. Наши корпоративные менторы делятся практическим опытом для того, чтобы идея стала реальным бизнесом.
От момента знакомства до момента принятия решения о запуске проекта проходит около трех месяцев, задержки процессов бывают с обеих сторон. Обычно требуется 5-10 встреч команды с предпринимателем, чтобы приступить к воплощению идеи в реальный бизнес-проект.
Через итерацию лидер возвращается на инвестиционный комитет и демонстрирует свои результаты, комитет принимает решение о продолжении проекта, корректируется цель и бюджет проекта.
Как попасть в бизнес-инкубатор
Попасть в бизнес-инкубатор может каждый. Мы открыты для всех, сотрудники даже ловят нас в лифтах, столовых, приходят прямо на рабочее место. Мы часто организуем презентации, воркшопы, дни открытых дверей, куда может прийти любой желающий и принести с собой идею.
Также в бизнес-инкубатор можно попасть с помощью специальных конкурсов. На данный момент к нам можно попасть через номинацию Next Generation Security на конкурсе технологических стартапов GoTech.
Победители получат возможность присоединиться к “Лаборатории Касперского” и развивать проект в нашем бизнес-инкубаторе.
Успешный кейс
Один из одобренных проектов, Kaspersky Security Awareness, сейчас генерирует выручку в несколько миллионов долларов и продолжает развиваться. Он направлен на то, чтобы обучить сотрудников компаний-клиентов так называемой IT-гигиене: на какие ссылки можно нажимать, на какие — нет, как выглядит мошенник в интернете, как вести себя в критических ситуациях.
Руководитель этого проекта работал в нашей компании, а в инкубатор пришел полтора года назад. У него была идея и понимание того, что надо делать. Но в тот момент он был один, а приоритеты департамента определял руководитель. Мы составляли рабочие бизнес- и финансовый планы и помогли перейти в инкубатор. Сегодня в его команде восемь человек, а продукт уже продан в компании более чем 30 стран.
Будущее
В августе мы планируем выбрать несколько новых команд и пригласить их на экспертную сессию с топ-менеджерами “Лаборатория Касперского”. О результатах обязательно расскажем.