Статьи
О стоимости и ценности бизнес-идей
И в этом контексте совершенно не важно, что сами по себе идеи ничего не стоят и никому, кроме вас, не интересны. Все изменится, когда ваша идея обрастет мышцами из тех действий, которые вы предпринимаете по её развитию.
Дмитрий Тарасов (Хаос-Контроль) в своем блоге рассказал о стоимости и ценности идей.
В последнее время я все чаще получаю «деловые предложения», суть которых сводится к следующему:
Здравствуйте, Дмитрий, у меня есть идея проекта. Предлагаю реализовать его совместно. С меня идея, с вас — ресурсы и реализация. А прибыль поделим.
Бывает еще вот так:
У меня есть идея, как улучшить ваш продукт Хаос-контроль. Если её реализовать, то ему не будет аналогов на рынке. Если интересно, то готов описать функциональность. А прибыль поделим.
Я понимаю, что вам может показаться удивительным, что в 2015 году кто-то все еще считает, что хорошая идея — это бесценный актив, с которым можно вступать в партнерские отношения, но я действительно получаю такие сообщения несколько раз в неделю.
Изначально я хотел написать в этом посте универсальный ответ на такого рода предложения, чтобы просто отправлять людям ссылку на него, не утруждая себя долгими разговорами и объяснениями, почему мне это не интересно. В конце концов, стоимость идеи равна нулю — это любой предприниматель знает. Но потом пришел к выводу, что, помимо стоимости, у идей есть еще такой атрибут, как «ценность». А это уже намного интереснее.
Давайте разбираться, в чем разница между стоимостью и ценностью, применительно к бизнес-идеям.
Стоимость идеи
Здесь все очень просто. Стоимость любой идеи без её реализации, в лучшем случае, равна нулю. Если у вас есть идея проекта, но нет ни ресурсов для его реализации, ни компетенций для его развития, то у вас нет ничего. Грубо говоря, если вы можете говорить о своей идее, но не в состоянии делать что-то с ней своими или чужими руками (реализовывать, продавать, налаживать партнерские отношения, и т.д.), то партнерство с вами никому не нужно, а прибыль, которой с вами справедливо поделятся, равна нулю.
Поэтому предложение «с меня идея, с вас ресурсы» означает, что я вкладываю в проект N$, а вы — 0$. Это означает, что если проект что-то заработает, то это будет моя заслуга, а не ваша. А если не заработает, то я потеряю деньги, а вы не потеряете ничего. Поэтому партнерство с вами мне, очевидно, не нужно.
Поэтому любую идею и любое партнерство вокруг нее есть смысл обсуждать, когда, кроме идеи, есть еще хотя бы что-то из этого списка:
- деньги;
- команда разработчиков;
- выстроенный канал продаж;
- сильный бренд или иная маркетинговая платформа.
Ну и, напоследок, у людей, обладающих ресурсами для реализации идей, очень редко есть потребность в чужих идеях бизнес-проектов. Вы не поверите сколько у меня самого самых разнообразных идей самых разнообразных проектов, которыми мне было бы интересно заняться. Поэтому я с куда большим энтузиазмом восприму предложение ресурсов, чем предложение идеи, за которой нет ресурсов.
Ценность идеи
Несмотря на то, что идеи не обладают стоимостью, они обладают огромной ценностью. Ценностью, правда, не для окружающих, а лично для вас. Чем больше у вас возникает идей различных проектов, тем больше вероятность, что со временем они будут становиться лучше. Чем лучше они будут становиться, тем больше вероятность, что рано или поздно одна из этих идей настолько вас захватит, что к ней найдутся и ресурсы на реализацию. С Хаос-контролем, например, так и было. Ресурсов на разработку не было, но они нашлись сами по себе, просто потому что я был уверен в этом проекте и предпринимал соответствующие действия, чтобы заработать деньги на первые версии продукта.
Поэтому нужно культивировать в себе способность что-то придумывать, развивать свои идеи в осмысленные концепции, которые ведут к конкретным действиям. И в этом контексте совершенно не важно, что сами по себе идеи ничего не стоят и никому, кроме вас, не интересны. Все изменится, когда ваша идея обрастет мышцами из тех действий, которые вы предпринимаете по её развитию.